Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Развитие эмпатии на уроках литературного чтения посредством анализа притч

 Масарва Анна Николаевна
 Аннотация
В статье рассматривается проект по развитию эмпатии детей подросткового возраста, используя литературный материал притчи. Дети, погружаясь в содержание притчи, учатся чувствовать, сопереживать и осознавать духовно-нравственный пласт основной идеи притчи, тем самым аффективно и когнитивно развивая эмпатию.
Ключевые слова: Эмпатия, пубертат, притча, универсальные учебные действия, мониторинг, проект. 
 
Книги – окна, сквозь которые проглядывает душа. 
                                     Г. Бичер
        Одним из основных приоритетов образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей обеспечивает успешную адаптацию в современном социальном пространстве. Подрастающее поколение растет и развивается, зачастую, в озлобленной обстановке, где приоритет помочь, выразить сочувствие и поддержать не является актуальным. Вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать и принимать – желание и стремление многих родителей и педагогов. Именно осознание недостаточного уровня развития эмпатии у современных детей, низкой способности к сочувствию и сопереживанию и подтолкнуло к разработке и реализации проекта «Читаем. Сопереживаем. Осознаем».  Идея проекта заключается в том, чтобы используя литературный жанр притчи, через сопереживание и осознание основной, как правило, очень емкой, несущей глубинное нравственное начало мысли, идеи и смысла притчи научиться осознавать и сочувствовать. Эмпатия - понимание чувств других людей, эмпатия проявляется в стремлении понять другого человека, вчувствоваться в его переживания, оказать помощь и поддержку. Эмпатия предполагает способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков[2].
                 Развитие эмпатии особенно важно в период начальной ступени обучения, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми.  Социально-психологические явления в обществе вызывают рост кризисных процессов в детской среде, провоцируют проявление деструктивных форм развития личности и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. В периоде обучения в начальной школе особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия. Однако, эмпатия – это личностное свойство, имеющее социальную природу и как социально-обусловленный феномен поддается формированию. Способность к эмпатии развивается и совершенствуется по четырем основным эмоциогенным направлениям: «Я - природа», «Я - сам», «Я - другие», «Я - рукотворный мир». Именно осознание себя в этих средах, перенос своей самости на социокультурные представления об их структурах и своему месту в них, отношение к различным «объектам» выражаются в сопереживании, сочувствии и побуждению к содействию. Этот аспект позволил мне предположить, что дети, участвующие в проекте по развитию эмпатии, так же смогут развивать и универсальные учебные действия:  личностные (эмоциогенное направление «Я - сам») и коммуникативные («Я - другие»). Эмпатия являет собой целостный феномен, который связывает в себе сознательную и подсознательную структуры психики, целью которого является формирование способности «проникать» во внутренний мир другого человека. Именно этот факт, связь осознанного и чувственного, позволяет предположить наличие возможности развития эмпатии через использование художественного, литературного творчества, его восприятия и анализа. Именно взаимодействие аффективных, когнитивных и действенных компонентов являет собой основу для развития способностей к сопереживанию и сочувствию.  Для реализации проекта был выбран пласт литературного творчества, именно слово, его эмоциональная нагрузка. Внутренняя работа над содержанием и смыслом позволит открыть аффективную составляющую, через осознание переживаний придти к осознанию своих внутренних эмоциональных трансформаций. Поскольку, проект реализуется в рамках начального общего образования и ограничен по времени рамками урочной деятельности, я остановила свой выбор на литературном материале - притча.  Беря во внимание тенденцию преобладания «клипового» мышления у современных детей, мы предположили, что особенность притчи, как короткого произведения, позволит участникам проекта во время урока проработать материал полностью. Прослушать, проанализировать, прочувствовать и осознать. Так же, в притче, как ни в одном из имеющихся литературных жанров, присутствует квинтэссенция нравственной идеи.  Притчи — это не просто тексты, не просто выдуманные рассказы. Это в первую очередь повествование, передающееся из уст в уста. Притчи передавались из поколения в поколение, дополняясь подробностями, но при этом не утратили своей мудрости и простоты. Каждая притча может научить чему-то. В ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок. Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения.  Стоит отметить, что активная эмоциональная работа обучающихся над текстом притчи, попытки выразить свои мысли в письменной форме,  способствует развитию умения писать сочинение, именно то, что у современных школьников вызывает определенные трудности. Так же, озвучивая свои мысли и чувства, обучающиеся развивают навык публичных выступлений. Возможность художественно, в рисунке выразить чувства и эмоции, способствует высвобождению творческого потенциала, раскрытию внутреннего содержания через изобразительное творчество. В хронологических рамках урока обучающимся представляется текст притчи. Тест с выражением, необходимыми паузами, с эмоционально-интонационным окрашиванием произносит психолог. После прослушивания притчи, дети письменно описывают чувства, возникшие у них во время прослушивания притчи, свои переживания, мысли по поводу представленных событий. Делают вывод о смысле услышанного, определяют главный нравственный посыл притчи. Преподаватель русского языка и литературы осуществляет сопровождение и поддержку детей во время написания эссе, направляя их в литературно-грамотное творческое русло. По желанию участники проекта могут прочитать свои эссе классу, дети слушают о чувствах, возникших при прослушивании притчи у своих одноклассников, их мысли и выводы и сопереживают уже им. Зачастую, при прослушивании эссе возникает обмен мнениями, некоторые участники открывают для себя совсем другой смысл притчи, проникают в неожиданный эмоционально-нравственный пласт. Так же ребятам дается время для подготовки рисунка, отражающего смысл притчи. Рисунок выполняется дома в свободное время и в любой технике. Творческие работы участников проекта, как письменные, так и рисуночные демонстрируются на специально созданном для проекта стенде, где каждый может ознакомиться с текстом текущей притчи и с теми работами детей-участников проекта, на которые смысл притчи спровоцировал их душу и сердце. Периодичность представления новой притчи составляет один месяц. Нужно отметить, что дети с нетерпением ждут нового занятия в рамках проекта «Читаем. Сопереживаем. Осознаем». Некоторые дети-участники сами приносят руководителям проекта тексты, затронувших их эмоционально притч.
 Таким образом, на примере нравственной идеи притчи участники проекта учатся прислушиваться к себе, к своим чувствам и переживаниям, развивают способность выделять духовно-смысловую идею произведения, развивают способность к сочувствию и сопереживанию. Через выражения своих мыслей и чувств,  при написании творческой работы, прослушивая выступления одноклассников, создавая изображение, основанное на чувствах и переживаниях,  реализуется онтогенетический путь развития эмпатии, протекающий по линии: сопереживание - сочувствие - побуждение к содействию.
          Реализация проекта предполагает проведение мониторинга эффективности. Как в аспекте успешности развития эмпатии, так и для оценки уровня формирования универсальных учебных действий. На «входе» в проект все участники прошли вводное тестирование для определения уровня развития эмпатии до начала участия в проекте. Психологом планируется к проведению ряд психодиагностических сессий. Текущая (этапная) психодиагностика позволит оценить динамику развития эмпатии и, основываясь на полученных данных, при необходимости, произвести корректировку выбора нравственно-смыслового аспекта притч.  И завершающая (конечная) психодиагностика направлена на оценку успешности проекта в плане достижения основной его цели – развития эмпатии у подростков. Основным психодиагностическим инструментарием мониторинга будут служить методики по определению уровня развития эмпатии Мехрабияна А. и Эпштейна Н., и методика Юсупова И.М. [1]. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»