Разработка мастерской по литературе
Не воздавайте злом за зло
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Бунькова Юлия Викторовна,
учитель ГБОУ школы №561 Санкт-Петербурга
Технологическая карта мастерской
«Не воздавайте злом за зло»
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
· Примечание для учителя:название педагогической мастерской не объявляется
детям; рассказ заранее не прочитан.
Тип мастерской: ценностных ориентаций.
Цель: создать условия для возникновения у учащихся импульса к размышлениям
о необходимости доброго отношения к людям, милосердия, сострадания,
о внутренней красоте, о предназначении человека.
Расположение учащихся: на начало урока – фронтально; далее – по группам;
рефлексия – фронтально.
Оборудование: чистые листки для индивидуальной письменной работы,
распечатанный фрагментарно (в соответствии с заданиями) текст
рассказа,
доска.
Целевая аудитория: учащиеся 7 класса.
Время проведения– 2 урока.
1. Индукция.
Задание (выполняется письменно, индивидуально): опишитекрасивого, на ваш взгляд, человека.
+ Афиширование.
2. Формирование групп, выдача листочковс Iчастью рассказа, где дан словесный портрет Юшки. (Приложение 1)
Задание(выполняется в группах): Прочитайте и решите по авторскому описанию, красив ли герой рассказа Юшка?
+ Социализация.
3. 1) Выдача листочков со словами, словосочетаниями, предложениями (нарезка), передающими отношение окружающих к Юшке (Приложение 2)
Задание(выполняется в группах): Прочитайте и предположите, как поведёт себя герой в ответ на данные реплики и действия.
+ Социализация.
· Примечание для учителя:нарезанные предложения, фрагменты предложений подаются частями: 1) Приложение 2, 2.1. Ребята обсуждают в группах, высказывают предположения об ответной реакции Юшки. 2) Приложение 2, 2.2. Работа в группах, высказывания ребят. 3) Приложение 2, 2.3. Работа в группах, высказывания.
2) Чтение учителем фрагментов «Юшка и окружающие» (Приложение 3)
Ребята слушают и сравнивают свои предположения с авторским вариантом.
Вопрос учителя: Какие вопросы вы хотели бы задать Юшке? Что хотели бы у него узнать?
Фронтальные высказывания ребят + Вопросы записываются на доске:
Почему он так себя вёл? Где брал силы? и пр.
4. Выдача листочков с фрагментами рассказа «Юшка и природа», «Юшка и
девушка - сирота». (Приложение 4)
Задание(выполняется в группах): Прочитайте фрагменты рассказа и найдите в них ответы на эти вопросы.
+ Социализация. Учитель записывает на доске ключевые слова: природа, любовь, забота,…
5. Чтение учителемэпизода «Юшка и прохожий» («Смерть Юшки») (фрагментарно) Учащиеся выполняют задания в группах, затем представители групп высказываются (возможны один или несколько вариантов от группы)
1) Учитель читает фрагмент 1 (Приложение 5.1) и предлагает ребятам задание: Предположите, как будут складываться отношения Юшки и прохожего?
Работа в группах + социализация.
2) Учитель читает фрагмент 2 (Приложение 5.2). Ребята сравнивают свои предположения с вариантом автора. Закончив чтение фрагмента, учитель предлагает задание: Предположите, как будет учить?
Работа в группах+ социализация.
3) Учитель читает фрагмент 3 (Приложение 5.3). Ребята сравнивают свои предположения с авторским вариантом.
4) Учитель читает фрагмент 4 (Приложение 5.4) и предлагает предположить, как люди стали жить дальше, что они почувствовали, лишившись Юшки.
Работа в группах + социализация.
5) Учитель читает фрагмент 5 (Приложение 5.5)
6. Рефлексия. Задание выполняется письменно, индивидуально, дети рассаживаются фронтально) + афиширование.
Продолжите одно из предложений, записанных на доске:
· Сегодня на занятии я испытал чувства…
· Сегодня на мастерской мне было…
· Сегодня на занятии я задумался…
· Сегодня на мастерской я убедился…
· Сегодня на занятии я понял, что красивый человек – это…
Приложения (фрагменты текста, соответствующие заданиям).
Приложение 1.
Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.
Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.
Приложение 2.
2.1. — Юшка! — кричали дети. — Ты правда Юшка?
Они снова окликали старика:
— Юшка, ты правда или нет?
Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:
— Да что ты такой непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?
— Слов у тебя, что ли, нету, животное такое!
2.2.Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали Юшку руками или ударив его…
Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его.
2.3.…не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним.
…опять толкали Юшку и кидали в него комья земли.
…сами дети начинали серчать на Юшку.
…они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него.
…дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно…
…дети смеются, мучают и терзают его.
У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью.
…взрослый приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала…
Приложение 3.
Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор…Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них…Юшка шел и молчал… Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними.
Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:
— Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.
Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.
… От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.
Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.
Приложение 4.
В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.
И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, — об этом никому в городе не было известно.
В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?
— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было.
Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:
— Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем...
— Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой.
Кузнец помолчал.
— А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?
— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать.
Приложение 5.
5.1.В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни.
5.2.— А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
— Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!
— Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны...
— Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
5.3.Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
— Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай.
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.
Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.
— Помер, — вздохнул столяр.
5.4. Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни.
Потом Юшку похоронили и…
5.5.. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.
Разработка мастерской по литературе
«Не воздавайте злом за зло»
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Бунькова Юлия Викторовна, учитель ГБОУ школы №561 г. Санкт-Петербурга
Технологическая карта мастерской
«Не воздавайте злом за зло»
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
· Примечание для учителя:название педагогической мастерской не объявляется
детям; рассказ заранее не прочитан.
Тип мастерской: ценностных ориентаций.
Цель: создать условия для возникновения у учащихся импульса к размышлениям
о необходимости доброго отношения к людям, милосердия, сострадания,
о внутренней красоте, о предназначении человека.
Расположение учащихся: на начало урока – фронтально; далее – по группам;
рефлексия – фронтально.
Оборудование: чистые листки для индивидуальной письменной работы,
распечатанный фрагментарно (в соответствии с заданиями) текст
рассказа,
доска.
Целевая аудитория: учащиеся 7 класса.
Время проведения– 2 урока.
5. Индукция.
Задание (выполняется письменно, индивидуально): опишитекрасивого, на ваш взгляд, человека.
+ Афиширование.
6. Формирование групп, выдача листочковс Iчастью рассказа, где дан словесный портрет Юшки. (Приложение 1)
Задание(выполняется в группах): Прочитайте и решите по авторскому описанию, красив ли герой рассказа Юшка?
+ Социализация.
7. 1) Выдача листочков со словами, словосочетаниями, предложениями (нарезка), передающими отношение окружающих к Юшке (Приложение 2)
Задание(выполняется в группах): Прочитайте и предположите, как поведёт себя герой в ответ на данные реплики и действия.
+ Социализация.
· Примечание для учителя:нарезанные предложения, фрагменты предложений подаются частями: 1) Приложение 2, 2.1. Ребята обсуждают в группах, высказывают предположения об ответной реакции Юшки. 2) Приложение 2, 2.2. Работа в группах, высказывания ребят. 3) Приложение 2, 2.3. Работа в группах, высказывания.
2) Чтение учителем фрагментов «Юшка и окружающие» (Приложение 3)
Ребята слушают и сравнивают свои предположения с авторским вариантом.
Вопрос учителя: Какие вопросы вы хотели бы задать Юшке? Что хотели бы у него узнать?
Фронтальные высказывания ребят + Вопросы записываются на доске:
Почему он так себя вёл? Где брал силы? и пр.
8. Выдача листочков с фрагментами рассказа «Юшка и природа», «Юшка и
девушка - сирота». (Приложение 4)
Задание(выполняется в группах): Прочитайте фрагменты рассказа и найдите в них ответы на эти вопросы.
+ Социализация. Учитель записывает на доске ключевые слова: природа, любовь, забота,…
7. Чтение учителемэпизода «Юшка и прохожий» («Смерть Юшки») (фрагментарно) Учащиеся выполняют задания в группах, затем представители групп высказываются (возможны один или несколько вариантов от группы)
6) Учитель читает фрагмент 1 (Приложение 5.1) и предлагает ребятам задание: Предположите, как будут складываться отношения Юшки и прохожего?
Работа в группах + социализация.
7) Учитель читает фрагмент 2 (Приложение 5.2). Ребята сравнивают свои предположения с вариантом автора. Закончив чтение фрагмента, учитель предлагает задание: Предположите, как будет учить?
Работа в группах+ социализация.
8) Учитель читает фрагмент 3 (Приложение 5.3). Ребята сравнивают свои предположения с авторским вариантом.
9) Учитель читает фрагмент 4 (Приложение 5.4) и предлагает предположить, как люди стали жить дальше, что они почувствовали, лишившись Юшки.
Работа в группах + социализация.
10) Учитель читает фрагмент 5 (Приложение 5.5)
8. Рефлексия. Задание выполняется письменно, индивидуально, дети рассаживаются фронтально) + афиширование.
Продолжите одно из предложений, записанных на доске:
· Сегодня на занятии я испытал чувства…
· Сегодня на мастерской мне было…
· Сегодня на занятии я задумался…
· Сегодня на мастерской я убедился…
· Сегодня на занятии я понял, что красивый человек – это…
Приложения (фрагменты текста, соответствующие заданиям).
Приложение 1.
Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.
Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.
Приложение 2.
2.1. — Юшка! — кричали дети. — Ты правда Юшка?
Они снова окликали старика:
— Юшка, ты правда или нет?
Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:
— Да что ты такой непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?
— Слов у тебя, что ли, нету, животное такое!
2.2.Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали Юшку руками или ударив его…
Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его.
2.3.…не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним.
…опять толкали Юшку и кидали в него комья земли.
…сами дети начинали серчать на Юшку.
…они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него.
…дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно…
…дети смеются, мучают и терзают его.
У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью.
…взрослый приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала…
Приложение 3.
Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор…Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них…Юшка шел и молчал… Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними.
Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:
— Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.
Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.
… От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.
Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.
Приложение 4.
В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.
И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, — об этом никому в городе не было известно.
В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?
— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было.
Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:
— Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем...
— Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой.
Кузнец помолчал.
— А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?
— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать.
Приложение 5.
5.1.В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни.
5.2.— А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
— Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!
— Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны...
— Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
5.3.Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
— Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай.
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.
Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.
— Помер, — вздохнул столяр.
5.4. Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни.
Потом Юшку похоронили и…
5.5.. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.Разработка мастерской по литературе
«Не воздавайте злом за зло»
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Бунькова Юлия Викторовна, учитель ГБОУ школы №561 г. Санкт-Петербурга
Технологическая карта мастерской
«Не воздавайте злом за зло»
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
· Примечание для учителя:название педагогической мастерской не объявляется
детям; рассказ заранее не прочитан.
Тип мастерской: ценностных ориентаций.
Цель: создать условия для возникновения у учащихся импульса к размышлениям
о необходимости доброго отношения к людям, милосердия, сострадания,
о внутренней красоте, о предназначении человека.
Расположение учащихся: на начало урока – фронтально; далее – по группам;
рефлексия – фронтально.
Оборудование: чистые листки для индивидуальной письменной работы,
распечатанный фрагментарно (в соответствии с заданиями) текст
рассказа,
доска.
Целевая аудитория: учащиеся 7 класса.
Время проведения– 2 урока.
1. Индукция.
Задание (выполняется письменно, индивидуально): опишитекрасивого, на ваш взгляд, человека.
+ Афиширование.
2. Формирование групп, выдача листочковс Iчастью рассказа, где дан словесный портрет Юшки. (Приложение 1)
Задание(выполняется в группах): Прочитайте и решите по авторскому описанию, красив ли герой рассказа Юшка?
+ Социализация.
3. 1) Выдача листочков со словами, словосочетаниями, предложениями (нарезка), передающими отношение окружающих к Юшке (Приложение 2)
Задание(выполняется в группах): Прочитайте и предположите, как поведёт себя герой в ответ на данные реплики и действия.
+ Социализация.
· Примечание для учителя:нарезанные предложения, фрагменты предложений подаются частями: 1) Приложение 2, 2.1. Ребята обсуждают в группах, высказывают предположения об ответной реакции Юшки. 2) Приложение 2, 2.2. Работа в группах, высказывания ребят. 3) Приложение 2, 2.3. Работа в группах, высказывания.
2) Чтение учителем фрагментов «Юшка и окружающие» (Приложение 3)
Ребята слушают и сравнивают свои предположения с авторским вариантом.
Вопрос учителя: Какие вопросы вы хотели бы задать Юшке? Что хотели бы у него узнать?
Фронтальные высказывания ребят + Вопросы записываются на доске:
Почему он так себя вёл? Где брал силы? и пр.
4. Выдача листочков с фрагментами рассказа «Юшка и природа», «Юшка и
девушка - сирота». (Приложение 4)
Задание(выполняется в группах): Прочитайте фрагменты рассказа и найдите в них ответы на эти вопросы.
+ Социализация. Учитель записывает на доске ключевые слова: природа, любовь, забота,…
5. Чтение учителемэпизода «Юшка и прохожий» («Смерть Юшки») (фрагментарно) Учащиеся выполняют задания в группах, затем представители групп высказываются (возможны один или несколько вариантов от группы)
1) Учитель читает фрагмент 1 (Приложение 5.1) и предлагает ребятам задание: Предположите, как будут складываться отношения Юшки и прохожего?
Работа в группах + социализация.
2) Учитель читает фрагмент 2 (Приложение 5.2). Ребята сравнивают свои предположения с вариантом автора. Закончив чтение фрагмента, учитель предлагает задание: Предположите, как будет учить?
Работа в группах+ социализация.
3) Учитель читает фрагмент 3 (Приложение 5.3). Ребята сравнивают свои предположения с авторским вариантом.
4) Учитель читает фрагмент 4 (Приложение 5.4) и предлагает предположить, как люди стали жить дальше, что они почувствовали, лишившись Юшки.
Работа в группах + социализация.
5) Учитель читает фрагмент 5 (Приложение 5.5)
6. Рефлексия. Задание выполняется письменно, индивидуально, дети рассаживаются фронтально) + афиширование.
Продолжите одно из предложений, записанных на доске:
· Сегодня на занятии я испытал чувства…
· Сегодня на мастерской мне было…
· Сегодня на занятии я задумался…
· Сегодня на мастерской я убедился…
· Сегодня на занятии я понял, что красивый человек – это…
Приложения (фрагменты текста, соответствующие заданиям).
Приложение 1.
Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.
Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.
Приложение 2.
2.1. — Юшка! — кричали дети. — Ты правда Юшка?
Они снова окликали старика:
— Юшка, ты правда или нет?
Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:
— Да что ты такой непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?
— Слов у тебя, что ли, нету, животное такое!
2.2.Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали Юшку руками или ударив его…
Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его.
2.3.…не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним.
…опять толкали Юшку и кидали в него комья земли.
…сами дети начинали серчать на Юшку.
…они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него.
…дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно…
…дети смеются, мучают и терзают его.
У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью.
…взрослый приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала…
Приложение 3.
Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор…Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них…Юшка шел и молчал… Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними.
Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:
— Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.
Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.
… От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.
Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.
Приложение 4.
В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.
И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, — об этом никому в городе не было известно.
В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?
— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было.
Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:
— Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем...
— Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой.
Кузнец помолчал.
— А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?
— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать.
Приложение 5.
5.1.В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни.
5.2.— А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
— Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!
— Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны...
— Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
5.3.Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
— Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай.
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.
Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.
— Помер, — вздохнул столяр.
5.4. Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни.
Потом Юшку похоронили и…
5.5.. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.
Разработка мастерской по литературе
«Не воздавайте злом за зло» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Бунькова Юлия Викторовна, учитель ГБОУ школы №561 г. Санкт-Петербурга
Технологическая карта мастерской
«Не воздавайте злом за зло» (по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Примечание для учителя: название педагогической мастерской не объявляется детям; рассказ заранее не прочитан.
Тип мастерской: ценностных ориентаций.
Цель: создать условия для возникновения у учащихся импульса к размышлениям о необходимости доброго отношения к людям, милосердия, сострадания,
о внутренней красоте, о предназначении человека.
Расположение учащихся: на начало урока – фронтально; далее – по группам; рефлексия – фронтально.
Оборудование: чистые листки для индивидуальной письменной работы, распечатанный фрагментарно (в соответствии с заданиями) текст рассказа, доска.
Целевая аудитория: учащиеся 7 класса.
Время проведения – 2 урока.
5. Индукция.
Задание (выполняется письменно, индивидуально): опишите красивого, на ваш взгляд, человека.
+ Афиширование.
6. Формирование групп, выдача листочков с Iчастью рассказа, где дан словесный портрет Юшки. (Приложение 1)
Задание (выполняется в группах): Прочитайте и решите по авторскому описанию, красив ли герой рассказа Юшка?
+ Социализация.
7. 1) Выдача листочков со словами, словосочетаниями, предложениями (нарезка), передающими отношение окружающих к Юшке (Приложение 2)
Задание(выполняется в группах): Прочитайте и предположите, как поведёт себя герой в ответ на данные реплики и действия.
+ Социализация.
· Примечание для учителя: нарезанные предложения, фрагменты предложений подаются частями: 1) Приложение 2, 2.1. Ребята обсуждают в группах, высказывают предположения об ответной реакции Юшки. 2) Приложение 2, 2.2. Работа в группах, высказывания ребят. 3) Приложение 2, 2.3. Работа в группах, высказывания.
2) Чтение учителем фрагментов «Юшка и окружающие» (Приложение 3)
Ребята слушают и сравнивают свои предположения с авторским вариантом.
Вопрос учителя: Какие вопросы вы хотели бы задать Юшке? Что хотели бы у него узнать?
Фронтальные высказывания ребят + Вопросы записываются на доске:
Почему он так себя вёл? Где брал силы? и пр.
8. Выдача листочков с фрагментами рассказа «Юшка и природа», «Юшка и девушка - сирота». (Приложение 4)
Задание (выполняется в группах): Прочитайте фрагменты рассказа и найдите в них ответы на эти вопросы.
+ Социализация. Учитель записывает на доске ключевые слова: природа, любовь, забота,…
7. Чтение учителем эпизода «Юшка и прохожий» («Смерть Юшки») (фрагментарно) Учащиеся выполняют задания в группах, затем представители групп высказываются (возможны один или несколько вариантов от группы)
6) Учитель читает фрагмент 1 (Приложение 5.1) и предлагает ребятам задание: Предположите, как будут складываться отношения Юшки и прохожего?
Работа в группах + социализация.
7) Учитель читает фрагмент 2 (Приложение 5.2). Ребята сравнивают свои предположения с вариантом автора. Закончив чтение фрагмента, учитель предлагает задание: Предположите, как будет учить?
Работа в группах+ социализация.
8) Учитель читает фрагмент 3 (Приложение 5.3). Ребята сравнивают свои предположения с авторским вариантом.
9) Учитель читает фрагмент 4 (Приложение 5.4) и предлагает предположить, как люди стали жить дальше, что они почувствовали, лишившись Юшки.
Работа в группах + социализация.
10) Учитель читает фрагмент 5 (Приложение 5.5)
8. Рефлексия. Задание выполняется письменно, индивидуально, дети рассаживаются фронтально) + афиширование.
Продолжите одно из предложений, записанных на доске:
· Сегодня на занятии я испытал чувства…
· Сегодня на мастерской мне было…
· Сегодня на занятии я задумался…
· Сегодня на мастерской я убедился…
· Сегодня на занятии я понял, что красивый человек – это…
Приложения (фрагменты текста, соответствующие заданиям).
Приложение 1.
Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.
Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.
Приложение 2.
2.1. — Юшка! — кричали дети. — Ты правда Юшка?
Они снова окликали старика:
— Юшка, ты правда или нет?
Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:
— Да что ты такой непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?
— Слов у тебя, что ли, нету, животное такое!
2.2. Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали Юшку руками или ударив его…
Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его.
2.3.…не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним.
…опять толкали Юшку и кидали в него комья земли.
…сами дети начинали серчать на Юшку.
…они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него.
…дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно…
…дети смеются, мучают и терзают его.
У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью.
…взрослый приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала…
Приложение 3.
Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор…Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них…Юшка шел и молчал… Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними.
Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:
— Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.
Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.
… От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.
Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.
Приложение 4.
В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.
И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, — об этом никому в городе не было известно.
В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?
— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было.
Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:
— Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем...
— Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой.
Кузнец помолчал.
— А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?
— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать.
Приложение 5.
5.1.В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни.
5.2.— А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
— Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!
— Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны...
— Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
5.3.Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
— Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай.
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.
Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.
— Помер, — вздохнул столяр.
5.4. Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни.
Потом Юшку похоронили и…
5.5. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.