Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Обзорный урок по повести Льва Кассиля «Ранний восход»

Поиск самого себя

 

Смирнова Лидия Павловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Лицея №40

Цель урока: проследить, как происходит становление таланта юного художника Коли Дмитриева, поиск самого себя, объяснить и доказать детям, что одного таланта мало, нужен долгий, кропотливый труд.

Методические приёмы: чтение эпизодов, индивидуальные сообщения, аналитическая беседа, инсценирование эпизодов, составление презентации героя и автора повести.

Оборудование: репродукции картин Левитана, Боровиковского, Рокотова, Якоби, Серова, Щедрина, Кипренского; акварели и рисунки Коли Дмитриева (презентация)

Ход урока

  1. Слово учителя.

Повесть «Ранний восход» вошла во 2 раздел «Я и я». Какие проблемы поднимаются в этом разделе?

(Противоречие человеческой души, когда человек не может справиться со своим вторым «Я», когда сам собой недоволен. Познание им самого себя.)

Подумайте, какую проблему поднимает автор в повести «Ранний восход»?

(Познание самого себя)

Тема нашего урока - поиск самого себя в повести Льва Кассиля «Ранний восход». На какие вопросы мы должны ответить, чтобы раскрыть данную тему?

(Знал ли герой, что он не такой, как другие? Как герой относился к окружающим его людям и к самому себе? Нуждался ли герой в поддержке и помощи окружающих? Что делал герой для духовного роста?)

Какими способами мы сможем найти ответ на эти вопросы?

(Мы будем читать, анализировать прочитанное, обращать внимание на то, как происходит духовное становление героя, поиск самого себя.)

  1. Творчество Льва Абрамовича Кассиля.

С творчеством Льва Кассиля мы познакомились в 5 классе, когда читали повесть «Кондуит и Швамбрания». Поэтому домашнее задание было вспомнить, что вам известно о писателе, назвать знакомые вам произведения, подготовить небольшую презентацию.

(Ученик даёт биографическую справку о писателе)

  1. Слово учителя

В 1949 году Лев Кассиль попал на выставку произведений Коли Дмитриева, который трагически погиб в 15 лет 12 августа 1948 года. Писатель был поражён и пленён увиденным, он решил написать книгу о юном художнике. Кассиль подолгу рассматривал работы Коли Дмитриева, его тетради, его дневник, беседовал с друзьями, познакомился с его родными. Писатель работал над повестью около 4 лет, закончив её 12 августа 1952 года. В 1953 году вышло первое издание. В повести были помещены рисунки Коли Дмитриева

(Сообщение ученика о Коле Дмитриеве)

  1. Работа над повестью «Ранний восход»

В центре внимания писателя личность Коли Дмитриева. Действительно, очень интересно взглянуть на эту личность сквозь призму раздела «Я и я», потому что в повесть Коля показан и с внешней стороны: глазами родителей, друзей, сестры, учителей, и с внутренней - через его дневник, тетрадь выписок из книг, через его вопросы, рассуждения о себе и об искусстве, через прилагаемые к повести рисунки.

Коля был наделен большим талантом. Об этом знали его друзья, родственники, учителя.

А знал ли Коля, что он не такой, как другие?

Найдите эпизод, когда обессилевшая мать боится умереть и оставить детей одних. Как подходит к этому вопросу Катя?

(Практически)

А Коля? (Зачитайте: «Мама, всё будет хорошо...)

(Коля знает, что он не такой как все, и в ужасе просит мать больше так не спрашивать...)

Люди, осознающие свой талант, могут вырасти самовлюблёнными эгоистами, не уважающими окружающих?

Можно ли считать таким человеком Колю Дмитриева?

Как он относился к окружающим его людям и к себе самому?

Какую роль для понимания образа играют дневники?

У Коли была заниженная самооценка - об этом можем прочитать в дневниковой записи от 21 марта, воскресенье. (Инсценировка)

Считал ли Коля, что может критиковать заслуженных мастеров русской живописи?

(Он критиковал в первую очередь себя, что является первым признаком ищущего, серьёзного человека, настоящего мастера.)

Вспомните сцену разговора Коли с отцом о настоящих вещах.

В чём её смысл?

Что говорят о самом Коле его размышления?

Зачем отец повёл Колю к художнику Петру Кончаловскому?

(Отец понимает, что творится в душе сына. Он не только даёт разъяснения, но и ведет сына к художнику Кончаловскому, чтобы настоящий мастер поддержал Колю своим одобрением и советами.)

Кто ещё из близких Коле людей помогал мальчику найти свой путь в жизни?

(Помогали дядя Лева и дядя Володя...)

Что делал для своего духовного роста Коля Дмитриев?

(Коля постоянно читает и художественные книги, и книги, посвященные живописи, посещает театры, музеи. В заветной тетради находим цитаты из высказываний великих итальянских мастеров: Микеланджело, Леонардо да Винчи..., ходит часто в Третьяковскую галерею, и даже уговорил Женьчу пойти с ним) (Инсценировка)

Какой можно сделать вывод?

(Что живопись для Коли не только занятия в художественной школе, но и то, что наполняет всю его жизнь, является его содержанием и смыслом)

Почему таланту Петра из повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» и Коли Дмитриева из повести Л. Кассиля «Ранний восход» удалось развиться? Каков должен быть духовный облик человека?

(Короленко и Кассиль показывают процесс формирования личности человека, которая постепенно осознает своё назначение, свою миссию - открыть людям то, что они сами не замечали, показать прекрасное в обычном... Вот таким и должен быть человек искусства.

Прочитайте притчу о старом скульпторе и ответьте на вопрос «Какую роль в духовном становлении Коли сыграл художник-педагог М. С. Перуцкий с его притчей о старом скульпторе?

(Одного таланта мало для создания чего-либо значительного. Нужен долгий, кропотливый труд, труд основательный, мастер должен ответственно к своему созданию)

Коля любил рисовать - в этом главное. Его природные наклонности и вкусы совпали с поиском самого себя, с великим трудолюбием, отсюда и результат- великолепные рисунки, которые остались после смерти Коли.

Рассмотрите рисунки Коли. Что вы можете сказать о нём как о художнике? Какие темы интересовали его?

Объясните ваше понимание смысла названия повести?

Послушайте стихотворение А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Какую связь вы видите между главной мыслью стихотворения Пушкина и идеей повести Кассиля?

(Наверное, что жизнь человеку дана, чтобы искать себя. Они прожили свою жизнь не зря, донесли до людей прекрасное, научили быть чуткими к страданию)

Чему научила вас повесть «Ранний восход»? О чём помогла задуматься?

  1. Итог урока

Заканчивая урок, я хочу сказать, что каждый человек по-своему талантлив. Нужно развивать талант, задумываться над своим «я», искать себя. А труд и талант приводит к положительным и радостным моментам в жизни.

  1. Домашнее задание.

  • Выучить стихотворение А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...»

  • Ответить на вопросы 4 (1 вариант) и 5 (2 вариант) учебника (с. 166)

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»