Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование различных технологий преподавания на уроках литературы

Кирсанова Елена Игоревна,
учитель высшей категории ГБОУ СОШ №138
Калининского района Санкт-Петербурга

Многие учителя  используют  на  уроках  образовательные  технологии  с элементами проблемного обучения,особенно трудно без этого представить изучение  литературы.

 В  научно-методических  работах  наших ученых-лингвистов суть различных технологий отражена полно и многогранно.

Учебную задачу урока можно  поставить в виде проблемного вопроса, но не каждый   трудный аналитический вопрос является проблемным. Найти, продумать и составить любой  проблемный вопрос помогут его  признаки:

-многовариантность ответов;

-сложность и многогранность вопроса;

-краткость и емкость;

-доступность для восприятия учащихся;

-вопрос должен быть интересным для учеников.

 

Принцип  проблемности  реализуется  в  проблемном  обучении  как  в содержании  учебного  материала,  так  и  в  процессе  его  развертывания  в учебной деятельности.

Первое достигается разработкой системы учебных проблем (иногдаих называют проблемными задачами).

Второе–построением проблемного обучения по диалогическому типу, где   педагог   и   учащиеся   проявляют   личностную,  интеллектуальную  и социальнуюактивность,заинтересованность в суждениях друг друга.

 

Проблемное  обучение направлено в будущее .В совместной работе с педагогом    учащийся  переживает  процесс  познания  как субъективное открытие.

Некоторые проблемные вопросы могут задаваться в начале изучения темы,другие–в конце или середине.Вопрос,сформулированный в начале изучения произведения,будет выполнять роль учебнойзадачи.

Например,  после  проверки  первичного  восприятия  комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно задать вопрос о главном герое:«Так кто же Чацкий–умный или умник?».Ученики могут самостоятельно определить разницу  в  смысле  слов. Современные девятиклассники, с присущим им рационализмом, часто указывают на непоследовательность поведения Чацкого:приехав в дом Фамусова ради Софьи,герой делает все для того, чтобы Софья стала относиться к нему враждебно. Можно ли такое поведение считать проявлением ума?

Иногда  проблемный  вопрос  уже  в  начале  изучения  произведения формулируют   сами   школьники,   причем   иногда   спонтанно.   Например, рассказывая    ученикам    о    замечательном    коллективном    образе    семи странников,созданном Н.А.Некрасовым ,часто слышишь вопрос :«А разве можно считать замечательными героев,которые бросили на произвол жен, детей,оставили хозяйство и пустились в путь?». И тут нельзя ограничиваться разговорами о художественной условности,а уже необходимо обращаться к  теме национальног охарактер аи национального поведения.

А в конце изучения поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ученики уже готовы самостоятельно искать ответ на вопрос:«Почему же странники так и не встретились со счастливыми Гришей Добросклоновым?».

Можно использовать проблемный вопрос в качестве обобщающего по нескольким произведениям.

Например,  завершая  разговор  о  литературном  процессе  20-х  годов, можно  попросить  выпускников  ответить  на   вопрос:   «Человек  в   огне революции    –    гибель    или    рождение?».    Форма    ответа    свободная:

 

 сопоставление,анализ,свободное размышление,эссе ит.д. Конечно, теперь, когда  не  изучаются:  «Разгром»  Фадеева  А.А.,  «Как  закалялась  сталь» Островского Н.А.,ответы довольно однозначны.Но можно посвятить один урок   революционной   романтической   поэзии.   Стихи   Светлова   М.А., Багрицкого  Э.Г.,  Тихонова  Н.С.  выражают  другое  отношение  к  эпохе  и эмоционально очень убедительны.

Нередко   для   решения   проблемного   вопроса   ученикам   требуется помощь.  При  изучении  «Преступления  и  наказания» анализируется  известный  эпизод  –  разговор  Родиона  Раскольникова  и Сонечки после похорон Мармеладова,когда герой задает вопрос о том,кому же жить–таким как Сонечка,Катерина Ивановна,Лизавета илиЛужину– подлости делать?Это также можно рассматривать как проблемный вопрос, но  более  интересным  в  этой  сцене  представляетсядругое:  Раскольников испытываетСоню,вподтекстеегорассужденийдругоймучительныйвопрос:

«Что тебе дал твой бог?».Именно этот вопрос можно обратить к ученикам:

 

«Что же дает Сонечке бог?».Поиск ответа не прост. Но на доске можно написать эпиграф к уроку из дневника ДостоевскогоФ.М.:«Вера помогает сохранить в человеке человека…».

В  своей  работе  «Теоретические  основы  и  технология  начального литературного  образования»  Рыжикова Т.В.  утверждает,  что  учителям пятых,шестых классов трудно подобрать проблемный вопрос,отвечающий всем   признакам   проблемности.   Тем   не   менее   это   возможно   и   даже необходимо делать.

 Учителям литературы хорошо известно,сколько споров у десятиклассников вызывает утверждение Л.Н.Толстого о том,что битва под Бородино–это победа русских,победа решительная и бесповоротная,хотя русских  полегло  больше,и  враг  взял  Москву.

 Тема  войны  в  русской литературе всегда была представлена не только как битвы на поле брани,но исражение на поле духа.Мысль о том,что«не в силе бог,а в правде», «мертвые  срама  не  имут»  понятна  и  пятиклассникам.

 

 

Изучая «Бородино»,можно актуализировать внимание учащихся на том,как описана ночь перед сражением.

Проблемныевопросы:

 1.Почему нарушена правда факта?

 2.О какой тишине идет речь?

 Учащиеся 5-х классов отмечают готовность к подвигу русских солдат и их духовную сосредоточенность перед боем.Учитель может указать  на  традицию  изображения  великих  битв,  обращаясь  к  тексту  из древней летописи «Сказание о Мамаевом побоище» : «И обратится на полк татарский,  слышишь  стук  велик  и  кличи  вопль…  и  обратится  на  полк русский бысть тихость велика».

Проблемный вопрос может возникнуть и в контексте изученияи стории создания произведения. Например:сопоставить сюжет анекдота о чиновнике и ружье, услышанного Гоголем Н.В., и сюжет«Шинели».

Проверяя сочинения старшеклассников о поэзии, часто сталкиваемся с ситуацией:и работа.вроде бы, хорошая, но конфликты сглажены,раздумья поэта облегчены,развития лирической мысли нет.Часто это связано с тем, что при анализе стихотворения не ставится проблемный вопрос .Но если, изучая стихотворение  «Возвращениена  Родину»  Есенина  С.А.,задать  вопрос:  «Почему герой  по-христиански  отпускает  поклон  в  красный  угол,  хотя  икон  нет (вместо  них  –  календарный  Ленин)?».  Учащиеся  по-другому  начинают анализировать слова поэта,говорят не просто о любви к Родине,природе,а обращают внимание на тот образ,который живет в душе поэта,образ святой Руси,и этот смысл в звучании темы Родины в лирике Есенина неизменен.

Для  учащихся  (в  любом  возрасте)  трудно  самим  сформулировать проблемныйвопрос,поэтому,чем раньше ученики научатся отвечат ьна эти

вопросы,тем быстрее они смогут увидеть проблему в произведении,и сами будут формулировать проблемные вопросы и отвечать на них.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»