Малышева Эльвира Сергеевна
Система оценивания знаний — система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса.
Процесс обучения сегодня характеризуется, как известно, разнообразием образовательных маршрутов, широким спектром программ и учебников. Для его эффективной организации от учителя требуется способность к самостоятельному конструктированию системы предметного обучения в своей школе, умение гибкой дифференцированной разработки методики преподавания в каждом классе в соответствии с познавательными возможностями своих учеников. Поэтому необходим иной уровень методической подготовки педагога, ориентированный на овладение им общими подходами к самостоятельному проектированию и осуществлению процесса обучения.
1. Современное общество ставит перед школой новые задачи. Задача современной школы – воспитание творческой личности. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем.
2. Самостоятельная деятельность школьников - важное условие развития мышления ученика при обучении. Рейтинговая система оценивания знаний формирует навыки самостоятельной деятельности учащихся.
3. Оценивание деятельности современных школьников – важный стимул обучения и воспитания. Из всех систем оценивания: традиционной(балльной), тестовой, «портфолио», рейтинговая система позволяет объективно оценивать знания учашихся.
4. Цели, методы и приемы современного урока, требующие активной мыслительной деятельности учащихся. Инновационные педагогические технологии и рейтинговая система оценивания знаний учащихся.
5. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет организовать на практике здоровьесберегающие технологии. Рейтинговая система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность из необходимости во внутреннюю потребность, расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. 6. Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Это система оценивания накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. Использование рейтинговой системы оценивания позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. 7. Рейтинговая оценочная шкала и способы ее составления. Шкала составляется с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с учебной программой по предмету и учебником. При разработке оценочной шкалы применяются виды рейтинга: стартовый, дисциплинарный, текущий, творческий. 8. Сравнивая рейтинговую систему оценивания знаний учащихся с традиционной, можно сделать вывод, что рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет психологически перевести учащегося с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся
1. Система оценивания знаний и достижений школьников
1.1. Рейтинговая система контроля знаний.
С этой системой мы познакомились несколько лет назад, изучая опыт работы других учителей. К сожалению, источник информации нами потерян, и я не могу сослаться на него.
Главная цель рейтинговой системы контроля знаний – влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения, при использовании лекционно-семинарского, проблемного обучения, игровых, проектных, информационно-коммуникативных, компьютерных технологий.
Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме, а, следовательно, к дисциплине в целом.
Во-вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется педагогом и одноклассником.
В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой ситуации.
В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся, которые подготавливают почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между педагогом и учащимися.
В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения старшеклассника в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности.
Рейтинговая система – бальная система накопительного типа. В отличие от привычной пятибалльной, работа ученика на профильном курсе оценивается по системе «рейтинг». Рейтинг – индивидуальный коэффициент старшеклассника определяется по результатам всех видов занятий, вариантов контроля, подсчитывается на каждом этапе рубежного и итогового контроля. Учителю необходимо разработать систему баллов за различные формы деятельности учащихся, «премиальные» и «штрафные» баллы, льготы. При этом весь профильный курс 10 и 11 классов разбивается на тематические модули. В каждом модуле планируется система текущего контроля, определяется количество баллов за выполняемое задание, максимальное и минимальное число баллов по каждому виду деятельности, количество и формы рубежного контроля. На первом же уроке профильного курса учащихся необходимо познакомить с рейтинговой системой, ее условиями, шкалой перевода рейтинговой системы баллов в традиционную систему оценивания, вручить им памятки.
На родительском собрании необходимо ознакомить родителей с методикой работы данной системы с целью повышения их заинтересованности. Целесообразно делать выписки о результатах рейтинга по итогам рубежного контроля, усиливая тем самым мотивацию учащихся к самоконтролю. Можно по договоренности с родителями доводить результаты рубежного рейтинга до их сведения.
В рейтинговой системе необходимо четко обосновать и заранее ознакомить учащихся с баллами за соблюдение определенных условий выполнения заданий, которые позволят им поднять свой рейтинг. Например, за своевременность выполнения работы – 1 балл, досрочное выполнение – 2 балла, интересную идею и оригинальность работы – 5 баллов, компьютерный вариант работы – 5 баллов, аккуратное систематическое ведение рабочей тетради - 10 баллов. Повысить рейтинг можно и другими способами. Работа консультантом на базовом и профильном курсах, ассистентом на зачетах, проведение занятий с учеником, пропустившим уроки, дают большее количество баллов – до 50. Интересно, что учащиеся положительно относятся к идее «штрафных» баллов. Они сами предлагают варианты штрафов: опоздание отнимает 2 балла, пропуск занятия без уважительной причины – 10 баллов, неаккуратное ведение тетради – 5 баллов, несвоевременно выполненная работа – 2 балла.
При данной системе оценивания знаний становится более эффективным контроль за пропусками. Пропущенная по уважительной причине работа должна быть сдана в недельный срок без снятия штрафных баллов. Если же работа была пропущена по неуважительной причине, она тоже должна быть отработана, но уже со снятием штрафных баллов: в течение первой недели ученик получает 75% от максимально возможного количества баллов, в течение второй недели – 50%, в течение третьей недели – 25%. Как показывает опыт, все ученики стремятся вовремя отработать свой пропуск.
При этом задолженности сдаются во внеурочное время, назначенное преподавателем, но по инициативе ученика. Необходимое условие применения рейтинговой системы – проектирование всей темы (модуля), а не отдельного урока.
1.2. Технология оценивания достижений учащихся «Портфолио».
На элективных курсах целесообразно применение технологии оценивания достижений учащихся «Портфолио работ и отзывов».
В начале курса учащимся предлагается выбор типа портфолио: индивидуальное портфолио или портфолио группы. Они знакомятся с правилами оформления, структурой, рекомендациями по работе с портфолио. Выполняя различные работы, учащиеся в соответствии с особенностями индивидуального или коллективного портфолио, собирают и структурируют их. В эти портфолио можно поместить также самооценку работ, отзыв ребят и учителя, таблицу оценивания.
Портфолио может иметь следующую структуру:
• титульный лист с указанием вида, типа портфолио, фамилий авторов, названием элективного курса, ОУ, учебного года;
• фотография ученика или учеников с какой-либо цитатой, поясняющей их жизненную или учебную позицию;
• пояснительная записка с указанием цели создания портфолио, описанием хода работы, содержанием портфолио;
• работы, расположенные в логическом порядке;
• самооценка работ, включающая выводы по работе с портфолио;
• отзыва учащихся, педагогов (ученики могут обратиться за отзывами к любому педагогу старших классов);
• таблица с оценками работ и портфолио.
На последнем занятии проводится защита портфолио работ, по результатам которой учащиеся получают зачет по элективному курсу. В данном случае портфолио играет роль стимула, основываясь на стремлении старшеклассников к самовыражению и самореализации личности. Можно провести конкурс портфолио и победителей рекомендовать к участию в школьной научно-практической конференции в номинации «Портфолио».