Консультация для педагогов
Организация дистанционного обучения в ДОУ
Давыдова Ольга Федоровна
В настоящее время наша привычная жизнь претерпевает серьезные изменения, связанные с эпидемиологической ситуацией в мире. В условиях пандемии нам приходится подстраивать свою жизнь и работу к режиму самоизоляции. Эти изменения затронули каждого. Перестраиваться пришлось и системе образования, в том числе и дошкольной ее ступени.Ключевым средством, дающим возможность дальнейшего образования, становится дистанционное обучение. Это инновационная модель образования, которая позволяет сделать обучение в современных реалиях более доступным, вариативным. Но в то же время, требует от педагога определенных знаний и умений: навыки ведения образовательного процесса с помощью ИКТ, свободное ориентирование в образовательных сегментах сети интернет, знание технологи дистанционного обучения.
Данная консультация поможет педагогам разобраться в особенностях дистанционного обучения в ДОУ, как организовать процесс и реализовать технологии дистанционного обучения.
Дистанционное образование – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению учебного материала.
Главная цель дистанционного образования – предоставить каждому ребенку возможность получения образования на дому в удобное для него время и в удобном для него темпе.
Дистанционное обучение может использоваться как для изучения всего курса (например, при введении карантина в ДОУ), так и для освоения отдельных разделов.
Организация дистанционного образования в ДОУ имеет свои особенности:
- Наличие у ребенка мотивации к получению новых знаний. Задача педагога и родителя – вместе создать такие условия для обучения, которые поспособствуют заинтересованности ребенка в знаниях.
- Дистанционное образование подразумевает самостоятельную работу в процессе обучения. Для ребенка дошкольного возраста это сложно, требуется постоянная помощь родителя.
- Свободный график. Родители сами определяют время, когда ребенку удобнее заниматься, какой промежуток дня наиболее продуктивен.
- Возможен индивидуальный подход к детям с учетом уровня их способностей.
- Возможность работы с часто болеющими детьми.
- Возможность проведения дополнительных занятий с одаренными детьми.
- Способствует развитию у ребенка самостоятельности, организованности, активности, мотивации к познавательной и исследовательской деятельности.
- Повышается педагогическая компетентность родителей, они активнее включаются в образовательный процесс, становятся его полноправными участниками.
- Необходимо наличие желания и времени у родителей заниматься с детьми. В случае отсутствия таковых уровень усвоения материала ребенком будет низкий, т.к. у детей дошкольного возраста недостаточно развит самоконтроль, усидчивость. Кроме того, без помощи взрослого ребенок не сможет получить доступ к ресурсам дистанционного обучения.
- Материальное обеспечение семьи: не каждая семья располагает электронными гаджетами (ПК, телефон, планшет), а также доступом к сети интернет.
- Дистанционное обучение требует проведения большого количества времени за компьютером, что негативно сказывается на здоровье.
- Отсутствие «живого» общения со сверстниками, что является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков.
- Авторитет воспитателя. Зачастую дети не воспринимают подачу материала от родителей, отличающуюся от того, как преподносит его педагог.
Асинхронное обучение – это режим «оффлайн», когда местонахождение и время не является существенным, т.к. все взаимодействие организовывается в отложенном режиме. В данном случае родитель может воспользоваться предлагаемым учебным материалом в любое удобное для него время.
При организации дистанционного обучения должны учитываться следующие аспекты:
-потребность ребенка в постоянном эмоциональном контакте с окружающими, что возможно при организации онлайн-общения;
- информационный обмен осуществляется через социальные сети;
- разнообразие творческой и познавательной деятельности;
- сотрудничество и консультации со специалистами разных направлений (психологи, логопеды и др.).
Требования к организации процесса дистанционного обучения:
- тщательно продуманное планирование деятельности воспитанников, предоставление необходимых учебных и наглядных материалов;
- обеспечение эффективной и быстрой обратной связи между участниками образовательного процесса;
- постоянная поддержка познавательной мотивации ребенка.
Дистанционное обучение реализуется в следующих формах: онлайн-занятия и консультации, видео и фото мастер-классы, виртуальные экскурсии, презентации, вебинары, онлайн-конференции, форумы, конкурсы и олимпиады, сайты.
Дистанционное обучение предъявляет к современному педагогу определенные требования и ставит перед ним новые задачи. Педагог всегда несет ответственность за качество обучения, поэтому в условиях реализации дистанционного обучения он должен уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети интернет, владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения учебного процесса в виртуальной среде.
Задачи педагога при организации дистанционного обучения:
- Организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
- Разработка системы и проведение оценки качества усвоения ребенком предлагаемого материала;
- Оказание консультационной поддержки родителям, повышение их педагогической грамотности.
- Знание предметной области;
- Знание текстовых редакторов;
- Навыки работы в интернете;
- Уверенное пользование ПК;
- Умение работать с программами по обработке изображений, таблиц, рисунков, видео;
- Умение пользоваться электронной почтой.
Свою работу педагог должен выстраивать по двум направлениям: задания для детей (выполняются совместно с родителями) и консультации и рекомендации для родителей для повышения их педагогической грамотности.
При подготовке учебного материала педагог должен учитывать следующее:
- логика изложения материала (последовательность, взаимозависимость частей);
- сжатое изложение информации;
- включение наглядности;
- использование материала с учетом разного уровня подготовки детей;
- включение звука, графических вставок, видеоряда, анимации (их использование должно быть методически обосновано).
В структуру материала должно быть включено следующее:
- непосредственно учебный материал и наглядность;
- вопросы и задания для закрепления материала;
- рекомендации для родителей по изучению предлагаемого материала;
- задания для оценки качества усвоения материала.
Дистанционное обучение предполагает наличие мотивации у ребенка к получению новых знаний. Поэтому педагогу необходимо так преподнести материал, чтобы родитель, показав его ребенку, смог заинтересовать его, пробудить интерес к познавательной деятельности. Здесь большое значение имеет наглядность предлагаемого материала. Использование мультимедийных элементов способствует лучшему восприятию и запоминанию материала, т.к у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление.
Занятия с использованием электронных устройств должны строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.
Педагогический процесс – постоянно развивающееся взаимодействие педагога и ребенка, направленное на решение задач обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка. Дистанционное обучение сможет повысить качество и доступность дошкольного образования для всех категорий детей, позволит выполнить новый социальный заказ общества.
Список литературы:
1.Андреев А.А. Преподавание в сети Интернет /отв. редактор В.И. Солдаткин, С.Л. Коплан, Г.А. Краснова и др. – М.: Высшая школа, 2003.
2.Банщикова М.В. Организация дистанционного обучения дошкольников: консультация для педагогов // Совушка. 2020. №2 (20) URL:https://kssovushka.ru/zhurnal/20/
3.Полат Е.С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы /Е.С. Полат//Открытая школа. – 2009 - №1.
4.Федина Н.В. и др. Дистанционные образовательные технологии в системе дошкольного образования: научные подходы и перспективы развития. /Интернет-журнал Проблемы современного образования» 2017, №5.