Хасанова Алла Анатольевна
Учитель географии ГБОУ СОШ № 18
с углубленным изучением математики
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Население России
Интерактивная презентация по географии
9 класс
Актуальность разработки презентации
Из всего многообразия программного обеспечения, созданного к настоящему времени, трудно найти такое приложение для организации и подачи материала на уроке, которое по своей популярности, универсальности, эффективности, простоте освоения и богатству средств могло бы превосходить редактор презентаций MicrosoftOfficePowerPoint. Это приложение – одно из самых широко используемых приложений в педагогической среде. Российские фестивали IT-активных педагогических работников показали, что подавляющее большинство работ, представленных на конкурс, было создано в среде MSPowerPoint или Flash. Более половины этих работ представляли собой тесты, для реализации которых был использован большой арсенал приёмов, доступных в этом приложении. Как выяснилось по итогам фестивалей, среди педагогов есть стремление использовать приложение MSPowerPoint для создания тестов самой различной тематики с разнообразным наполнением, включая тексты, таблицы, формулы, звуки, изображения, анимацию и видеоролики [1,2].
Цель создания презентации:
Основной целью разработки презентации было создание интерактивного учебного ресурса, с помощью которого можно решать целый ряд учебно-методических задач:
- Контроль знаний с использованием различных заданий с кратким или развернутым ответом;
- Дифференцированная оценка каждого ответа с учетом его сложности при наличии нескольких вариантов правильного ответа на этот вопрос;
- Режим работы, в котором ученик может неоднократно корректировать ответ и сам блокирует дальнейшую корректировку, если сочтет ответ окончательным;
- Возможность учителю накапливать баллы от ответа к ответу;
- Возможность ученику проанализировать свои ошибки после окончания тестирования с помощью справочных гиперссылок.
- Возможность учителю редактировать тестовые задания для повторного контроля знаний с другим вариантом теста.
Результаты разработки
Для достижения поставленной цели были использованы средства среды PowerPointи программные возможности языка программирования VBA. В работе [1] приведены рекомендации по использованию надстроек для PowerPoint. В данной работе была использована надстройка «Макросы». Язык макросов VBA позволяет решить практически любую задачу, связанную с организацией тестирования и управлением им.
- Контроль знаний с использованием различных заданий с кратким или развернутым ответом;
Для решения этой задачи использовались такие управляющие элементы как переключатели и флажки. В тех случаях, когда вопрос требовал единственного краткого ответа, были использованы переключатели, например
Переключатели |
Чтобы зафиксировать ответ, ученик должен нажать на кнопку «Ответ», которая после нажатия блокируется.
Нажатие на кнопку «Ответ», инициирует исполнение следующей программы на языке VBA:
Программа считает и суммирует полученные баллы, количество баллов за данный ответ зависит от его сложности и устанавливается учителем.
- Дифференцированная оценка каждого ответа с учетом его сложности при наличии нескольких вариантов правильного ответа на этот вопрос;
Если требуется краткий ответ, но возможно выбрать несколько правильных ответов, то в качестве управляющих элементов используются флажки, например:
Флажки |
В этом случае оба ответа: «Крайний Север», «Остров Сахалин» - правильные, т.е. следует установить два флажка. По этой причине программа, инициируемая кнопкой «Ответ», имеет несколько иной вид:
Из текста программы видно, что количество баллов учитель может откорректировать прямо перед началом тестирования, учитывая как индивидуальность вопроса, так и индивидуальность ребенка.
Если требуется развернутый ответ, то в качестве управляющих элементов используются текстовые окна. Текст программы имеет вид:
- Режим работы, в котором ученик может неоднократно корректировать ответ и сам блокирует дальнейшую корректировку, если сочтет ответ окончательным;
Последняя команда в вышеприведённых программах записана для того, чтобы окончательный ответ на вопрос блокировал повторный ввод. На каждом слайде установлены таблички с поясняющими надписями, содержание которых меняется в зависимости от состояния кнопки «Ответ»:
- До блокирования кнопки надпись имеет вид:
- После блокирования кнопки надпись может иметь два варианта оценки ответа:
или:
- Возможность учителю накапливать баллы от ответа к ответу;
Надпись показывает ученику суммарное количество баллов для данной стадии тестирования. Для этой цели использована глобальная переменная ball, которая хранится в независимом модуле
- Возможность ученику проанализировать свои ошибки после окончания тестирования с помощью справочных гиперссылок.
Работа с презентацией начинается с выбора режима. Интерактивную презентацию можно использовать в двух режимах:
- В режиме тестирования;
- В режиме самоподготовки или в режиме исправления ошибок.
Выбрать режим можно с помощью флажка режима, расположенного на первом сайде презентации.
Флажок |
В режиме тестирования флажок запрещает доступ к справочным гиперссылкам и переходам.
Работа с презентацией начинается с нажатия кнопки «Сброс», которая инициализирует все переменные, устанавливает поясняющие надписи, хранящиеся в глобальных переменных Module1. Если установлен режим тестирования, то все управляющие элементы, обеспечивающие доступ к справочным гиперссылкам, закрыты шторкой «Доступа к справке нет», В противном случае эта шторка снимается и становится виден управляющий элемент с надписью «Справка». В качестве управляющих элементов использованы или кнопки или надписи (ActiveX).
Справочные гиперссылки, прикреплены к управляющим элементам «Справка». В большинстве случаев, это гиперссылки на электронные образовательные ресурсы сети Интернет для географии. В некоторых случаях используются ссылки на Википедию или обращение к поисковым системам, например, Google.com.
Справочные ссылки на термины и определения открываются непосредственно на слайде. Если справочные данные имеют объемный вид таблицы или длинного теста, то ссылки даются на адрес соответствующего файла. Например:
- Возможность учителю редактировать тестовые задания для повторного контроля знаний с другим вариантом теста.
В данной презентации учитель может корректировать как содержание вопросов, таки содержание макросов. Если тест выполнен с неудовлетворительной оценкой, то ученик должен проанализировать свои ошибки с помощью справочных гиперссылок. В этом режиме кнопки «Ответ» заблокированы, т.е. он может посмотреть, но не исправить ошибки. Для исправления ошибок ему будет предложен другой, подобный по содержанию и по трудности, тест.
Чтобы не плодить большое число файлов презентации, учитель имеет список вопросов и соответствующих им оценок для 5-10 вариантов теста. В настоящее время редактирование презентации выполняется вручную. Предполагается в рамках этой задачи разработать сервисную программу для ввода данных в презентацию.
В качестве перспективы развития можно разработать задания для учащихся с тем, чтобы каждый ученик разработал 1 слайд по данной тематике, включая
- Формулировку вопроса и ответа с оценкой;
- Иллюстративный материал;
- Управляющие элементы, макросы к ним;
- Справочные гиперссылки.
Заключение
Интерактивная презентация была опробована на уроках географии в 9 классе ГБОУ СОШ №18. Опробование показало, что данное направление работы весьма перспективно.
Список литературы
- Комаровский А.Н.Расширение образовательных возможностей MSPowerPoint «Информатика» № 4 / 2011
- Комаровский А.Н. Разработка шаблона для подготовки тестов в MSPowerPoint.»Информатика» № 20 / 2009.
- http://www.alleng.ru/edu/geogr2.htm
- http://www.examen.ru/add/gia/gia-po-geografii