Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование образа территории через культурное
пространство Санкт- Петербурга

Чугреева Ирина Евгеньевна,
ГБОУ СОШ № 156 Санкт-Петербурга
 
Формирование универсальных учебных действий в основной школе происходит на основе культурно- исторического, системно - деятельностного подхода (теоретические положения которого формулировались и Выготским Л.С., и Элькониным Д.Б.). Одно из положений заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую деятельность путём последовательных изменений. Поэтому личностное, социальное и познавательное развитие определяется характером деятельности, в первую очередь учебной.
Для реализации  практической направленности обучения географии в основной и старшей школе, и овладения ключевыми компетенциями, в том числе создание образа территории, я использую технологию проектно- исследовательской деятельности.
Современная обстановка, требующая формирования личностного самоопределения на основе развития мировоззрения и ценностных ориентаций, формирование гражданской идентичности, уважения к своей истории, истории других народов, понимание ценности жизни определили направление моих методических разработок последних лет.
Возможности, которые предоставляет Санкт- Петербург для реализации этой работы разнообразны:
  1. Это городской проект «Большая регата», с возможностью посещать различные музейные площадки города, с интерактивной составляющей;
  2. Посещение музеев по абонементу - Эрмитажа, Русского музея, этнографического музея, музея Нарвской стороны, центр музейной педагогики Государственного музея истории  Санкт- Петербурга на территории Петропавловской крепости, замечательной программы «Музея четырёх соборов»;
В основной школе формирование образа территории формируется при подготовке к краеведческим чтениям – в школе есть традиция проведения предметных недель и одно из мероприятий «Наш Калининский район», при подготовке к которому ребята изучают историю района, например, в годы Великой отечественной войны; информацию о населении (о бывшей немецкой слободе Горожанка, о семье землевладельца Замшина и др.), об исторических территориях -  Полюстрово, Ручьи, Кушелевка, Выборгская сторона. Так же в школе проходят декада «За страницами учебника …», где учащиеся могут выбрать интересующую их тему и, часто, это тема касается вопросов истории развития, как Калининского района, так и города. Например – «Промышленная революция в России», о предприятиях 19 века, или «Заселение территории в допетровский период», или «Семья Бенуа в Петербурге» и многие другие темы, которые учащиеся представляют в формате сообщений, презентаций, игр, мини- лекций, предметов экспозиций.
Проектная деятельность в школе осуществляется и в таких мероприятиях как «Ярмарка проектов» (со стендовыми докладами) и «Первые шаги в науке» (с защитой исследовательских проектов). Как учитель географии я использую эти возможности для формирования представления о различных районах России, например, темы проектов 2017,2018 годов – «Зачем России Арктика? », «Арктика на карте  Санкт - Петербурга» (прикладной проект по созданию экскурсии по местам Петербурга, связанным с освоением Арктики), «Промышленное развитие Калининского района. Вчера, сегодня, завтра» (с посещением предприятий района и формулировкой перспектив развития района)
Личный опыт работы показывает, чтобы материал стал для учащихся лично значимым, близким – а что может быть ближе как не история места, где ты родился, воспитывался, учился; история предметов, которые может быть так знакомы по тому, что видел у себя в деревне, на даче, что за праздники вспоминают или отмечают (в семье, или соседи, или город) - надо такую возможность предоставить.
Мой любимый проект, в котором мне довелось участвовать, это «Урок в музее », в котором я участвовала в рамках научно- практической конференции «Политкультурное пространство современного школьника».
«Урок в музее »- это урок- экскурсия в Этнографическом музее по теме «Народы Северо - Запада России » в 8 классе в разделе «Этнический состав населения России » и «Население Санкт- Петербурга и Ленинградской области». Конечно, такой урок требует предварительной индивидуальной подготовки учащихся по уточняющим вопросам и заданиям, договорённости с музеем о проведении урока и о содержании и продолжительности экскурсии. Но, во- первых, сами музейные работники заинтересованы в привлечении внимания к музею, к разнообразным формам работы со школами, во- вторых, необычность такого урока мотивирует детей на достижение результатов и возможность проявить себя в необычной обстановке.
Урок, целью которого является формирование понимания специфики населения  в разных районах России на примере Северо - Запада  способствует раскрытию взаимосвязи традиционных занятий, быта, типов жилищ населения с природными условиями района, знакомит с народами, проживающими на территории Северо - Запада России. Положительными моментами при проведении урока в музее является:
  •  Возможность реализации краеведческого компонента
  • Использование культурного пространства Санкт-Петербурга
  • Активное участие детей в проектной и исследовательской деятельности, что способствует развитию мотивации учебной деятельности
  • Профориентационная работа
Проблемами реализации данной формы урока:
  •  требуется дополнительное время на проезд
  • экскурсовод проводит плановую экскурсию, а дополнительный материал должен отвечать учебной программе (поэтому приходится разворачивать вопрос курса географии)
  • урок должен быть в урочной системе, оценки дифференцироваными с учётом индивидуальных особенностей и долей самостоятельности в выполнении заданий
  • работа должна быть рефлексивной
Перспективы использования данного типа уроков связаны:
  • с возможностью разработки интегрированных уроков в музеях города с историками, биологами, химиками в зависимости от темы
  • работа в системе ближайшего социума (семья, район, другие школы)
  • и, конечно, возможностью обмениваться опытом.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»