Конспект урока развития речи в 8 классе. Сочинение
Книга в моей жизни
Тетерина Людмила Николаевна
учитель русского языка и литератур
ГБОУ СОШ №134 им. С. Дудко
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Цель: подготовить к написанию сочинения «Книга в моей жизни»
Задачи урока:
1. Учить собирать материал по теме.
2.Совершенствовать умение определять тему и основную мысль сочинения
3. Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
4. Развивать речь обучающихся посредством высказывания своих мыслей по теме урока, обоснования и мотивирования их.
5. Обогащать активный и пассивный словарь учеников.
6. Воспитывать интерес и положительное отношение к книге, к чтению.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Объявление темы урока, постановка цели. - Слайд 1
III. Вступительное слово учителя.
В наш век компьютерных технологий люди стали меньше читать книги. Многим кажется, что компьютер может полностью заменить книгу. На самом деле это не так. Никакая техника не может заменить живое слово писателя, потому что человек так устроен, что ему всегда необходимо не только конкретное, вещественное, рациональное, но и духовное, чудесное, воображаемое. А книга как раз и есть такое изобретение человечества, с помощью которого человек развивает свои чувства, фантазию, воображение, душевные качества. Поэтому книга никогда не умрёт и, возможно, в будущем они будут мирно сосуществовать – книга и компьютер.
Вот почему мы с вами каждый год пишем сочинения о книге.
IV. Повторение. - Слайд 2
1.Вспомним, что мы знаем о книге. Объясните значение слов.
Ребята устно объясняют значение слов: обложка, переплёт, форзац, титульный лист, суперобложка, заглавие, подзаголовок, оглавление, буквица, заставка, концовка, выходные данные, иллюстрации.
2. Уточняем значение слов. - Слайды 3 – 5.
V. Переход к теме урока. - Слайд 6
-Прочитаем высказывания о книге
-Вопрос: Какое из высказываний вам понравилось больше? Запишите его.
-Объясните, как вы его понимаете.
- Прочитаем ещё одно высказывание о книге, принадлежащее М. Горькому. - Слайд 7
- Объясните его смысл.
VI. Работа по тексту.
-Читаем текст Е. Богата - Слайд 8
- Ответим на вопросы по тексту - Слайд 9
- Запишем 2-3 предложения по данному тексту. Прочитаем предложения
- Читаем текст Ю. Олеши – Слайд 10
- Ответим на вопросы – Слайд 11
- Запишем 2-3 предложения по данному тексту. Прочитаем предложения.
VII.Осмысление темы
- Вопросы – Слайд ы12 - 13
Есть ли у вас любимая книга? Как она появилась у вас? Какая она по оформлению? Какая она по содержанию? Любите ли вы перечитывать эту книгу? Чем эта книга привлекает вас? Чем и очему она дорога вам?
VIII. Лексическая работа – Слайд 14
1 вариант. Подберите синонимы к словам: книга, слово, писатель, герой книги
2 вариант. Подберите эпитеты к слову КНИГА.
Проверьте себя – Слайды 15 – 16
IX. Работа со словосочетаниями и предложениями - Слайды 17-18
-Составить словосочетания со словами: книга, читать, читатель
- Придумать предложения со словосочетаниями
X.Работа с планами – Слайды 19-20
- Сравнить планы
- Прочитать план отзыва о книге.
- Вопрос: Чем отзыв отличается от сочинения?
XI. Работа с заглавиями – Слайды 21-22
- Заглавие отражает основную мысль (часто в скрытой форме)
- Проанализируйте заглавия книг
- Приведите свои примеры и объясните их
- Сравните заглавия сочинений
-Вопрос: Чем отличаются эти темы?
XII.Примеры начала сочинения о книге – Слайд 23
XIII. Домашнее задание
Написать черновик сочинения.
-
-