Формирование образа территории через культурное
пространство Санкт- Петербурга
Чугреева Ирина Евгеньевна,
ГБОУ СОШ № 156 Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 156 Санкт-Петербурга
Формирование универсальных учебных действий в основной школе происходит на основе культурно- исторического, системно - деятельностного подхода (теоретические положения которого формулировались и Выготским Л.С., и Элькониным Д.Б.). Одно из положений заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психологическую деятельность путём последовательных изменений. Поэтому личностное, социальное и познавательное развитие определяется характером деятельности, в первую очередь учебной.
Для реализации практической направленности обучения географии в основной и старшей школе, и овладения ключевыми компетенциями, в том числе создание образа территории, я использую технологию проектно- исследовательской деятельности.
Современная обстановка, требующая формирования личностного самоопределения на основе развития мировоззрения и ценностных ориентаций, формирование гражданской идентичности, уважения к своей истории, истории других народов, понимание ценности жизни определили направление моих методических разработок последних лет.
Возможности, которые предоставляет Санкт- Петербург для реализации этой работы разнообразны:
- Это городской проект «Большая регата», с возможностью посещать различные музейные площадки города, с интерактивной составляющей;
- Посещение музеев по абонементу - Эрмитажа, Русского музея, этнографического музея, музея Нарвской стороны, центр музейной педагогики Государственного музея истории Санкт- Петербурга на территории Петропавловской крепости, замечательной программы «Музея четырёх соборов»;
Проектная деятельность в школе осуществляется и в таких мероприятиях как «Ярмарка проектов» (со стендовыми докладами) и «Первые шаги в науке» (с защитой исследовательских проектов). Как учитель географии я использую эти возможности для формирования представления о различных районах России, например, темы проектов 2017,2018 годов – «Зачем России Арктика? », «Арктика на карте Санкт - Петербурга» (прикладной проект по созданию экскурсии по местам Петербурга, связанным с освоением Арктики), «Промышленное развитие Калининского района. Вчера, сегодня, завтра» (с посещением предприятий района и формулировкой перспектив развития района)
Личный опыт работы показывает, чтобы материал стал для учащихся лично значимым, близким – а что может быть ближе как не история места, где ты родился, воспитывался, учился; история предметов, которые может быть так знакомы по тому, что видел у себя в деревне, на даче, что за праздники вспоминают или отмечают (в семье, или соседи, или город) - надо такую возможность предоставить.
Мой любимый проект, в котором мне довелось участвовать, это «Урок в музее », в котором я участвовала в рамках научно- практической конференции «Политкультурное пространство современного школьника».
«Урок в музее »- это урок- экскурсия в Этнографическом музее по теме «Народы Северо - Запада России » в 8 классе в разделе «Этнический состав населения России » и «Население Санкт- Петербурга и Ленинградской области». Конечно, такой урок требует предварительной индивидуальной подготовки учащихся по уточняющим вопросам и заданиям, договорённости с музеем о проведении урока и о содержании и продолжительности экскурсии. Но, во- первых, сами музейные работники заинтересованы в привлечении внимания к музею, к разнообразным формам работы со школами, во- вторых, необычность такого урока мотивирует детей на достижение результатов и возможность проявить себя в необычной обстановке.
Урок, целью которого является формирование понимания специфики населения в разных районах России на примере Северо - Запада способствует раскрытию взаимосвязи традиционных занятий, быта, типов жилищ населения с природными условиями района, знакомит с народами, проживающими на территории Северо - Запада России. Положительными моментами при проведении урока в музее является:
- Возможность реализации краеведческого компонента
- Использование культурного пространства Санкт-Петербурга
- Активное участие детей в проектной и исследовательской деятельности, что способствует развитию мотивации учебной деятельности
- Профориентационная работа
- требуется дополнительное время на проезд
- экскурсовод проводит плановую экскурсию, а дополнительный материал должен отвечать учебной программе (поэтому приходится разворачивать вопрос курса географии)
- урок должен быть в урочной системе, оценки дифференцироваными с учётом индивидуальных особенностей и долей самостоятельности в выполнении заданий
- работа должна быть рефлексивной
- с возможностью разработки интегрированных уроков в музеях города с историками, биологами, химиками в зависимости от темы
- работа в системе ближайшего социума (семья, район, другие школы)
- и, конечно, возможностью обмениваться опытом.