Возможности использования интеллект-карт в самостоятельной подготовке кадет
воспитатель, классный руководитель взвода кадет
Санкт-Петербургского кадетского корпуса
Министерства обороны Российской Федерации
Учитывая, что кино- и видеоискусство, компьютерная графика выходят сейчас на первый план, в воспитательном и образовательном процессе все чаще используются технологии, основанные на визуализации текста. И это легко объясняет психология: до 90% информации человек получает с помощью зрения (визуально).
Современный педагог (учитель, воспитатель) уже с трудом может себе представить занятие без использования видеоряда. Это могут быть обучающие ролики, слайд-шоу (из фотографий, картинок, таблиц, схем и т.д.), презентации в разных форматах и многое другое.
Я являюсь воспитателем и классным руководителем взвода кадет. Одной из важнейших задач моей работы является помощь моим воспитанникам в самоподготовке. В своей деятельности я пробовал использовать разные техники запоминания информации, технологии развития логики, памяти и образного мышления. И на данном этапе пришел к выводу, что технология визуализации учебного материала с помощью интеллект-карт является очень эффективной.
Понятие интеллект-карт[i] (их еще называют ментальные карты, «карты ума») ввел известный британский психолог Тони Бьюзен. Он является автором многочисленных трудов на тему улучшения памяти и усиления возможностей мышления. Работы Тони Бьюзена известны во всем мире и пользуются большой популярностью.
Итак, что же такое интеллект-карты? Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Готовая ментальная карта представляет собой лист бумаги, на который наносится информация с учетом определенных правил.
Основное условие создания «карт ума» - правильная расстановка акцентов, постановка целей и задач, необходимость краткого изложения материала, оригинальность исполнения, эстетичность.
Процесс создания и использования интеллект-карт приемлем и на уроках, и во внеурочное время. При самоподготовке можно создавать индивидуальные ментальные карты, отражающие цели, задачи, способы достижения образовательных (или личных) результатов. А можно использовать технологию создания интеллект-карт в парной или групповой работе. При этом кадеты с разным уровнем подготовки, учатся работать совместно, пробуя анализировать, составлять логические цепочки, делать выводы, находить взаимосвязи, выявлять главное.
Среди других методов активного обучения «карты ума» и сегодня являются одним из основных инструментов. Они мотивируют, стимулируют логическое, пространственное мышление, развивают воображение, творчество. А именно эти задачи ставят перед педагогами действующие на данный момент законодательные акта.
В чем же видится эффективность использования ментальных карт для моих воспитанников?
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Она характеризуется основными свойствами:
- наглядность (её можно окинуть одним взглядом);
- привлекательность (яркая, красочная);
- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);
- информативность (помогает выявить недостаток информации);
- креативность (стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи).
Создание «карт ума» - необычный вид деятельности, почти игровой, но эффективный способ работы с информацией. Неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний воспитанников, повышению их качества, приобретению учебно-исследовательских и проектировочных умений, проявлению познавательной активности и интереса к изучению любого предмета.
Таким образом, эффективная визуализация, систематизация даже самых сложных многоуровневых данных, разложение их на простые, понятные составляющие дает возможность кадетам задействовать при самоподготовке с применением «карт ума» весь творческий, мыслительный потенциал, избегая путаницы и потери важных аспектов.