Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Разработка мастерской по литературе

Не воздавайте злом за зло

(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Бунькова Юлия Викторовна,
учитель ГБОУ школы №561 Санкт-Петербурга

 

Технологическая карта мастерской

«Не воздавайте злом за зло»

(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

·        Примечание для учителя:название педагогической мастерской не объявляется      

                                               детям; рассказ заранее не прочитан.

Тип мастерской: ценностных ориентаций.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся импульса к размышлениям                                     

           о  необходимости доброго отношения к людям, милосердия, сострадания,

           о внутренней  красоте, о предназначении человека.

Расположение учащихся: на начало урока – фронтально; далее – по группам;                                                                                               

                                             рефлексия – фронтально.

Оборудование: чистые листки для индивидуальной письменной работы,

                           распечатанный фрагментарно (в соответствии с заданиями) текст               

                           рассказа,

                           доска.

Целевая аудитория:  учащиеся 7 класса.

Время проведения– 2 урока.

1.  Индукция.

Задание (выполняется письменно, индивидуально): опишитекрасивого, на ваш взгляд, человека.

+ Афиширование.

2.  Формирование групп, выдача листочковс Iчастью рассказа, где дан словесный портрет Юшки. (Приложение 1)

Задание(выполняется в группах): Прочитайте и решите по авторскому описанию, красив ли герой рассказа Юшка?

+ Социализация.

3.  1) Выдача листочков со словами, словосочетаниями, предложениями (нарезка), передающими отношение окружающих к Юшке (Приложение 2)

Задание(выполняется в группах): Прочитайте и предположите, как поведёт себя герой в ответ на данные реплики и действия.

+ Социализация.

·     Примечание для учителя:нарезанные предложения, фрагменты предложений подаются частями: 1) Приложение 2, 2.1. Ребята обсуждают в группах, высказывают предположения об ответной реакции Юшки. 2) Приложение 2, 2.2. Работа в группах, высказывания ребят. 3) Приложение 2, 2.3. Работа в группах, высказывания.

2) Чтение учителем фрагментов «Юшка и окружающие» (Приложение 3)

Ребята слушают и сравнивают свои предположения с авторским вариантом.

Вопрос учителя: Какие вопросы вы хотели бы задать Юшке? Что хотели бы       у него узнать?

Фронтальные высказывания ребят  +     Вопросы записываются на доске:    

Почему он так себя вёл? Где брал силы? и пр.

4.   Выдача листочков с фрагментами рассказа «Юшка и природа», «Юшка и

    девушка - сирота». (Приложение 4)

Задание(выполняется в группах): Прочитайте фрагменты рассказа и найдите в                                                      них ответы на эти вопросы.                

+ Социализация. Учитель записывает на доске ключевые слова: природа,      любовь, забота,…

5.  Чтение учителемэпизода «Юшка и прохожий» («Смерть Юшки») (фрагментарно) Учащиеся выполняют  задания в группах, затем представители групп высказываются (возможны один или несколько вариантов от группы)

1)  Учитель читает фрагмент 1 (Приложение 5.1) и предлагает ребятам задание: Предположите, как будут складываться отношения Юшки и прохожего?

Работа в группах + социализация.

2)  Учитель читает фрагмент 2 (Приложение 5.2). Ребята сравнивают свои предположения с вариантом автора. Закончив чтение фрагмента, учитель предлагает  задание: Предположите, как будет учить?

Работа в группах+ социализация.

3)  Учитель читает фрагмент 3 (Приложение 5.3). Ребята сравнивают свои предположения с авторским вариантом.

4)  Учитель читает фрагмент 4 (Приложение 5.4) и предлагает предположить, как люди стали жить дальше, что они почувствовали, лишившись Юшки.

Работа в группах + социализация.

5)  Учитель читает фрагмент 5 (Приложение 5.5)

6.  Рефлексия. Задание выполняется письменно, индивидуально, дети рассаживаются фронтально)                 + афиширование.

Продолжите одно из предложений, записанных на доске:

·     Сегодня на занятии я испытал чувства…

·     Сегодня на мастерской мне было…

·     Сегодня на занятии я задумался…

·     Сегодня на мастерской я убедился…

·     Сегодня на занятии я  понял, что красивый человек – это…

Приложения (фрагменты текста, соответствующие заданиям).

Приложение 1.

Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Приложение 2.

2.1. — Юшка! — кричали дети. — Ты правда Юшка?

Они снова окликали старика:

— Юшка, ты правда или нет?

Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:

— Да что ты такой непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

— Слов у тебя, что ли, нету, животное такое!

2.2.Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали Юшку руками или ударив его…

Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его.

2.3.…не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним.

…опять толкали Юшку и кидали в него комья земли.

…сами дети начинали серчать на Юшку.

…они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него.

…дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно…

…дети смеются, мучают и терзают его.

У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью.

…взрослый приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала…

Приложение 3.

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор…Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них…Юшка шел и молчал… Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними.

Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

— Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

… От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

Приложение 4.

В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, — об этом никому в городе не было известно.

В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было.

Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:

— Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем...

— Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой.

Кузнец помолчал.

— А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?

— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать.

Приложение 5.

5.1.В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:

— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...

И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни.

5.2.— А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...

Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:

— Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!

— Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны...

— Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!

5.3.Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

— Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай.

Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.

— Помер, — вздохнул столяр.

5.4.  Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни.

Потом Юшку похоронили и…

5.5.. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.

 

Разработка мастерской по литературе

«Не воздавайте злом за зло»

(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Бунькова Юлия Викторовна, учитель ГБОУ школы №561 г. Санкт-Петербурга

 

Технологическая карта мастерской

«Не воздавайте злом за зло»

(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

·        Примечание для учителя:название педагогической мастерской не объявляется      

                                               детям; рассказ заранее не прочитан.

Тип мастерской: ценностных ориентаций.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся импульса к размышлениям                                     

           о  необходимости доброго отношения к людям, милосердия, сострадания,

           о внутренней  красоте, о предназначении человека.

Расположение учащихся: на начало урока – фронтально; далее – по группам;                                                                                               

                                             рефлексия – фронтально.

Оборудование: чистые листки для индивидуальной письменной работы,

                           распечатанный фрагментарно (в соответствии с заданиями) текст               

                           рассказа,

                           доска.

Целевая аудитория:  учащиеся 7 класса.

Время проведения– 2 урока.

5.  Индукция.

Задание (выполняется письменно, индивидуально): опишитекрасивого, на ваш взгляд, человека.

+ Афиширование.

6.  Формирование групп, выдача листочковс Iчастью рассказа, где дан словесный портрет Юшки. (Приложение 1)

Задание(выполняется в группах): Прочитайте и решите по авторскому описанию, красив ли герой рассказа Юшка?

+ Социализация.

7.  1) Выдача листочков со словами, словосочетаниями, предложениями (нарезка), передающими отношение окружающих к Юшке (Приложение 2)

Задание(выполняется в группах): Прочитайте и предположите, как поведёт себя герой в ответ на данные реплики и действия.

+ Социализация.

·     Примечание для учителя:нарезанные предложения, фрагменты предложений подаются частями: 1) Приложение 2, 2.1. Ребята обсуждают в группах, высказывают предположения об ответной реакции Юшки. 2) Приложение 2, 2.2. Работа в группах, высказывания ребят. 3) Приложение 2, 2.3. Работа в группах, высказывания.

2) Чтение учителем фрагментов «Юшка и окружающие» (Приложение 3)

Ребята слушают и сравнивают свои предположения с авторским вариантом.

Вопрос учителя: Какие вопросы вы хотели бы задать Юшке? Что хотели бы       у него узнать?

Фронтальные высказывания ребят  +     Вопросы записываются на доске:    

Почему он так себя вёл? Где брал силы? и пр.

8.   Выдача листочков с фрагментами рассказа «Юшка и природа», «Юшка и

    девушка - сирота». (Приложение 4)

Задание(выполняется в группах): Прочитайте фрагменты рассказа и найдите в                                                      них ответы на эти вопросы.                

+ Социализация. Учитель записывает на доске ключевые слова: природа,      любовь, забота,…

7.  Чтение учителемэпизода «Юшка и прохожий» («Смерть Юшки») (фрагментарно) Учащиеся выполняют  задания в группах, затем представители групп высказываются (возможны один или несколько вариантов от группы)

6)  Учитель читает фрагмент 1 (Приложение 5.1) и предлагает ребятам задание: Предположите, как будут складываться отношения Юшки и прохожего?

Работа в группах + социализация.

7)  Учитель читает фрагмент 2 (Приложение 5.2). Ребята сравнивают свои предположения с вариантом автора. Закончив чтение фрагмента, учитель предлагает  задание: Предположите, как будет учить?

Работа в группах+ социализация.

8)  Учитель читает фрагмент 3 (Приложение 5.3). Ребята сравнивают свои предположения с авторским вариантом.

9)  Учитель читает фрагмент 4 (Приложение 5.4) и предлагает предположить, как люди стали жить дальше, что они почувствовали, лишившись Юшки.

Работа в группах + социализация.

10)                    Учитель читает фрагмент 5 (Приложение 5.5)

8.  Рефлексия. Задание выполняется письменно, индивидуально, дети рассаживаются фронтально)                 + афиширование.

Продолжите одно из предложений, записанных на доске:

·     Сегодня на занятии я испытал чувства…

·     Сегодня на мастерской мне было…

·     Сегодня на занятии я задумался…

·     Сегодня на мастерской я убедился…

·     Сегодня на занятии я  понял, что красивый человек – это…

Приложения (фрагменты текста, соответствующие заданиям).

Приложение 1.

Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Приложение 2.

2.1. — Юшка! — кричали дети. — Ты правда Юшка?

Они снова окликали старика:

— Юшка, ты правда или нет?

Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:

— Да что ты такой непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

— Слов у тебя, что ли, нету, животное такое!

2.2.Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали Юшку руками или ударив его…

Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его.

2.3.…не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним.

…опять толкали Юшку и кидали в него комья земли.

…сами дети начинали серчать на Юшку.

…они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него.

…дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно…

…дети смеются, мучают и терзают его.

У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью.

…взрослый приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала…

Приложение 3.

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор…Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них…Юшка шел и молчал… Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними.

Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

— Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

… От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

Приложение 4.

В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, — об этом никому в городе не было известно.

В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было.

Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:

— Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем...

— Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой.

Кузнец помолчал.

— А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?

— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать.

Приложение 5.

5.1.В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:

— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...

И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни.

5.2.— А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...

Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:

— Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!

— Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны...

— Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!

5.3.Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

— Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай.

Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.

— Помер, — вздохнул столяр.

5.4.  Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни.

Потом Юшку похоронили и…

5.5.. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.Разработка мастерской по литературе

«Не воздавайте злом за зло»

(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Бунькова Юлия Викторовна, учитель ГБОУ школы №561 г. Санкт-Петербурга

 

Технологическая карта мастерской

«Не воздавайте злом за зло»

(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

·        Примечание для учителя:название педагогической мастерской не объявляется      

                                               детям; рассказ заранее не прочитан.

Тип мастерской: ценностных ориентаций.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся импульса к размышлениям                                     

           о  необходимости доброго отношения к людям, милосердия, сострадания,

           о внутренней  красоте, о предназначении человека.

Расположение учащихся: на начало урока – фронтально; далее – по группам;                                                                                               

                                             рефлексия – фронтально.

Оборудование: чистые листки для индивидуальной письменной работы,

                           распечатанный фрагментарно (в соответствии с заданиями) текст               

                           рассказа,

                           доска.

Целевая аудитория:  учащиеся 7 класса.

Время проведения– 2 урока.

1.  Индукция.

Задание (выполняется письменно, индивидуально): опишитекрасивого, на ваш взгляд, человека.

+ Афиширование.

2.  Формирование групп, выдача листочковс Iчастью рассказа, где дан словесный портрет Юшки. (Приложение 1)

Задание(выполняется в группах): Прочитайте и решите по авторскому описанию, красив ли герой рассказа Юшка?

+ Социализация.

3.  1) Выдача листочков со словами, словосочетаниями, предложениями (нарезка), передающими отношение окружающих к Юшке (Приложение 2)

Задание(выполняется в группах): Прочитайте и предположите, как поведёт себя герой в ответ на данные реплики и действия.

+ Социализация.

·     Примечание для учителя:нарезанные предложения, фрагменты предложений подаются частями: 1) Приложение 2, 2.1. Ребята обсуждают в группах, высказывают предположения об ответной реакции Юшки. 2) Приложение 2, 2.2. Работа в группах, высказывания ребят. 3) Приложение 2, 2.3. Работа в группах, высказывания.

2) Чтение учителем фрагментов «Юшка и окружающие» (Приложение 3)

Ребята слушают и сравнивают свои предположения с авторским вариантом.

Вопрос учителя: Какие вопросы вы хотели бы задать Юшке? Что хотели бы       у него узнать?

Фронтальные высказывания ребят  +     Вопросы записываются на доске:    

Почему он так себя вёл? Где брал силы? и пр.

4.   Выдача листочков с фрагментами рассказа «Юшка и природа», «Юшка и

    девушка - сирота». (Приложение 4)

Задание(выполняется в группах): Прочитайте фрагменты рассказа и найдите в                                                      них ответы на эти вопросы.                

+ Социализация. Учитель записывает на доске ключевые слова: природа,      любовь, забота,…

5.  Чтение учителемэпизода «Юшка и прохожий» («Смерть Юшки») (фрагментарно) Учащиеся выполняют  задания в группах, затем представители групп высказываются (возможны один или несколько вариантов от группы)

1)  Учитель читает фрагмент 1 (Приложение 5.1) и предлагает ребятам задание: Предположите, как будут складываться отношения Юшки и прохожего?

Работа в группах + социализация.

2)  Учитель читает фрагмент 2 (Приложение 5.2). Ребята сравнивают свои предположения с вариантом автора. Закончив чтение фрагмента, учитель предлагает  задание: Предположите, как будет учить?

Работа в группах+ социализация.

3)  Учитель читает фрагмент 3 (Приложение 5.3). Ребята сравнивают свои предположения с авторским вариантом.

4)  Учитель читает фрагмент 4 (Приложение 5.4) и предлагает предположить, как люди стали жить дальше, что они почувствовали, лишившись Юшки.

Работа в группах + социализация.

5)  Учитель читает фрагмент 5 (Приложение 5.5)

6.  Рефлексия. Задание выполняется письменно, индивидуально, дети рассаживаются фронтально)                 + афиширование.

Продолжите одно из предложений, записанных на доске:

·     Сегодня на занятии я испытал чувства…

·     Сегодня на мастерской мне было…

·     Сегодня на занятии я задумался…

·     Сегодня на мастерской я убедился…

·     Сегодня на занятии я  понял, что красивый человек – это…

Приложения (фрагменты текста, соответствующие заданиям).

Приложение 1.

Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Приложение 2.

2.1. — Юшка! — кричали дети. — Ты правда Юшка?

Они снова окликали старика:

— Юшка, ты правда или нет?

Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:

— Да что ты такой непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

— Слов у тебя, что ли, нету, животное такое!

2.2.Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали Юшку руками или ударив его…

Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его.

2.3.…не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним.

…опять толкали Юшку и кидали в него комья земли.

…сами дети начинали серчать на Юшку.

…они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него.

…дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно…

…дети смеются, мучают и терзают его.

У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью.

…взрослый приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала…

Приложение 3.

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор…Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них…Юшка шел и молчал… Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними.

Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

— Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

… От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

Приложение 4.

В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, — об этом никому в городе не было известно.

В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было.

Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:

— Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем...

— Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой.

Кузнец помолчал.

— А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?

— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать.

Приложение 5.

5.1.В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:

— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...

И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни.

5.2.— А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...

Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:

— Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!

— Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны...

— Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!

5.3.Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

— Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай.

Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.

— Помер, — вздохнул столяр.

5.4.  Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни.

Потом Юшку похоронили и…

5.5.. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.

 

Разработка мастерской по литературе

«Не воздавайте злом за зло» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Бунькова Юлия Викторовна, учитель ГБОУ школы №561 г. Санкт-Петербурга

 

Технологическая карта мастерской

«Не воздавайте злом за зло» (по рассказу А.П.Платонова "Юшка")

Примечание для учителяназвание педагогической мастерской не объявляется детям; рассказ заранее не прочитан.

Тип мастерской: ценностных ориентаций.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся импульса к размышлениям  о  необходимости доброго отношения к людям, милосердия, сострадания,

           о внутренней  красоте, о предназначении человека.

Расположение учащихся: на начало урока – фронтально; далее – по группам; рефлексия – фронтально.

Оборудование: чистые листки для индивидуальной письменной работы, распечатанный фрагментарно (в соответствии с заданиями) текст рассказа, доска.

Целевая аудитория:  учащиеся 7 класса.

Время проведения – 2 урока.

5.  Индукция.

Задание (выполняется письменно, индивидуально): опишите красивого, на ваш взгляд, человека.

+ Афиширование.

6.  Формирование групп, выдача листочков с Iчастью рассказа, где дан словесный портрет Юшки. (Приложение 1)

Задание (выполняется в группах): Прочитайте и решите по авторскому описанию, красив ли герой рассказа Юшка?

+ Социализация.

7.  1) Выдача листочков со словами, словосочетаниями, предложениями (нарезка), передающими отношение окружающих к Юшке (Приложение 2)

Задание(выполняется в группах): Прочитайте и предположите, как поведёт себя герой в ответ на данные реплики и действия.

+ Социализация.

·     Примечание для учителя: нарезанные предложения, фрагменты предложений подаются частями: 1) Приложение 2, 2.1. Ребята обсуждают в группах, высказывают предположения об ответной реакции Юшки. 2) Приложение 2, 2.2. Работа в группах, высказывания ребят. 3) Приложение 2, 2.3. Работа в группах, высказывания.

2) Чтение учителем фрагментов «Юшка и окружающие» (Приложение 3)

Ребята слушают и сравнивают свои предположения с авторским вариантом.

Вопрос учителя: Какие вопросы вы хотели бы задать Юшке? Что хотели бы у него узнать?

Фронтальные высказывания ребят  +     Вопросы записываются на доске:    

Почему он так себя вёл? Где брал силы? и пр.

8.   Выдача листочков с фрагментами рассказа «Юшка и природа», «Юшка и девушка - сирота». (Приложение 4)

Задание (выполняется в группах): Прочитайте фрагменты рассказа и найдите в них ответы на эти вопросы.                

+ Социализация. Учитель записывает на доске ключевые слова: природа, любовь, забота,…

7.  Чтение учителем эпизода «Юшка и прохожий» («Смерть Юшки») (фрагментарно) Учащиеся выполняют  задания в группах, затем представители групп высказываются (возможны один или несколько вариантов от группы)

6)  Учитель читает фрагмент 1 (Приложение 5.1) и предлагает ребятам задание: Предположите, как будут складываться отношения Юшки и прохожего?

Работа в группах + социализация.

7)  Учитель читает фрагмент 2 (Приложение 5.2). Ребята сравнивают свои предположения с вариантом автора. Закончив чтение фрагмента, учитель предлагает  задание: Предположите, как будет учить?

Работа в группах+ социализация.

8)  Учитель читает фрагмент 3 (Приложение 5.3). Ребята сравнивают свои предположения с авторским вариантом.

9)  Учитель читает фрагмент 4 (Приложение 5.4) и предлагает предположить, как люди стали жить дальше, что они почувствовали, лишившись Юшки.

Работа в группах + социализация.

10)                    Учитель читает фрагмент 5 (Приложение 5.5)

8.  Рефлексия. Задание выполняется письменно, индивидуально, дети рассаживаются фронтально) + афиширование.

Продолжите одно из предложений, записанных на доске:

·     Сегодня на занятии я испытал чувства…

·     Сегодня на мастерской мне было…

·     Сегодня на занятии я задумался…

·     Сегодня на мастерской я убедился…

·     Сегодня на занятии я  понял, что красивый человек – это…

Приложения (фрагменты текста, соответствующие заданиям).

Приложение 1.

Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Приложение 2.

2.1. — Юшка! — кричали дети. — Ты правда Юшка?

Они снова окликали старика:

— Юшка, ты правда или нет?

Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:

— Да что ты такой непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

— Слов у тебя, что ли, нету, животное такое!

2.2. Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали Юшку руками или ударив его…

Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его.

2.3.…не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним.

…опять толкали Юшку и кидали в него комья земли.

…сами дети начинали серчать на Юшку.

…они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него.

…дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно…

…дети смеются, мучают и терзают его.

У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью.

…взрослый приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала…

Приложение 3.

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор…Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них…Юшка шел и молчал… Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними.

Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

— Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

… От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

Приложение 4.

В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, — об этом никому в городе не было известно.

В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

— Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было.

Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:

— Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем...

— Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой.

Кузнец помолчал.

— А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?

— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать.

Приложение 5.

5.1.В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:

— Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...

И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни.

5.2.— А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...

Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:

— Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!

— Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны...

— Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!

5.3.Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

— Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай.

Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.

Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.

— Помер, — вздохнул столяр.

5.4.  Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни.

Потом Юшку похоронили и…

5.5. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»