Использование различных технологий преподавания на уроках литературы
Кирсанова Елена Игоревна,
учитель высшей категории ГБОУ СОШ №138
Калининского района Санкт-Петербурга
В научно-методических работах наших ученых-лингвистов суть различных технологий отражена полно и многогранно.
Учебную задачу урока можно поставить в виде проблемного вопроса, но не каждый трудный аналитический вопрос является проблемным. Найти, продумать и составить любой проблемный вопрос помогут его признаки:
-многовариантность ответов;
-сложность и многогранность вопроса;
-краткость и емкость;
-доступность для восприятия учащихся;
-вопрос должен быть интересным для учеников.
Принцип проблемности реализуется в проблемном обучении как в содержании учебного материала, так и в процессе его развертывания в учебной деятельности.
Первое достигается разработкой системы учебных проблем (иногдаих называют проблемными задачами).
Второе–построением проблемного обучения по диалогическому типу, где педагог и учащиеся проявляют личностную, интеллектуальную и социальнуюактивность,заинтересованность в суждениях друг друга.
Проблемное обучение направлено в будущее .В совместной работе с педагогом учащийся переживает процесс познания как субъективное открытие.
Некоторые проблемные вопросы могут задаваться в начале изучения темы,другие–в конце или середине.Вопрос,сформулированный в начале изучения произведения,будет выполнять роль учебнойзадачи.
Например, после проверки первичного восприятия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно задать вопрос о главном герое:«Так кто же Чацкий–умный или умник?».Ученики могут самостоятельно определить разницу в смысле слов. Современные девятиклассники, с присущим им рационализмом, часто указывают на непоследовательность поведения Чацкого:приехав в дом Фамусова ради Софьи,герой делает все для того, чтобы Софья стала относиться к нему враждебно. Можно ли такое поведение считать проявлением ума?
Иногда проблемный вопрос уже в начале изучения произведения формулируют сами школьники, причем иногда спонтанно. Например, рассказывая ученикам о замечательном коллективном образе семи странников,созданном Н.А.Некрасовым ,часто слышишь вопрос :«А разве можно считать замечательными героев,которые бросили на произвол жен, детей,оставили хозяйство и пустились в путь?». И тут нельзя ограничиваться разговорами о художественной условности,а уже необходимо обращаться к теме национальног охарактер аи национального поведения.
А в конце изучения поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ученики уже готовы самостоятельно искать ответ на вопрос:«Почему же странники так и не встретились со счастливыми Гришей Добросклоновым?».
Можно использовать проблемный вопрос в качестве обобщающего по нескольким произведениям.
Например, завершая разговор о литературном процессе 20-х годов, можно попросить выпускников ответить на вопрос: «Человек в огне революции – гибель или рождение?». Форма ответа свободная:
сопоставление,анализ,свободное размышление,эссе ит.д. Конечно, теперь, когда не изучаются: «Разгром» Фадеева А.А., «Как закалялась сталь» Островского Н.А.,ответы довольно однозначны.Но можно посвятить один урок революционной романтической поэзии. Стихи Светлова М.А., Багрицкого Э.Г., Тихонова Н.С. выражают другое отношение к эпохе и эмоционально очень убедительны.
Нередко для решения проблемного вопроса ученикам требуется помощь. При изучении «Преступления и наказания» анализируется известный эпизод – разговор Родиона Раскольникова и Сонечки после похорон Мармеладова,когда герой задает вопрос о том,кому же жить–таким как Сонечка,Катерина Ивановна,Лизавета илиЛужину– подлости делать?Это также можно рассматривать как проблемный вопрос, но более интересным в этой сцене представляетсядругое: Раскольников испытываетСоню,вподтекстеегорассужденийдругоймучительныйвопрос:
«Что тебе дал твой бог?».Именно этот вопрос можно обратить к ученикам:
«Что же дает Сонечке бог?».Поиск ответа не прост. Но на доске можно написать эпиграф к уроку из дневника ДостоевскогоФ.М.:«Вера помогает сохранить в человеке человека…».
В своей работе «Теоретические основы и технология начального литературного образования» Рыжикова Т.В. утверждает, что учителям пятых,шестых классов трудно подобрать проблемный вопрос,отвечающий всем признакам проблемности. Тем не менее это возможно и даже необходимо делать.
Учителям литературы хорошо известно,сколько споров у десятиклассников вызывает утверждение Л.Н.Толстого о том,что битва под Бородино–это победа русских,победа решительная и бесповоротная,хотя русских полегло больше,и враг взял Москву.
Тема войны в русской литературе всегда была представлена не только как битвы на поле брани,но исражение на поле духа.Мысль о том,что«не в силе бог,а в правде», «мертвые срама не имут» понятна и пятиклассникам.
Изучая «Бородино»,можно актуализировать внимание учащихся на том,как описана ночь перед сражением.
Проблемныевопросы:
1.Почему нарушена правда факта?
2.О какой тишине идет речь?
Учащиеся 5-х классов отмечают готовность к подвигу русских солдат и их духовную сосредоточенность перед боем.Учитель может указать на традицию изображения великих битв, обращаясь к тексту из древней летописи «Сказание о Мамаевом побоище» : «И обратится на полк татарский, слышишь стук велик и кличи вопль… и обратится на полк русский бысть тихость велика».
Проблемный вопрос может возникнуть и в контексте изученияи стории создания произведения. Например:сопоставить сюжет анекдота о чиновнике и ружье, услышанного Гоголем Н.В., и сюжет«Шинели».
Проверяя сочинения старшеклассников о поэзии, часто сталкиваемся с ситуацией:и работа.вроде бы, хорошая, но конфликты сглажены,раздумья поэта облегчены,развития лирической мысли нет.Часто это связано с тем, что при анализе стихотворения не ставится проблемный вопрос .Но если, изучая стихотворение «Возвращениена Родину» Есенина С.А.,задать вопрос: «Почему герой по-христиански отпускает поклон в красный угол, хотя икон нет (вместо них – календарный Ленин)?». Учащиеся по-другому начинают анализировать слова поэта,говорят не просто о любви к Родине,природе,а обращают внимание на тот образ,который живет в душе поэта,образ святой Руси,и этот смысл в звучании темы Родины в лирике Есенина неизменен.
Для учащихся (в любом возрасте) трудно самим сформулировать проблемныйвопрос,поэтому,чем раньше ученики научатся отвечат ьна эти
вопросы,тем быстрее они смогут увидеть проблему в произведении,и сами будут формулировать проблемные вопросы и отвечать на них.