Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

I Вводная часть
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации.
На данный момент в современном обществе происходит неудержимое развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей.
Сегодня академической общественностью системы образования России признано, что важным и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий. Данную идею поддерживает и ФГОС второго поколения общего образования.
 Анализ проекта федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, показал, что именно дистанционное обучение сыграет особенную роль в формирования у учащихся современных представлений об обобщенной структуре личности и деятельности человека. А именно в  таких сферах деятельности человека как интеллектуальной, ценностно-этической, трудовой, коммуникативной, эстетической. Такой вывод мы делаем благодаря тому, что ключевой особенностью среды дистанционного обучения является цель максимально способствовать удовлетворению и развитию образовательных потребностей ее обучающихся.
С 01.09.2009 г. Распоряжением Комитета по Образованию, в рамках президентской программы «Бесплатное дистанционное обучение - детям инвалидам» в нашей школе открылся Центр Информатизации образования. С 01.09.2010 на базе нашей школы начала работу  Районная экспериментальная площадка «Дистанционное обучение». Оба этих структурных подразделений обеспечивают работу  портала «Виртуальная школа» (http://www.vs279.ru).

 

II Основная часть
В настоящее время наша «Виртуальная школа» насчитывает более 600 учащихся по всему миру:  Россия (Санкт – Петербург, Ленинградская область, Архангельск, Кировск, Улан – Удэ, Ярославль, Нижний Новгород), Греция (Афины), Германия (Дюссельдорф), Саудовская Аравия (Мекка), ОАЭ (Дубай), Венесуэла (Каракас).
Обучение в нашей «Виртуальной школе» ведется на основе государственных общеобразовательных программ. Курсы «Виртуальной школы» распределены по параллелям и содержат все учебные предметы, изучаемые в общеобразовательной школе, в том числе и география.
Разработаны и активно используются в Дистанционном обучении курсы по географии:
• 6 класс – «География. Природа и люди» (35 часов)
• 7 класс – «География. Страны и континенты» (70 часов)
• 8 класс – «География. Россия» (70 часов)
• 9 класс – «География. Россия» (70 часов)
• 10 – 11 классы – «География. Современный мир» (70 часов)
• Курс «Подготовка к ЕГЭ по географии»

Курсы по географии разработаны на основании и с учетом основных направлений модернизации образования. Созданные курсы реализуют  как цели и задачи  по достижению требований минимума содержания образования по географии, стоящих сегодня перед средней школой, так и общие дидактические задачи по формированию личности учащихся.
Дистанционные курсы по географии, с одной стороны, раскрывают содержание географического материала, способствуют  формированию практических умений и навыков учащихся общеобразовательной школы, а с другой — предоставляют возможность учащимся, которые не могут обучаться очно по разным причинам, получить географическое образование в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Одним из главных отличий курсов «Виртуальной школы» от существующих является структура урока: урок – это не просто демонстрационные материалы, по какой – либо теме, а полный набор электронных образовательных ресурсов, которые позволяют учащемуся пройти все этапы урока (проверка домашнего задания, актуализация знаний, изучение нового материала, первичное закрепление знаний, контроль за качеством изученного материала).
Урок начинается с методических рекомендаций «Начать урок», которые предназначены для ученика, учителя и родителя.
Методические рекомендации представляют собой гипертекст, который содержит четкое руководство к действиям ученика. Структура этого компонента дистанционного урока включает все этапы традиционного урока:
1. Сообщение темы и цели урока
2. Актуализация ранее полученных знаний
3. Изучение нового материала
4. Первичное закрепление знаний
5. Проверка качества усвоения материала
Каждый этап урок отражен в методических рекомендациях гиперссылками на образовательные ресурсы.
Образовательные ресурсы уроков «Виртуальной школы» представлены презентациями Power Point, файлами в формате Adobe Flash, видеороликами, слайд – шоу, звуковыми файлами, текстовыми документами в формате PDF. Для усвоения и закрепления изученного материала разработаны электронные рабочие тетради, on – line тесты, задания с прикрепленными файлами. Для общения участников образовательного процесса: форумы, чаты, видеоконференции (OpenMeetings и BigBlueButton).
В содержании вопросов и заданий реализуется принцип развивающего обучения, в частности соблюдается преемственность вопросов и заданий, последовательно изменяется уровень трудности, осуществляется систематическая актуализация знаний и умений, полученных ранее.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными образовательными стандартами является смена видов деятельности.  Поэтому в ходе урока учащийся работает не только за монитором компьютера, но и с учебником, тетрадью, географическими картами в  атласе.
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении, при изучении каждой темы,  открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. В зависимости от успехов ученика, возможно, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов (представлены в разделе «Дополнительный материал», ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.
Современный урок географии в Виртуальной школе позволяет реализовать основные компоненты обучения; целевого, содержательного, деятельностного, оценочно-результативного. Признаки современного урока географии – это:
• Четкое планирование цели каждого урока.
• Обеспечение качественного усвоения учебного материала.
• Активная работа учащихся  без перегрузок.
• Наличие у школьников интереса к предмету.
Использование ресурсов  «Виртуальной школы»  происходит при разных формах обучения (очных и заочных). Урок может проходить  в режиме  off – line и  on- line, индивидуально, в группе (OpenMeetings (участие нескольких учеников и учителя в видеоконференции)). Ресурсы Виртуальной школы используются учителями и при традиционной классно – урочной системе.

III Заключение
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование. Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, процессы перестройки, происходящие в России, требуют иных подходов, методов и технологий. Важнейшей стороной этих перемен является акцент на развитие сотрудничества самой главной составляющей учебно-воспитательного процесса - "Учитель - Ученик" на основе нестандартных форм и методов взаимодействия, создания научно-методической системы непрерывного образования (как учителя, так и учащегося) в рамках единого образовательного пространства.
Успешность обучения и воспитания ученика во многом зависит от того, как сложится этот тандем сотрудничества, какие формы и методы при этом будут использованы, на основе каких современных технологий они будут построены.
Развитие дистанционного обучения - это возможный ответ на поставленные вопросы. В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

Библиография
1.Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.
 2.Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Изд-во "Корифей", 2001. - 170 с.
 3.Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения
 4.Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
 5.Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во "Астерион", 2004. - 188 с.
 6.Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. – 2000. – №1 (2). – С. 42–54.
 7.Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006.
 8.Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2004.
 9.Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.
 10.Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. - №2. – С.30-35.
 11.Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.
 12.Достоинства и недостатки дистанционного обучения // "Образование: путь к успеху". - Уфа., 2010.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»