Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Дистанционное обучение в школе

 

Лузанова Нина Николаевна, НОУ средняя образовательная школа «Экспресс» Санкт-Петербурга, заместитель директора

 

Дистанционное обучение пришло в школьную жизнь из вузов, но в отличие от вузовской образовательной среды, школьная образовательная среда более консервативна. Практика показывает, что численность общеобразовательных школ, где  наряду с  традиционной формой получения образования учащимся предоставляется возможность получить дистанционное образование, составляет менее одного процента. Хотя для многих категорий учащихся такая форма получения образования, является остро необходимой.

Цель данной статьи не анализировать причины, почему так трудно дистанционное обучение входит в школьную практику, а составить разговор как сделать дистанционное образование качественным и конкурентоспособным наряду с традиционной формой получения образования. Возможно ли это?

Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Экспресс»необычная школа. Здесь ученики получают образование экстерном. Наша школа уникальна тем, что ученик в ней получает не только весь объём знаний, необходимый для успешной аттестации за курс основной школы или за курс основного общего, среднего (полного) общего образования. В первую очередь, мы помогаем человеку решить его образовательные задачи: пройти программу двух классов за один год, освободить время для подготовки в вуз, совмещать учёбу в школе и работу или дополнительное образование в другом учебном заведении, ликвидировать предыдущие пробелы  в знаниях и прочее.

Нами наработан опыт использования форм дистанционного обучения наряду с традиционной формой получения школьного образования. На сайте www.express-externat.spb.ru есть «Школа дистанционного обучения», которая пользуется особой популярностью у учеников.

Создание школы дистанционного обучения как поддержка традиционной формы получения образования проходила в два этапа: организационно-управленческий и содержательный.

Первый этап – организационно-управленческий. Здесь мы определяли цели и задачи будущего проекта, назначали участников, рассматривали варианты создания технической поддержки и использования информационно-образовательной среды для дистанционного обучения учащихся школы.

Для реализации целей и задач проекта мы, в первую очередь, повысили уровень подготовки учителей по информационным технологиям через  проведение тренингов и консультаций, познакомили с WYSIWYGредакторами и программным обеспечением «Moodle».

При выборе информационно-образовательной среды для дистанционного обучения учащихся школы мы остановились на методах технической среды обмена информацией Moodle(ModularObject-OrientedDynamicLearningEnvironment- модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Нам импонировало, что Moodle — свободная система управления обучением(LMS). Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.

Следующим пунктом реализации первого этапа проекта было создание положения, инструкций и другой документации, регламентирующей  деятельность дистанционной школы. Внедрили новые компоненты по организации учебной деятельности: электронное расписание и журнал успеваемости «users» дистанционной школы.

Немаловажным фактом в реализации этого проекта было принятие важных управленческих решений:

·        по материальной мотивации учителей.

Все учителя, которые выходят на новый уровень работы в Школе дистанционного обучения получили увеличение в почасовой оплате труда.

·        по материально-техническому  обеспечению проекта: в несколько раз увеличен компьютерный парк, закуплено новое оборудование: видео- и веб-камеры, микрофоны, сканеры, электронный микроскоп и планшет, мультимедийный проектор.

·        по организации Wi-Fiс ети в учебных аудиториях отделений школы

Второй этап – содержательный.На этомэтапе создания школы дистанционного обучения мы выбирали модель компьютерной технологии обучения. По нашему мнению здесь важно было соединить комбинацию из классических и модернизированных форм и методов обучения. Она поддерживается традиционными учебниками, задачниками и методическими пособиями, а также современными компьютерными программами и образовательными средами.  

Это позволило нам осуществлять не только контроль за усвоением знаний учащимися, но прежде всего, активно их использовать для созидания в рамках образовательного процесса.

Значительную часть времени на втором этапе реализации проекта мы отвели созданию методических материалов для дистанционной подготовки экстернов. Взяв за основу государственные образовательные стандарты, выработали структуру образовательных модулей по изучаемому предмету: образовательный минимум, глоссарий, учебный ресурс, задание, форум, wiki, урок, тест и др.

Что мы уже используем:

·        лекции (электронные учебно-методические пособия, теле- и видео-лекции и лекции-презентации);

·        практические занятия, в том числе семинарские и лабораторные занятия;

·        конференции учебной группы с использованием электронной почты, неформальное общение обучаемых в ходе освоения тем курса;

·        консультации: индивидуальные и групповые (форум, chat-конференции);

·        аттестация (тесты, контрольные работы) с on-line-оценкой, формированием портфолио обучающегося, полными отчетами о деятельности,  журналы успеваемости, графики и т.д.

Выбранная нами информационно-образовательная среда Moodleподдерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и учащимися, так и между самими учащимися. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как преподавателями, так и учащимися. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Важной особенностью системы дистанционной подготовки является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Для учащихся среднего звена это очень важный элемент, который способен показать приращение знаний, этапы «образовательного» взросления. Преподаватели могут создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости и в индивидуальной папке ученика.

Система позволяет контролировать «посещаемость», активность учащихся, время их учебной работы в сети.

Одна из самых сильных сторон системы дистанционной подготовки школы - это широкие возможности для коммуникации.Поэтому на данном этапе развития школы дистанционного обучения экстернов мы поставили задачу по формированию креативно, информационно-коммуникативного поля, где пересекаются формальные, так и неформальные формы общения, возникающие в процессе обучения.

В этом учебном году мы начали работу по созданию нового образовательного портала ext.spb.ru (http://экстернат.рф/), целью которого является освещение значимых событий для российского образования и образовательных новостей экстерната, а также предоставления информационных сервисов для увеличения эффективности работы педагогов школы.

На данном этапе развития дистанционного обучения экстернов мы пришли к выводу, что учителю уже необходимо не только модерировать учебный процесс, но и вести активный диалог с обучающимся, выясняя, уточняя его мнение, направляя его мысли, раскрывая идеи.

Для расширения коммуникативного поля работы учителя с учащимися стали использовать новые коммуникационные средства: web-messenger, Skype-консультации, что позволяет задействовать зрительную и слуховую память, присутствовать на on-lineуроках, просматривать видео-лекции, презентации, слушать аудио-лекции. Всё это помогает не только более качественно и глубоко изучить новый материал, но и дает возможность прослушать его повторно, чтобы лучше запомнить необходимую информацию.

Для расширения инормационно-коммуникативной среды обучения началось активное использование и освоение Google-сервисов (календарь, документы). Совместная работа в общем хранилище документов (как на основе Google-сервисов, так и с помощью собственных разработок) позволяет педагогам школы организовывать групповую работу, проектную деятельность учащихся.

Особое  внимание при организации дистанционного обучения экстернов мы уделяем выполнению ими практических (именно практических заданий, а не тестов, рефератов, контрольных работ, хотя, как один из составляющих элементов дистанционного курса, они, конечно, остаются в УМК курса) заданий, через поисково-познавательные методики. С этой целью педагоги используют  новое оборудование – «виртуальную доску», электронный микроскоп.  Подобные индивидуальные консультации on-lineмогут служить аналогом практических занятий при очном обучении.

Таким образом, анализируя все составляющие дистанционной формы обучения, можно сделать вывод, что активное внедрение современных информационных технологий значительно увеличило эффективность и удобство образовательного процесса и позволило достичь нового уровня в обучении экстернов.

Дистанционное образование можно сделать качественным и конкурентоспособным наряду с традиционной формой получения образования.Технические возможности образовательной среды и технические информационно-коммуникативные средства обучения позволяют скорректировать учебные материалы в соответствии с требованиями стандарта образования и возможностями учащегося, а также проводить независимую объективную экспертизу знаний учащихся.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»