Дистанционное обучение: за и против
Старковская Светлана Николаевна
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость внедрения технологии дистанционного обучения обусловлена следующими факторами:
- работа с детьми с ограниченными возможностями;
- работа с болеющими учащимися;
- потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
- выполнение проектов и исследовательских работ;
- работа с одаренными детьми и др.
При всем многообразии возможностей очень важно не перегрузить детей технологиями. Лично я создаю собственные обучающие видео, составляю тесты с помощью форм Google и рассылаю их своим ученикам. После того, как тесты выполнены и проверены, я записываю видео с подробным анализом каждого тестового задания.
Проблема лишь в том, что не все дети умеют организовывать своё учебное время вне школы, поэтому функцию контроля за систематичностью и самостоятельностью выполнения заданий должны возложить на себя родители. В противном случае дистанционное обучение может оказаться предельно формальным, а, значит, неэффективным.
Обратная связь показала, что онлайн-уроки забирают значительно больше сил, чем обычные. Выдержать подряд четыре встречи с одноклассниками и учителем многим оказалось очень непросто. Возможно, онлайн-формат требует большей концентрации и большей продолжительности перерывов. Электронная почта позволяет оперативно обмениваться информацией, отправлять индивидуальные задания, но не всегда является удобным инструментарием для проведения обучения в виду ограниченности возможностей. Социальные сети являются областью проведения общих дискуссий, обмена информацией, видеозвонков.
Так же стало понятно, что нужно многократно проговаривать структуру урока на ближайшее время — это помогает сконцентрировать внимание на важном. И есть проблема нечетко сформулированного задания: в дистанционном формате теряются ряд каналов информирования и обратной связи, и то, что очевидно в лицом к лицу , сейчас стоит проговаривать или прописывать дополнительно.
Дистанционные образовательные технологии внедряются в образовательный процесс в различных формах, но если говорить о полноценных курсах дистанционного обучения, рассчитанных на весь учебный год, можно отметить, что основной проблемой, с которой сталкиваются учителя, планируя начать работу с такими курсами, является наполнение курса дистанционного обучения содержанием. Поиск и подбор качественных материалов занимает слишком много времени, что, зачастую, является основным фактором, ограничивающим учителя в применении дистанционных образовательных технологий. Понятно, что есть проблемы технического характера — зависает, не грузится, некорректно отображается. Что дети не успели забрать из школы учебники, а в тех местах, где они находятся, не у всех есть циркуль, ноутбук или необходимые книги. Что готовиться к онлайн-урокам необходимо намного дольше обычного…
В последнее время в социальных сетях много читаю о дистанционном обучении. Большинство людей высказываются о нем негативно.
У дистанционного обучения, как и у любого другого явления, есть и плюсы, и минусы.
В чем плюсы, как я считаю:
- Вы учитесь, где и когда вам удобно.
- Для обучения достаточно компьютера, планшета, смартфона с выходом в интернет.
- Можно внимательно изучить различные программы, сравнить их.
- Сэкономить финансовые ресурсы на проезд.
А в чем же минусы, опять же по-моему мнению:
- Свобода действий (Действительно, если за ребенком не следить - он, вполне вероятно, вообще забросит учебу.)
- При подобном обучении ребёнку не хватает активности, смены обстановки. А постоянное сидение за компьютером негативно влияет на физическое развитие ребёнка.
- Нехватка личного общения (Получая традиционное обучение, учащийся взаимодействует с преподавателями и одноклассниками в неформальной обстановке. Такое общение очень ценно.)
- Отсутствие положительных дополнительных возможностей (Например, процесс конспектирования тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации.)
- Форс-мажор( В самый неподходящий момент может отключиться свет или выйти из строя компьютер , интернет может оборваться прямо во время важного онлайн-семинара.
Так что очень сложно ответить хорошо это или плохо для современного школьника. Однако, дистанционное обучение неизбежно заставит сражаться ученика с собственной ленью. И если он к этому поединку не готов, лучше вовсе не начинать. Но если же ученик уверен в своих силах и твердо намерен учиться, дистанционное образование предложит ему разнообразные возможности для профессионального и личностного совершенствования.
Такое обучение многих привлекает. Ведь не нужно будет ходить в школу или университет - достаточно просто появиться в интернете, пройти небольшую авторизацию, и вы сможете получить лекцию или посетить занятие. Экономия времени и для детей, и для взрослых. Но в целом мнения по-прежнему не однозначны.
Я думаю, что оно больше подходит для подростков и студентов. Ведь дистанционное обучение требует определённого уровня ответственности и силы воли, которые ещё слабо развиты в младшем школьном возрасте. И вообще контакт с живым человеком, обучение на примере всегда будет важнее, чем простая подача информации компьютером, но опять таки –это лично моя точка зрения.