Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пути обеспечения деятельностного подхода в обучении географии

Соболева Елена Борисовна
            Огромное значение для нашего образования будет иметь переход на Федеральные государственные образователь­ные стандарты второго поколения (ФГОС), которые исходят из нового социального зака­за общества к этой сфере. Особенно важно отметить две черты новых ФГОС. Во-первых, гуманистический подход в них преобладает над технократическим. Это значит, что акцент делается, прежде всего, на воспитание широко образо­ванного человека, гражданина постиндустриаль­ного информационного общества. Во-вторых, в ФГОС сохранена традиционная для советской и российской школы ориентация на фундамен­тальные научные знания. Об этом свидетель­ствует опора на специально разработанное для каждого предмета «фундаментальное ядро», которое позволит будущим выпускникам школы овладевать высоконаучными инновационными технологиями, необходимыми для повышения конкурентоспособности России на мировом рынке.
            Фундаментальное ядро общего содержа­ния образования фиксирует основополагающие элементы научного знания — ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, предназначенные для обязательно­го изучения, т. е.  фундаментальное ядро по географии определяет объём знаний, которым должен овладеть выпускник школы. Представлены в обобщенном виде универсальные учебные виды деятельности раз­ного характера (познавательного, регулятивно­го, коммуникативного и так далее).
            Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, определяемых стан­дартом применительно к освоению основных образовательных программ, обеспечивает при­мерная программа по географии. Она разработана на основе предъявляемых стандартом требований к выпускнику. Главным материалом для формирования при­мерных программ являются программы по формированию универсальных учебных действий вместе с фундаментальным ядром содержания общего образования.
           На базе примерных программ каждый препо­даватель может создавать свою рабочую про­грамму. Это поистине поле для творчества, раз­личных комбинаций, касающихся расположения материала, последовательности его изложения, тех или иных понятий, умений, очередности их формирования, формы урока (лабораторная работа, семинар, защита проекта, экскурсия).     
Наряду с функциональным знанием багаж выпускника современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий,  обеспечивающих его функциональную грамотность. Универсальные учебные действия означают умение учиться; это совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний. Универсальные учебные действия позволяют учащимся самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Поэтому формируемые географические знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения - основой для формирования ключевых компетенций. 
             Умение приобретать знания в процессе самостоятельной работы с литературой формируется в процессе работы с учебником, географической и научно-популярной литературы, работы с ресурсами Интернет.
             Учебник относится к вербально-информационным средствам обучения. Он не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьни­ков. Учебники нового поколения формируют географическую культуру учащихся, которая включает географические знания и умения, географическое (пространственное) мышление и специфический язык географии, создают яркую и запоминаю­щуюся научную картину мира.
              Основу учебников географии составляет текст. При работе с объяснительным текстом учащиеся должны выявить причину развития изучаемого явления или объекта, раскрыть причинно-следственные связи, усвоить теорию, научные понятия, законы, принципы, обобщающие мировоззренческие выводы.
              При работе с текстом возникает необходимость специального обучения учащихся мыслительным операциям анализа и синтеза. Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом учебника.
              Известны три уровня работы с текстом:
1. Познавательный (главная цель — усвоение);
2. Аналитический (главная цель — критика);
3. Творческий (главная цель — созидание нового).
              Для учащихся наиболее приемлем познавательный уровень, включающий в себя наиболее распространенные приемы работы с книгой:
а) выделение существенного;
б) смысловая группировка;
в) составление плана, тезисов, конспекта;
г) составление схем, графиков, диаграмм;
д) формулирование выводов;
е) чтение-поиск (на вопрос в конце параграфа найти ответ в тексте учебника);
ж) составление вопросов к теме;
з) на основе текста учебника составить алгоритм (учебные действия) описания географического объекта.
              Некоторую помощь при работе с текстом может оказать следующая памятка:
1. Прочитав текст параграфа, определить наиболее сущест­венную часть его, выделить главную мысль.
2. Попытаться установить, какие следствия как теорети­ческого, так и практического характера могут вытекать из этой мысли.
3. Определить правомерность новых мыслей или идей, выте­кающих из выявленной в параграфе мысли или идеи.
4. Проверить, насколько общий характер имеет эта мысль и какова область ее применения.
             Развитие операций анализа и синтеза осуществляется также в процессе записей прочитанного.
             Уже делая выписки отдельных фактов, названий, терминов, определений, выводов, цифровых данных и т.п., вдумчивый ученик разбирается в смысле текста, отбирает наиболее сущест­венное для усвоения, устанавливает связи между отдельными частями текста, дает им оценку. Учителю следует обращать внимание на умение делать нужные выводы, время от времени проводить соответствующие беседы, демонстрируя при этом образцы наиболее удачных выписок, сделанных учащимися.
              Составление тезисов также требует умения проводить анализ и синтез текста и одновременно совершенствует их. Тезисы более детально, чем план, расчленяют текст и выражаются в виде кратких утверждений, которые доказываются при помощи рассуждений. Тезисы позволяют выявить основные идеи текс­та, четко сформулировать их в определенной системе. Для составления тезисов школьники разбивают текст на несколько частей, выявляют в них самое существенное, определяют суть, и значение каждой части и, наконец, формулируют четкие по­ложения, утверждающие или опровергающие какие-либо вы­сказывания, содержащиеся в тексте.
              Наиболее сложна работа над конспектом, которая требует от ученика разнообразных умений и навыков ведения записей текстов.
              Для составления конспекта надо предварительно научиться делать выписки, составлять план и тезисы текста, а это значит, что конспектирование стимулирует совершенствование всех мыслительных операций анализа и синтеза.
              В современных учебниках представлены разнообразные зада­ния, которые можно использовать не только для контроля за усвоением знаний учащихся, но и для обобщения их, а также в качестве познавательной задачи при изучении нового материала. Проверить понимание содержания текста позволяют многочисленные вопросы и задания учебника различного уровня сложности.
              Образовательная роль географии как школьного предмета во многом определяется тем, что ее основной частью являются карты, позволяющие человеку ориентироваться в пространстве, извлекать из них самую разнообразную информацию. Следует иметь в виду, что пользователем картографической информации становятся не только специалисты-географы, но и каждый современный человек.
              В содержании школьных курсов географии заложены знания об особенностях карты, (карта рассматривается как объект изучения), а также знания географического содержания, (карта выступает как источник знаний и как средство наглядности). Однако уровень картографической под­готовки в школе еще достаточно низкий.
             Жизнь ставит перед школой новые задачи, одна из кото­рых — ликвидация картографической безграмотности. Карто­графическая грамотность нужна современному человеку не менее, чем компьютерная. Карты, атласы, космические снимки становятся предметом повседневного спроса, массового исполь­зования. Научная картография обеспечивает все виды исследо­ваний в науках о Земле и планетах.
              Именно картографический метод является наиболее эффек­тивным инструментом познания структуры географических яв­лений, закономерностей и их пространственного размещения, взаимосвязей между явлениями или объектами, их динамики, средство мониторинга и прогнозирования.
Совершенствование обучения в школе эле­ментам картографической грамотности предполагает:
а) изуче­ние видов и типов карт, атласов, аэро- и космических снимков;
б) освоение языка карты (системы условных знаков, карто­графические способы изображения, правила генерализации);
в) умение работать с картами (чтение, сопоставление, ана­лиз, владение навыками извлечения информации из карт).
              Обучению учащихся знанию карты, ее пониманию, чтению уделяется много внимания в методике обучения географии. Методика формирования    умений    работать    с    картами    различного содержания хорошо, описана, поэтому мы остановимся лишь на тех аспектах, которые требуют своей дальнейшей разработки в связи с новыми современными требованиями. Во-первых, это более глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение.                         
               Например. 1. По карте климатических поясов и областей покажите 2 - 3 территории, где круговорот веществ и энергии происходит особенно интенсивно, а где очень медленно. Чем это объясняется?
 2. Совершите путешествие по физической карте Австралии (маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты). Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь.  
               Во-вторых, необходимо организовать практическую работу с картографическими изображениями, выводимыми на экранах школьных компьютеров.
               На примере изучения особенностей расселения населения по территории России покажем возможности использования компьютера при овладении учащимися картографическим методом исследования.
Кадр № 1 — на экране изображена карта «Плотность населения России». К карте даны следующие вопросы:
— На основе, каких данных составлена карта?
— Какой метод применён при составлении карты?
— Какая шкала плотности населения применена при состав­лении карты и почему?
— Какие районы России имеют наивысшую плотность населения, а какие -  наименьшую?
— Какие природные условия для них характерны?
                    Примечание: в  случае  затруднения  ответа  на последний вопрос вводится Кадр № 2.
На кадре изображена "Климатическая карта России". К ней сформулированы следующие вопросы:
— В каком типе климата лежат территории, имеющие минимальную (максимальную) плотность населения?
— На основе показателей карты составьте характеристику климатических условий указанных территорий.
— Какие еще карты понадобятся для уточнения особенностей природных условий территорий?
Кадр № 3. На кадре дана карта: "Плотность населения России".
К ней предлагаются следующие вопросы:
— Каковы основные черты рисунка размещения населения территории России?
— Каковы основные особенности размещения населения в отдельных частях России? Как размещено население по территории вашей республики, края, области, района?
Кадр № 4. Вводится карта плотности сельского населения.
- Выявите районы с минимальной и максимальной плот­ностью сельского населения. Какие природные условия харак­терны для данных районов?
Примечание: в случае затруднения обратитесь к кадру № 2.
Кадр № 5. Вводится карта народов России. Сравните карту плотности населения и карту народов Рос­сии.
Вопросы:
- Этнические территории, каких наций и народностей России имеют самую высокую и самую низкую плотность населения? В какой степени она дополняет основное содержание карты? 
- Какой вывод из проведенного исследования вы можете сделать?
Кадр № 6. На кадре карта "Плотность населения России". 
Вопросы:
- Какую дополнительную информацию можно получить из карты плотности населения?
- В какой степени она дополняет основное содержание карты?
             В настоящее время задача учителя заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для учащегося, пред­ставляющим непосредственный, жизненно важный интерес. Он должен отражать реалии сегодняшнего дня, те события, которыми живет вся страна, не быть изолирован от проблем современной жизни. В последние годы в практике преподавания географии в сред­ней школе широко применяется прием моделирования новых карт. Этот прием позволяет учащимся глубже усвоить причин­но-следственную зависимость изучаемых явлений природы.
             Так, при изучении особенностей климата Северной Амери­ки, учащиеся, используя прием моделирования, создают под руководством учителя новую для них карту, на которой отра­жена зависимость климата Северной Америки от климатообразующих факторов. На основе созданной, на контурной карте модели учащиеся могут объяснить особенности климата любой территории материка, раскрыть причинно-следственную связь между всеми элементами, характеризующими климат.
             Приведем в качестве примера несколько вопросов, позволяю­щих учителю проверить понимание учащимися особенностей климата материка.
1. Почему в средних и высоких широтах очень большая разница между температурами лета и зимы? А на крайнем юге Северной Америки начиная от Никарагуа, почти не бывает се­зонных различий температуры.
2. Какое влияние на климат материка оказывают теплое течение Гольфстрим и холодное Лабрадорское течение? Ответ обоснуйте данными созданной вами карты.
3. Чем объяснить разницу в замерзании морей Тихого и Атлантического океанов у берегов Северной Америки? А также зимнюю положительную аномалию температур к северу от 40° параллели и отрицательную — к югу от той же параллели?
4. Объясните изменение количества осадков с запада на вос­ток по параллели 40°.
             Таким образом, карта является необходимым источником знаний, а умение работать с картой: читать ее, анализировать, сопоставлять карты различного содержания, создавать модели новых карт — является одним из основных географических умений, которым должны овладеть учащиеся в процессе обуче­ния географии.
              Одной из актуальных проблем школьного образования является его компьютеризация. По мнению ряда исследова­телей, нет лучшего способа изучить поведение географического объекта или явления, чем экспериментировать с его компью­терной моделью. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих географических процессов и явлений с помощью графических средств изображения (схем, графиков, диаграмм и т.д.).
               Компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, форми­рованию знаний о географических закономерностях. Применение компьютерной техники — дело новое, хотя уже создаются географические компьютерные программы.
                Используемые в изучении географии педагогические про­граммные средства различаются в зависимости от своих ди­дактических целей.
                Программы-тренажеры предназначены для повторения уча­щимися наиболее значимых знаний. Основным содержанием этих программ должен быть не второстепенный, а наиболее значимый материал. Программы-тренажеры включают и про­граммы контролирующие, причем в качестве средства контроля могут использоваться и программируемые микрокалькуляторы (ПМК).
               Обучающие программы предназначены для показа на экране дисплея нового материала. Он должен представляться блоками, выстроенными в логической последовательности. Каждый новый блок связан с предшествующим. Хорошо "обучающие" программы способствуют повышению эффективности учения.
              Еще один тип педагогических программных средств — имитационно-моделирующие программы, предназначенные для выработки навыков решения проблем. В работе с одной программой могут быть заняты сразу несколько учащихся. В этом случае в процессе решения проблем вырабатываются навыки совместного принятия решений. Проблемы должны быть взяты, из жизни и реально быть значимыми для школьников. В имитационно-моделирующих программах формулируется проблема, предлагаются требующие выбора возможные варианты ее решения, представляются последствия каждого из возможных решений.
              Содержание учебных, компьютерных программ обеспечивает работу каждого ученика по индивидуальному плану. Они состоят из нескольких самостоятельных частей, что дает возможность использовать их не только в рамках одного урока, но и всей темы, а также и в разных классах.
              При выполнении тренировочных упражнений ученик получает немедленное подкрепление правильности ответа. В случае ошибки компьютер проводит корректировку знаний и дает возможность ввести правильный ответ.
             В преподавании географии широко применяются наглядные методы. В процессе обучения географии наглядные методы особенно важны, так как чувственное познание по времени предшествует рациональному. 
             Главное направление совершенствования наглядных мето­дов — организация деятельности школьников на разных уров­нях самостоятельности. Например, задание: составить срав­нительное описание саванн Африки и Южной Америки -требует от учащихся выполнения работы с широким привлечением иллюстраций учебника, картин, таблиц (Типы почв Земли; Растительный мир материков; Животный мир материков).
             Использование выше перечисленных приемов поможет учителю реализовать деятельностный подход к обучению.
             Суть деятельностного обучения состоит в том, что учитель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с географическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания. Например: читать, анализировать тектоническую карту, сопоставлять ее с физической картой для установления связей современного рельефа со строением земной коры; наблюдать объекты явлений в природе и на производстве (а также в непроизводственной сфере); работать со схемами, профилями, статистическими показателями. Всё это способствуют применению географических знаний и умений в социально значимой работе учащихся, в их общественно-полезной деятельности (прогнозы неблагоприятных явлений в атмосфере, предупреждение роста оврагов, борьба с загрязнением водоемов и т. д.)
            Для того чтобы в процессе обучения географии использовать деятельностный подход, необходимы соответствующие материальные условия: оборудование рабочего места ученика, наличие приборов и инструментов (планшет, компас, мерная лента и т. д. для съемки плана местности), наличие тетрадей, атласов, инструкций, планов описаний и характеристик, справочников других источников географической информации.
           Уже много лет идет перестройка средне­го географического образования: изменились цели предмета, усовершенствованы его струк­тура и содержание, произошел переход от раз­дельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу, что означает переход от покомпонентного изучения к комплексному страноведческому подходу. Однако на практике изменения происходят слишком медленно. 
           Образовательные стандарты второго поколения направлены на обновление и даже пере­стройку методического мастерства учителя. Поэтому,  каждому педагогу в следующем учебном году необходимо работать над своей компетентностью, развивать методи­ческое мышление и профессиональное самосознание.
           Профессиональная компетентность учителя географии развивается в процессе овладения опы­том педагогической деятельности на основе формирования функциональной и личностной готовности учителя к осуществлению этой деятельности. Компетентность учителя прояв­ляется в его способности и готовности осваи­вать новые концепции предмета, новые педа­гогические технологии, выбирать программу и учебники из нескольких альтернативных, оцени­вать их с позиции методики своего предмета, своих возможностей, типа учебного заведения и особенностей обучаемых школьников.
            В учебно-воспитательном процессе совре­менный педагог не только организует учебно-воспитательную работу и проектирует образо­вательный процесс, направляет познавательную деятельность учащихся и контролирует ход и результаты обучения, но осуществляет стимули­рующие, реагирующие, организующие педаго­гические функции. При этом поведение учителя основывается на его профессиональном само­сознании, которое определяется уровнем раз­вития методического мышления.
Методическое мышление неразрывно свя­зано с методическим мастерством и лично­стью учителя. Оно определяет способы реше­ния методических задач, выбор педагогических средств (способов мотивации, форм, методов и приемов обучения), индивидуальный стиль общения и отношение к самосовершенствова­нию. Современный педагог должен иметь широ­кий кругозор в области содержания учебного предмета и методики его преподавания, уметь вести исследовательскую работу, изучать отече­ственный и зарубежный опыт.
              Методическое мастерство подразумевает овладение системой определенных методиче­ских умений: проектировочных, адаптацион­ных, организационных, мотивационных, коммуникативных, контролирующих, познаватель­ных.
              Выделим некоторые пути обновления мето­дического мастерства учителя географии.
1. Усиливается роль психологических и дидакти­ческих концепций модернизации среднего обра­зования, знание которых поможет педагогу творчески подойти к выбору программы, учебников, планированию учебного процесса.
В Стандарте второго поколения главной целью образования названо развитие личности учащихся, выдвинуто требование учета их интересов и возможностей. Научное содержание географии рассматривается как база личностного развития.
2. Одна из задач совершенствования методи­ческого мастерства учителя географии — ори­ентация на формирование не только фундамен­тальных географических знаний и умений, но и на их прикладной характер. Прикладная роль географических знаний и умений реализуется в форме воспитания у школьников ключевых ком­петенций, т.е. учитель целенаправленно обуча­ет приемам учебной работы, особое внимание уделяет организации самостоятельной позна­вательной деятельности.
3. Методическое мастерство учителя географии определяется не только успешным формированием у школьников знаний и умений, но и вниманием к надпредметному содержанию пред­мета. Известно, что к компонентам содержания помимо знаний и умений относят также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности. Функции двух последних компонентов в форми­ровании личности выражаются в осуществлении творчества, в преобразующей деятельности. Они формируют избирательное отношение к миру, способность оценивать события и процес­сы, происходящие в природе и обществе. Эти надпредметные компоненты содержания требу­ют применения активных методов в составе личностно ориентированных и развивающих педа­гогических технологий, которые направлены на решение учебных проблем, создание условий эмоциональных переживаний.
              Таким образом, основная идея обновле­ния методического мастерства учителя гео­графии состоит в развитии его умения организовать активную учебно-познавательную деятельность учащих­ся, формировать творческое мышление школьников на основе их собственной самостоятельной, в том числе исследовательской, деятельности.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»