Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Деловая игра как средство развития познавательной
активности учащихся средней школы

Низовцев Леонид Олегович,
у
читель высшей квалификационной категории
ГБОУ Гимназия № 66
Приморского района Санкт-Петербурга
 
На современном этапе развития образования существуют различные методики и технологии, применяемые в образовательном процессе.
Знание этих технологий и методик, умение пользоваться обучением в своей трудовой деятельности - это показатель более современной, прогрессивной  квалификации преподавателя, как представителя наук.
Современный педагог, чтобы качественно и в полном объёме донести знания до обучающихся, должен идти в ногу со временем, использовать современные технологии, самообучаться, давать ребёнку на занятии больше свободы и самостоятельности, тем самым развивая в нём личность, подготавливая к самостоятельной жизни в огромном мире различных технологий и информаций.  Правильность выбора и применение педагогической технологии очень важны в образовательном процессе.
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении предметов, в данном случае, технологии, переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Одно из главных направлений совершенствования методов обучения является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление ребёнка, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации.
Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В образовательных учреждениях игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать занятие более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия ребят, они обучаются, даже не подозревая об этом.
По мнению С.А.Шмакова игра выполняет важные функции:
  • функцию социализации,
  • самореализации,
  • коммуникативную,
  • диагностическую,
  • терапевтическую,
  • развлекательную функцию,
  • функцию коррекции.
Наиболее часто используется в образовательном процессе деловая игра, так как при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%.
Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность обучающимся понять и рассмотреть учебный материал с различных позиций.
Игра способствует повышению знаний, развивает интерес к предмету, исследовательские и творческие навыки школьников.
Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вырабатывают у обучающихся способность критически оценивать ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют детям избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции и другие.
В педагогической практике деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования умений, даёт возможность обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций, учит применять знания на практике; приближать ситуацию к реальным условиям работы, развивает интерес к предмету, исследовательские и творческие навыки школьников, позволяет сформировать у ребят  как общие, так и профессиональные компетенции.
В педагогической литературе представлены различные классификации деловых игр, рассмотрим классификацию по Л.В. Ежовой:
1. По времени проведения:
· без ограничения времени;
· с ограничением времени;
· игры, проходящие в реальное время;
· игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
· оценка того, кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
· жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
· свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
· обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
· констатирующие - конкурсы профессионально мастерства;
· поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения
5. По методологии проведения:
· ролевые игры
· групповые дискуссии
· имитационные
 -организационно-деятельностные игры
· инновационные игры
Чаще остальных в педагогической практике используются такие виды деловых игр как:
Ролевые игры - это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться обучающиеся (например, аттестация, защита или презентация какой-либо разработки, конфликт с однокурсниками и др.). Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в учебной ситуации.
Дискуссия - хороший способ познакомиться со взглядами и позициями разных людей, удобный повод отточить навыки публичного выступления.
Организационно-деятельностная игра - форма активного обучения разрешения проблемных ситуаций посредством моделирования деятельности. Цель организационно-деятельностной игры - решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации.
Для проведения деловой игры учитель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного урока, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации. Планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры.
При определении целей важно ответить на следующие вопросы:
1) для чего проводится данная деловая игра;
2) для какой возрастной группы проводится данная деловая игра;
3) чему именно она может обучить;
4) какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры.
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры – их ставит перед собой руководитель игры, и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
Проводя уроки в форме деловой игры можно использовать индивидуальную, парную и групповую работу. Успешны в применении и исследовательские проекты. Детям приходится работать с документами и различными источниками информации. Через игровые технологии у них развивается самостоятельность, появляется желание проявления их творческого потенциала.
Приступая к организации  активного метода обучения на занятиях «деловая игра», необходимо учитывать следующие правила:
- в работу вовлечь наибольшее количество обучающихся;
- проявить заботу о психологической подготовке участников;
- уделить большое внимание подготовке помещения, материала, условий, постановки цели деловой игры, подготовить все необходимое участникам для работы в больших и малых группах;
- обозначить каждому участнику  в группе свою роль, при этом в случае необходимости всегда иметь возможность заменить их другими;
- преодолеть стереотипы в обучении, развивать творческие способности обучающихся, создавать при этом необходимые условия для формирования профессиональных компетенций, умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы.
При проведении деловой игры учителю приходится столкнуться с рядом трудностей:
 1.Не всегда участники деловой игры действуют в соответствии с ролью.
2.Возникают трудности, как правило, в начальном периоде игры при формировании групп. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики. Поэтому мы рекомендуем процесс формирования группы провести заранее.
3.Трудности могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями участников игры, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. Поведенческие проявления этих особенностей: демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры.
В процессе накопления опыта учителем в проведении деловых игр, а детьми в участии в деловых играх, перечисленные трудности снимаются и текущие проблемы решаются совместными усилиями.
Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности ребёнка предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:
– игра позволяет радикально сократить время накопления опыта;
– игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем;
– в деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации;
– деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)
Отличительными достоинствами применения на уроках технологии метода «деловая игра» являются следующие факторы: обучающиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения. Во время «деловой игры» происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения. Во время деловой игры возрастает уровень использования наглядности на уроке, повышается производительность труда учителя и ученика. Большую роль играют и межпредметные связи с другими общеобразовательными дисциплинами, что позволяет обучающимся получить более прочные знания сразу по нескольким предметам. 
Применение на уроках технологии деловой игры дает свой положительный результат: обучающиеся более активно принимают участие в конкурсах творческих работ, в проектной деятельности по предмету, в олимпиадах по технологии и, что не менее важно, начинают задумываться о своей будущей профессии.
Таким образом, игровые методы обучения позволяют учителю:
1) развивать у обучающихся коммуникативные умения и навыки;
2) приучать работать в команде;
3) обеспечивать необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность;
4) благодаря смене форм деятельности, способствует снятию нервной нагрузки ребёнка, располагает его к диалогу и действию.
Исходя из специфики обеспечения профессионального самоопределения на уроках технологии, были модифицированы существующие и разработаны новые принципы организации и проведения деловых игр, а именно:
Направленность всех элементов дидактической деловой игры (формирование знаний и умений, развитие творческого мышления, воспитание профессиональных качеств личности).
Наглядность и простота конструкции, соответствие уровню подготовленности учащихся, а также возрастным и индивидуальным особенностям. В ходе разработки игры не следует стремиться отразить весь моделирующий комплекс специфики конкретной профессии, а только отобрать самые существенные из них, которые определяют специфику иммитационной модели. Следует четко зафиксировать все условные упрощения по отношению к реальной действительности, то есть определить границы игры, чтобы участники осознали эти условности и не думали, что реальная деятельность очень простая.
Игровая ситуация должна соответствовать реальной, в противном случае, создание неправдоподобной иммитационной ситуации не вызовет у учащихся активности и творческого подхода к ее решению.
Автономность фрагментов игры (в игре должна быть предусмотрена возможность проводить ее поэтапно, несколько раз, меняя информационное обеспечение, или в комплексе, после изучения всей системы экономических понятий и рассмотрения определенных явлений).
Постепенное включение участников в иммитационную ситуацию в соответствии с правилами игры (на начальном этапе игры задачи должны быть значительно проще, чем в конце, чтобы ученики быстрее адаптироваться к ситуации, а в ходе разгара игры занимались только анализом основной проблемы, не обращая внимания на второстепенные ее элементы).
Максимальное освобождение участников игры от второстепенных рутинных процедур (подготовка и составление бланков документов, сведений, которые можно подготовить в начале игры).
Коллективный характер игры с выработкой альтернативных решений.
Общий характер игры с выявлением победителей.
Дидактическая деловая игра в начале проведения должна предоставлять возможность ученикам право выбора конкретной профессиональной направленности (роли).
Таким образом, применение деловых игр, процесс их подготовки, организации и проведения должно осуществляться в несколько этапов.
На первом этапе происходит подготовка учащихся к участию в деловой игре. На теоретических и практических занятиях, учениками применяется система необходимых для деловой игры знаний и умений. Этот этап проходит в течение изучения одной или нескольких тем раздела.
На втором этапе отрабатывается процедура моделирования игры, для чего необходимо выполнить несколько задач:
1) определить название и содержание игры, сформулировать учебную проблему, которую будут решать участники игры, уточнить объем теоретической информации и практических умений, которые необходимо сформировать или развить;
2) достаточно четко определить и сформулировать общедидактические цели и цель для каждого ее участника;
3) написать сценарий игры, описать конкретную ситуацию, в которой участникам необходимо будет моделировать деятельность в соответствии с ролью, которую выполняют;
4) разработать общие правила проведения игры, описать функции игроков и ведущего, критерии оценки эффективности игры. Для выполнения указанных задач учителю желательно задействовать и учеников. Это поможет не только ускорить подготовку игры, но и создать соответствующий психологический настрой на игру задолго до ее проведения.
На третьем этапе происходит проведение самой игры, которая по временным интервалам может быть рассчитана на одно занятие или на более длительный период (месяц, четверть или семестр).
Четвертый этап – заключительный, проводится анализ игры, оценка ее значения для подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, подведение общих итогов.
Название раздела программы по технологии Название деловой игры Цель применения деловой игры
Ручная и механическая обработка древесины Собственное дело Формирование знаний, умений и навыков осуществления собственной предпринимательской деятельности
Ручная и механическая обработка металлов Домашний мастер
Мастер-класс
Формирование знаний, умений и навыков осуществления ремонтных работ в домашнем хозяйстве
Электротехнические работы Профессионал
 
Формирование знаний, умений и навыков выполнения электротехнических работ
Комплексные работы Реализация продукции мастерской Формирование понятия о зависимости заработка от качества изготовляемой продукции
 
 
В течение года на уроках технологии в основной школе с учениками седьмых классов проводятся такие деловые игры: "Собственное дело", "Профессионал", "Мастер-класс", "Домашний мастер", "Реализация продукции мастерской", с целью закрепления материала нескольких тем или целого раздела, а также ряд краткосрочных дидактических деловых игр, направленных на развитие профессионального самовоспитания учащихся.
Рассмотрим приведенную последовательность на примере игры "Реализация продукции мастерской".
Деловая игра "Реализация продукции мастерской".
Дидактическая деловая игра "Реализация продукции мастерской" проводится в ходе изучения раздела "Комплексные работы".
Цель игры: ознакомление учащихся с механизмом формирования свободных цен на рынке; обучение ответственности за качество изготовленного изделия, профессиональному отношению к собственному делу, быстрой ориентации в постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре.
Условия проведения игры.
События происходят в школьной мастерской, где производители пытаются дороже реализовать свой товар, а потребители дешевле его приобрести.
Состав участников игры.
В деловой игре участвуют учащиеся всего класса, одна половина которого выполняет функции производителей, другая – потребителей.
Сценарий игры.
Суть игры заключается в проведении торгов в виде сделок купли-продажи товаров, изготовленных школьниками на уроках трудового обучения. Потребитель завершает игру после окончания покупок, производитель – после продажи всех своих товаров.
Перед началом игры учитель - координатор выбирает от одного до пяти видов изделий для продажи. Устанавливается количество каждого вида продукции, продается, и для их реализации выделяет два или три продавца. Продавцы получают (оформляют) расходную ведомость:
Ассортимент товаров (детская мебель).
Название Количество изделий на продавца
Шкаф 25
Стол 25
Стулья 50
Диван 25
Кресло 25
 
В "Ведомость продажи" вписывается количество товаров до начала торговли, а затем записывают объем реализованных товаров и их цены, то есть ведут подсчет проданных товаров. Это делается в целях контроля за уровнем цен.
Ведомость продажи.
Название товара – детская мебель, получено 50 единиц.

 
Фамилия, имя продавца Количество единиц Цена, руб. Выручка, руб. Подпись продавца
Белобров Андрей 8 800 6400  
 
Веселов Даниил 12 870 10440  
 
Иванов Вячеслав 10 790 7900  
 
Дмитриев Игорь 14 710 9940  
 
Продано 44 единицы. Выручка 34680 руб. Средняя цена 792,5 руб. за единицу. Остаток товара – 6 единиц. Подпись продавца.
Задача каждого потребителя – купить качественно изготовленный товар, по возможности больше, дешевле и обязательно в полном ассортименте. Задача производителя-продавца состоит в том, чтобы получить максимально возможную выручку за товар и полностью его реализовать. Производитель-продавец должен пытаться получить за свой товар наибольшую цену, учитывая спрос на рынке и достигнутое качество. Объединение двух или нескольких продавцов одноименного товара невозможно, поскольку это является проявлением монополизации и наказывается штрафом, размер которого устанавливает учитель - координатор игры. Потребители получают полную сумму денег (игровых), исходя из возможных средних цен на все товары, которые есть в продаже.
Примечание: средняя цена на изделие определяется путем суммирования выручки за определенный товар всех трех продавцов и поделенной на количество проданного товара.
Для продавцов подсчитывается сумма выручки, на основе которой определяется победитель. Для потребителей – подсчитывается объем покупки, в денежном отношении и отдельно стоимость всех видов купленных изделий, в средних ценах рынка.
Сравнивая стоимость покупок каждого потребителя в средних ценах, выявляют участников игры, покупки которых сделаны за минимальную цену, при этом необходимо учитывать качество всего ассортимента товаров. При отсутствии одного товара сумма покупки снижается на 20%, двух на 40% и т.д.
После окончательного расчета стоимости всей покупки в средних ценах определяется победитель среди потребителей.
Сценарий игры можно усложнить, если, например, рассчитать рентабельность покупки, рекламу или позволить потребителям получить дополнительный кредит в банке под определенный процент, а производителям – дополнительный инструмент, приспособления и т.д.
На первом этапе теоретических и практических занятий учитель формирует у учащихся понятия об экономико-хозяйственном комплексе, профессии, рынке, изделии, ценовой политике и политике сбыта товаров или предоставления услуг. Ученики, на конкретных примерах рассматривают продвижения товара от производителя к потребителю, включая посредничество и торговлю, то есть на этом этапе создается необходимая теоретическая и понятийная база для организации и проведения деловой игры «Реализация продукции мастерской». На втором этапе, который может проходить параллельно с первым, готовятся все необходимые документы для проведения игры, определяется состав ее участников. Перед началом выбираются пять видов изделий для продажи. Устанавливается количество каждого товара (по видам), который необходимо реализовать через торговлю. В свою очередь, ученики, которые будут участвовать в игре, заранее предупреждаются о содержании и характере игры, знакомятся с игровыми обязанностями, прорабатывают рекомендованную литературу.
Третий этап – проведение игры, суть которой заключается в осуществлении торгов в виде приемки изделий, знакомство с товаром и качеством изделий, сделок купли-продажи. В начале игры учитель ставит задачу для учащихся, объясняет цель работы, начальные условия, правила игры и уточняет обязанности участников. После разделения учеников на производителей и потребителей, производители-продавцы получают и оформляют расходную ведомость (ведомость продажи), в которой указывают количество товара на начало торговли, а затем записывают объем продаж каждому из покупателей и цену, то есть ведут подсчет реализации товара. Задача производителя-продавца заключается в получении максимальной прибыли от изготовленного изделия и его полная продажа. Каждый потребитель оформляет покупательский лист. Задача потребителей – купить как можно больше товаров, дешевле и обязательно в полном ассортименте.
Подведение итогов игры (четвёртый этап) заключается в подсчете суммы прибыли продавца, на основе чего определяются победители. Предприимчивым и квалифицированным считается продавец, получивший наибольшую прибыль за реализованные товары. Подведение итогов игры среди покупателей происходит путем сравнения производственных затрат и количества покупок каждого из них, на основе чего определяется победитель. Учитель дает общий анализ поведения участников игры, указывает на типичные ошибки и недостатки, которые свойственны большинству учеников, рекомендует определенные средства для их преодоления.
Применение деловых игр в ходе на уроках технологии в основной школе, заметно повлияло на уровень мотивации трудовой деятельности, на их отношение к самому учебному предмету. Если на первых занятиях по использованию деловых игр чувствовалось ироническое отношение некоторых учеников к игровой форме обучения, психологическая напряженность, то к концу года отношение учеников изменилось, появилось желание участвовать не только в ходе игры, но и в ее организации и подготовке.
Анализ применения на уроках технологии деловой игры показал, что этот метод обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса в условиях работы по новым образовательным стандартам.
 
Список литературы
 
1. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.
2. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 1989.— 125 с.
3. Практикум по деловым играм с детьми и подростками/ под ред М. Р. Битяновой. – Издательство «Питер» 2015. – 303 с.
4. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.- метод. пособие.— М.: Высш. шк., 1991.—176 с.
5. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
6. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика. — Новосибирск: Наука, 1987.
7. Эльконин Д. Б. Психология деловой игры. Москва, изд.Искатель, 2008.
8. Ежова Л.В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр. – СПб.: Нева, 2005. – 98 с.
9. От игры к самовоспитанию / Е.М. Гельфан, С.А. Шмаков . - 2-е изд. – М. : Педагогика, 1971. - 103 с.
10. Технология: 7 класс Индустриальные технологии. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – Москва: Издательский центр «Вентана – Граф» 2017.
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»