Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогика как искусство

Орлова Валентина Андреевна,
мастер п/о СПб ГБПОУ ЭМК;
Винокурова Владимира Анатольевна,
учитель СПб ГБОУ СОШ 547
 
Педагогику чаще всего определяют как науку о воспитании, иногда добавляя: образовании и обучении. Но такое ее определение необходимо уточнять. Изначально возникает воспитательная практика, затем она, освоенная до совершенства, доходит до искусства (т. е. до мастерства высокого уровня).
Искусство преподавания на данном этапе развития образования очень актуально. Так как сейчас общество находится на информационной стадии развития. Ученикам интереснее получать информацию посредством технического оборудования или в какой – либо творческой форме, нежели стандартным методом обучения: «сухим» изложением материала преподавателем.
Творческое обучение - методика, при которой знания применяются в неожиданном контексте.
Под этим термином может пониматься:
а) обучение с использованием различных творческих игр, упражнений (например, с целью разрядки);
б) развитие творческих способностей учащихся с помощью различных психологических подходов
в) обучение методикам креатива, которые не гарантируют 100%-й успех, но увеличивают вероятность решения нестандартных (креативных, творческих) задач средне одаренным человеком.
«Очень многие творческие люди, особенно изобретатели, извлекают идеи из самых разных областей. Например, Зигмунд Фрейд, как известно, изучал археологию. Это была его любимая наука после психиатрии. Большинство людей не догадываются, насколько много психоаналитических идей Фрейд почерпнул из археологии. Основываясь на знании археологии, Фрейд помогал пациентам реконструировать причины и истоки их сегодняшних проблем, находя их в прошлом. Фрейд был в каком-то смысле археологом разума. Когда мы учимся чему-то, мы привязываем это знание к контексту. Но если мы видим, как можно применить это умение в других обстоятельствах, наше понимание становится более глубоким. Грегори Бейтсон назвал это явление дейтерообучением. Если вы когда-нибудь учили иностранный язык, то знаете, как это тяжело, и наверняка восхищались людьми, знающими несколько языков. Но на самом деле второй язык учить гораздо легче и быстрее, а двадцатый дается совсем быстро. Когда мы учимся чему-то, мы не только запоминаем факты, мы еще учимся учиться.
Метод творческого обучения особенно популярен при обучении студентов педагогических вузов. По проведенному мною опросу, его применяют в небольших группах по нескольку человек, которые вначале изучают соответственно выбранный фрагмент школьного урока, продолжающийся от 5 до 20 минут, а затем осуществляют групповой анализ и дают оценку этому фрагменту, чтобы, в свою очередь, провести его с новыми группами учащихся в улучшенном варианте. Анализ и оценку облегчает запись урока на видеомагнитофон, что позволяет показывать его целиком или фрагментно во время дискуссии. При повторном проведении урока он записывается вновь, после чего анализируется и оценивается.
Внедрение в практику школы творческих методов обучения связано с желанием педагогов изменить свое отношение к организации учебного процесса. Кроме того, появляется определенный стимул для разработки учителями своих методов и приемов, авторских программ и педагогических технологий. Из этого следует, что творческий метод обучения является фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива.
Основанием для внедрения этого метода в практику школьного коллектива, как уже было сказано, служит необходимость совместных усилий учителей по организации и проведению различных мероприятий. Примером может служить создание коллективных проектов, презентаций, тренингов, дискуссий, разработка различных игр и тому подобное, что предполагает совместное продумывание учениками ведущих идей, изучение общих тем, объектов, явлений.
В любом случае, задача учителей — найти пути изменения некоторых разделов содержания и структуры учебных дисциплин для объединения их в общий блок занятий (или специальный курс). Например, формирование у детей исследовательских способностей связано с развитием определенных психических особенностей: внимания, памяти, мышления, с изменением эмоционально-чувственной сферы, с расширением круга познавательных интересов, с обучением конкретным мыслительным операциям, приемам обобщения и анализа.
Одному учителю справиться с такими задачами трудно, особенно если другие педагоги не включают этот вид работы в свою практику. Желательны совместные действия по выделенным проблемным ситуациям, которые помогут школьнику в освоении данного вида деятельности.
Обучение станет творческим процессом и для учащихся, и для учителя, если оно с самого начала будет строиться как исследовательская деятельность самих детей.
Активная позиция в учении, превращение его в личностно значимое событие возможно, если обучение не будет сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а станет подлинным процессом «добывания знаний», где ученик вместе с учителем будут в определенном смысле творцами тех событий, в которые они включены и которые сами строят.
Для этого нужно, чтобы обучение сводилось к постановке и решению системы творческих задач. Проблематичность предмета и поиск возможных методов его раскрытия делают обучение особым исследовательским процессом, в результате которого происходит добывание знаний, построение учениками вместе с учителем различных понятий, описывающих изучаемый предмет.
Основной формой построения урока является диалог. В процессе дискуссий учащихся, которые ведет учитель, производится коллективное планирование содержания и хода как данного, так и будущих уроков, создание силами самих детей контрольно-проверочных работ для класса, составление и обсуждение возможных вариантов домашних заданий и т.д.
Современная школа в своем строении, в своей работе определяется двумя задачами: сообщить ученику некоторые определенные знания и навыки, соответственно избранной специальности, и дать некоторое "общее" образование, развить силу ума.
Школа или исключительно или преимущественно дает развитие ума, сообщает ряд знаний - и это стоит в глубочайшей связи с самими заданиями школы.
Нельзя совершенно отрицать воспитывающее значение обучения, но в чем оно заключается? Конечно, не в развитии моральных движений, не в прояснении морального сознания, а в укреплении некоторых моральных свойств, имеющий формальный характер.
Процесс обучения - и не столько сам по себе, сколько в общей его обстановке - дисциплинирует волю, развивает чувство последовательности. В самом содержании того, что усваивает ум ученика, нередко таятся моральные начала, которые при благоприятных условиях могут благотворно влиять на подростка
Пришла пора подойти к вопросу о задачах школы, не боясь разрыва с традицией, не боясь того, что "жизнь", т.е. традиция и нынешний уклад жизни противятся пересмотру основных проблем школы. Делом педагогического творчества будет выработать план новой школы, уложить его в такие формы, чтобы при этом удовлетворялись максимально и требования "жизни". Школа должна подготовить подростка к выходу в свет, должна содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятельной жизни он овладел всем тем в самом себе, что нужно будет ему в жизни. Она не можем ничего навязывать ребенку, потому что не существует одного для всех идеала.
Роль школы в процессе гармонического развития личности должна заключаться в охране и развитии основных духовных сил и сообщении детям всего того, что они, путем личного опыта, не могли бы добыть в надлежащее время, в надлежащей полноте. Школа должна "обучать", т.е. принять деятельное участие в том развитии ума, в том усвоении различных знаний, которое идет и помимо школы. Школа добавляет к растущему интеллекту ряд специальных знаний и навыков. Все это очень хорошо, все это должно лечь на школу, но не это, однако определяет собой главную задачу школы. Мы должны вступить в жизнь с максимальным запасом знаний - это так, но источник творческой силы в нас ни в малейшей степени не связан с интеллектом, с нашими знаниями! Ведь смысл детства заключается в подготовке к самостоятельному творчеству в жизни, и развитие творческих сил в нас, творческой основы в широком понимании слова является первой и основной задачей воспитания школы. Если в нас есть творческая сила, то и развитие интеллекта и активности будет бесценным подспорьем в творческом движении.
Процесс обучения поглощает огромное количество  сил, значительно уменьшает творческие порывы и, выходя в жизнь, многие из нас превращаются в вялых людей, выполняющих какую-то нужную социальную функцию, но безнадежно растерявших творческую инициативу и одушевленное отношение к своей деятельности и жизни. Но посредством искусства педагогики, ситуацию можно и нужно изменить.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»