Урок литературы в 9 классе (2 часа)
«Я любил чистосердечье…» Гавриил Романович Державин – человек, поэт, гражданин
(1743 – 1816)
Кузьмина Надежда Петровна,
учитель ГБОУ Центр образования №80
Центрального района Санкт-Петербурга
учитель ГБОУ Центр образования №80
Центрального района Санкт-Петербурга
Тип урока: урок-исследование с лекционной частью и выступлениями учащихся.
Главная дидактическая цель урока: приоткрыть ученикам Державина - человека, поэта, гражданина.
Обучающие цели:
1) учить анализировать стихи;
2) определить путем анализа поэтического творчества Державина достижения поэта на литературном поприще, заслуги его в истории русской литературы и перед русским обществом.
Развивающие цели:
1) развитие устной монологической речи учащихся;
2) формирование умения аргументировать свою точку зрения, слушать других, вести диалог.
Воспитывающие цели:
воспитание нравственности (чувства гражданственности, собственного достоинства и личной независимости).
Оборудование:
портрет Державина, сборники стихов поэта, литература о нем, компьютер, проектор.
Использую статью В.Н.Коновалова «Я любил чистосердечье…» (журнал «Литература в школе», 1993г. №3).
На доске тема урока, годы жизни поэта, эпиграфы:
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращуся в прах,
Но, будто легкая цевница,
С небес раздамся в головах.
Г.Р.Державин
Вставала в небесах Державину хвала,
И целый день о нем мне предстояло помнить.
А.А.Ахматова
Средь звезд не превращуся в прах,
Но, будто легкая цевница,
С небес раздамся в головах.
Г.Р.Державин
Вставала в небесах Державину хвала,
И целый день о нем мне предстояло помнить.
А.А.Ахматова
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.Сегодня мы говорим о Гавриле Романовиче Державине. С чем ассоциируется это имя для Вас? Перед уроком вы, надеюсь, подержали в руках томики стихов поэта, полистали, почитали? Прочитайте, пожалуйста, обратившие на себя внимание строчки с указанием названия стихотворения. А слушателей прошу делать пометки в тетрадях. Собираем материал для предстоящего разговора о поэте, его творчестве.
Вопросы на восприятие:
- Что привлекло Ваше внимание и почему? Что понравилось? Каким Вам кажется поэзия Державина? Легкая она или сложная для восприятия?
- О чем писал Державин? Что его, по-вашему, волновало в жизни?
Чтение стихов детьми.
2. Рассказ учителя о Г. Р. Державине.
- Ребята, обратим внимание на годы жизни поэта. Более четверти тысячелетия прошло со дня его рождения. Это достаточный срок, чтобы история вынесла наследию Державина свой вердикт. «Река времен в своем стремленье» не унесла «в пропасти забвенья» его поэзию. Думая о будущем, великий поэт мог с полным правом писать: «Не заключит меня гробница…» (см. эпиграф). Да, Державин занял почетное место среди классиков. Но посмертная слава его не лишена и горького привкуса. Уже В.Г. Белинский писал о Державине: «…его все единодушно превозносят – и между тем никто не читает…» Эти слова современны. «Старика Державина» и мы знаем плохо.
Нужно иметь в виду, что Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, в его служебной карьере, как и в творчестве, отразились и эпоха, и личность самого поэта. На всех постах, которые занимал Державин, он оставался честным, болеющим за благо государства чиновником. Не случайно его служебная карьера – цепь непрерывных столкновений с начальством и царями.
3. Представление книг о Державине. Подготовленные ученики выступают, обращая внимание на отличие художественных произведений от научно- популярных.
В. Западов. «Державин».
В. Ходасевич. «Державин».
4. Продолжение лекции учителя.
Можно использовать материалы «Энциклопедии Кирилла и Мефодия».
Учитель заканчивает рассказ о жизненном пути Державина словами: «Но бессмертным в веках ста не Державин – чиновник, статс-секретарь, сенатор, министр, а Державин-поэт».
5. Чтение и анализ стихов. Поэзия Державина – поэзия поэта-гражданина.
а) Ода «Фелица» (1782).
- Что такое ода?
- Чтение оды учителем. Объяснение незнакомых слов. Определение темы и главной мысли произведения.
«Долг поэта в мир правду вещать», - утверждал Державин. Сопоставление этого высказывания с содержанием оды «Фелица».
- Нет ли противоречия между «словом» и «делом»? Не изменял ли себе Державин?
Рассуждения учащихся.
Учитель: «Державину пришлось вытерпеть много нападок. Да, он восхвалял императрицу, но это не столько прославление, сколько создание идеального образа мудрой, скромной, благодетельной государыни, какой бы ее хотел видеть поэт». И все же «карманным» поэтом государыни Державин не стал: на всех своих постах он пытался бороться с беззаконием и произволом.
б) Чтение оды «Бог» (1784). Осмысление содержания. Работа в парах.
- Какие строчки, слова вы считаете ключевыми? Ребята зачитывают: «Я связь времен», «Я – царь – Я - раб».
- Какие мысли, чувства вызывает ода?
Высказывания детей. Запись выводов: 1 ч. – осознание безграничности космоса, Божественного могущества и ничтожности человека перед лицом Бога; 2 ч. – ощущение божественного начала в человеке. Ода – гимн человеку как созданию творца.
6. О Державине – поэте-новаторе.
а) Особенности оды Державина, их отличие от од Ломоносова.
б) Державин – поэт-философ.
- На примере каких стихов, кроме оды «Бог», это можно доказать? (Называем стихи «На смерть князя мещерского», «Лебедь», «Река времен»).
Чтение, анализ стихов.
в) Лирический герой поэта – обыкновенный человек.
Чтение и анализ стихотворений «Арфа», «Приглашение к обеду», «Признание».
г) Реалистические описания природы, первый натюрморт в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская». Рождение реализма в русской поэзии.
7. Рефлексия. Запись выводов (5 - 7 минут).
- Каким я увидел Гавриила Романовича Державина?
Чтение работ.
8. Итоги урока. Выставление отметок.
9. Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение Державина или отрывок из оды.
Использованная литература.
- В. Западов. «Державин». (Любое издание)
- В. Ходасевич. «Державин». (Любое издание)
- Статья В.Н.Коновалова «Я любил чистосердечье…» (журнал «Литература в школе», 1993г. №3).