Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Урок литературы в 9 классе (2 часа)

«Я любил чистосердечье…» Гавриил  Романович Державин – человек, поэт, гражданин

(1743 – 1816)
 
Кузьмина Надежда Петровна,
учитель ГБОУ Центр образования №80
Центрального района Санкт-Петербурга
 
Тип урока: урок-исследование с лекционной частью и выступлениями учащихся.
Главная дидактическая цель урока: приоткрыть ученикам Державина - человека, поэта, гражданина.
Обучающие цели:
1) учить анализировать  стихи;
2) определить путем анализа поэтического творчества Державина достижения поэта на литературном поприще, заслуги его в истории русской литературы и перед русским обществом.
Развивающие цели:
1) развитие устной монологической речи учащихся;
2) формирование умения аргументировать свою точку зрения, слушать других, вести диалог.
Воспитывающие цели:
воспитание нравственности (чувства гражданственности, собственного достоинства и личной независимости).
Оборудование:
портрет Державина, сборники стихов поэта,  литература о нем, компьютер, проектор.
Использую статью В.Н.Коновалова «Я любил чистосердечье…» (журнал «Литература в школе»,  1993г. №3).
 
На доске тема урока, годы жизни поэта,  эпиграфы:
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращуся в прах,
Но, будто легкая цевница,
С небес раздамся в головах.
Г.Р.Державин
Вставала в небесах Державину хвала,
И целый день о нем мне предстояло помнить.
А.А.Ахматова
 
Ход урока
1. Вступительное  слово учителя.
Сегодня мы говорим о Гавриле Романовиче Державине. С чем ассоциируется это имя для Вас? Перед уроком вы, надеюсь, подержали в руках томики стихов поэта, полистали, почитали? Прочитайте, пожалуйста, обратившие на себя внимание строчки с указанием названия стихотворения. А слушателей прошу делать пометки в тетрадях. Собираем материал для предстоящего разговора о поэте, его творчестве.
Вопросы на восприятие:
- Что привлекло Ваше внимание и почему? Что понравилось? Каким Вам кажется поэзия Державина? Легкая она или сложная для восприятия?
- О чем писал Державин? Что его, по-вашему, волновало в жизни?
Чтение стихов детьми.
2. Рассказ учителя о Г. Р. Державине.
- Ребята, обратим внимание на годы жизни поэта. Более четверти тысячелетия прошло со дня его рождения. Это достаточный срок, чтобы история вынесла наследию Державина свой вердикт. «Река времен в своем стремленье» не унесла «в пропасти забвенья» его поэзию. Думая о будущем, великий поэт мог с полным правом писать: «Не заключит меня гробница…» (см. эпиграф). Да, Державин занял почетное место среди классиков. Но посмертная слава его не лишена и горького привкуса. Уже В.Г. Белинский писал о Державине: «…его все единодушно превозносят – и между тем никто не читает…» Эти слова современны. «Старика Державина» и мы знаем плохо.
Нужно иметь в виду, что Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, в его служебной карьере, как и в творчестве, отразились и эпоха, и личность самого поэта. На всех постах, которые занимал Державин, он оставался честным, болеющим за благо государства чиновником. Не случайно его служебная карьера – цепь непрерывных столкновений с начальством и царями.
3. Представление книг о Державине. Подготовленные ученики выступают, обращая внимание на отличие художественных произведений от научно- популярных.
В. Западов.  «Державин».
В. Ходасевич.  «Державин».
4. Продолжение лекции учителя.
Можно использовать материалы «Энциклопедии Кирилла и Мефодия».
Учитель заканчивает рассказ о жизненном пути Державина словами: «Но бессмертным в веках ста не Державин – чиновник, статс-секретарь, сенатор, министр, а Державин-поэт».
5. Чтение и анализ стихов. Поэзия Державина – поэзия поэта-гражданина.
а) Ода «Фелица» (1782).
- Что такое ода?
- Чтение оды учителем. Объяснение незнакомых слов. Определение темы и главной мысли произведения.
«Долг поэта в мир правду вещать», - утверждал Державин. Сопоставление этого высказывания с содержанием оды «Фелица».
- Нет ли противоречия между «словом» и «делом»? Не изменял ли себе Державин?
Рассуждения учащихся.
Учитель: «Державину пришлось вытерпеть много нападок. Да, он восхвалял императрицу, но  это не столько прославление, сколько создание идеального образа мудрой, скромной, благодетельной государыни, какой бы ее хотел видеть поэт». И все же «карманным» поэтом государыни Державин не стал: на всех своих постах он пытался бороться с беззаконием и произволом.
б) Чтение оды «Бог» (1784). Осмысление содержания. Работа в парах.
- Какие строчки, слова вы считаете ключевыми? Ребята зачитывают: «Я связь времен», «Я – царь – Я - раб».
- Какие мысли, чувства вызывает ода?
Высказывания детей. Запись выводов: 1 ч. – осознание безграничности космоса, Божественного могущества и ничтожности человека перед лицом Бога; 2 ч. – ощущение божественного начала в человеке. Ода – гимн человеку как созданию творца.
6. О Державине – поэте-новаторе.
а) Особенности оды Державина, их отличие от од Ломоносова.
б) Державин – поэт-философ.
- На примере каких стихов, кроме оды «Бог», это можно доказать? (Называем стихи «На смерть князя мещерского», «Лебедь»,  «Река времен»).
Чтение, анализ стихов.
в) Лирический герой поэта – обыкновенный человек.
Чтение и анализ стихотворений «Арфа», «Приглашение к обеду», «Признание».
г) Реалистические описания природы, первый натюрморт в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская». Рождение реализма в русской поэзии.
7. Рефлексия. Запись выводов (5 - 7 минут).
- Каким я увидел Гавриила Романовича Державина?
Чтение работ.
8. Итоги урока. Выставление отметок.
9. Домашнее  задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение Державина или отрывок из оды.
 
Использованная литература.
  1. В. Западов.  «Державин». (Любое издание)
  2. В. Ходасевич.  «Державин». (Любое издание)
  3. Статья  В.Н.Коновалова «Я любил чистосердечье…» (журнал «Литература в школе»,  1993г. №3).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»