Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Литературно-критическая статья

ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ БРОДСКИЙ

1940 - 1996

  Быть интеллигентом в России нелегко. Во все времена интеллигенция критически относится к власти, отстаивает нравственные законы и утверждает идеи гуманизма. Она раздражала власть тем, что не желала мириться с авторитаризмом, ставящим превыше всего интересы государства. Интеллигенцию стремились дискредитировать, внушить обществу, что она не приносит никакой пользы. Короче говоря, знакомы обвинения в ничегонеделанье. Когда-то они были выдвинуты и против Иосифа Бродского. Отчий дом – как полторы комнаты, описанные в одноименном эссе, и как огромное пространство Петербурга, тогда еще Ленинграда. Любимые кварталы- от Коломны до Летнего сада, Любимые люди-от Анны Ахматовой до Евгения Рейна, любимые привычки-например, подолгу сидеть за письменным столом в компании кота-тезки. Иосиф Александрович Бродский родился в Ленинграде в 1940 году Отец-военный журналист, мать-домохозяйка. В 1941 году семья эвакуировалась из Ленинграда, вернулась в 1946. Иосиф, не окончив средней школы, вынужден был идти работать, чтобы помогать семье. Затем он нашел другую форму заработка, которая оставляла ему достаточно свободного времени, чтобы заниматься самообразованием: он устраивался на лето рабочим в геологические экспедиции и за время сезона успевал заработать достаточную сумму, чтобы в остальное время учиться. Таким образом он самостоятельно изучил английский язык и начал переводить стихи английских поэтов-матафизик4ов ХУ11 века. Впоследствии именно отсутствие постоянной работы инкриминировали ему как доказательство антиобщественного характера его образа жизни. Начало известности Бродского на Родине было связано не с его поэзией, а с травли властей на молодого независимо ведущего себя поэта. Вначале в газете «Вечерний Ленинград» в 1963 году появился фельетон под названием «Окололитературный трутень», в котором Бродского обвинили в тунеядстве. Фельетон от начала до конца был клеветой, но этого было достаточно, чтобы заработала репрессивная машина тоталитарной системы, которая не терпит независимого поведения и взглядов. Подлинная причина заключалась в независимости Бродского. Непосредственным поводом для начала травли было следующее стихотворение. Еврейское кладбище около Ленинграда. Кривой забор из гнилой фанеры. За кривым забором лежат рядом Юристы, торговцы, музыканты, революционеры. Для себя пели. Для себя копили. Для других умирали. Но сначала платили налоги, Уважали пристава, И в этом мире безвыходно материальном, Толковали Талмуд, оставаясь идеалистами. («Еврейское кладбище около Ленинграда»). Грустные ноты, естественные для стихотворения, в котором речь идет о бренности земного, не соответствовали официально-казенному оптимизму, который насаждался литературой социалистического реализма, провозглашенный творческим методом всех советских писателей. В фельетоне стихи Бродского были прямо названы смесью декадентщины и модернизма. Фельетона оказалось достаточно, чтобы Бродского арестовали и обвинили в тунеядстве. 13 марта 1964 года Бродского осудили на 5 лет ссылки. В 1972 году Бродский вынужден был уехать в США, где являлся почетным профессором ряда университетов. В Америке один за другим выходят его поэтические сборники : «Стихи и поэмы», «Остановка в пустыне», «В Англии», «Конец прекрасной эпохи». В последние годы жизни Бродский чаще выступал как англоязычный автор. Для раннего поэта характерна динамика : движение, дорога, борьба. Граница между ранним и зрелым Бродским приходится на 1965-1968 г.г. Поэтический мир его как бы застывает, начинают преобладать темы конца, тупика, темноты, одиночества. Основные темы творчества этого периода – любовь, смерть. Но любовной лирики в традиционном смысле у Бродского нет. Любовь оказывается чем-то хрупким, эфемерным, почти нереальным. Любовь часто видится через призму смерти, а сама смерть оказывается весьма конкретной, материальной, близкой : Это абсурд, вранье: Череп, скелет, коса. «Смерть придет, у нее будут твои глаза» В поэзии Бродского возрождаются философские традиции. С городом на Неве связаны первые шаги в поэзии. Тема Ленинграда занимает значительное место в раннем творчестве поэта : «Стансы», «Стансы городу». Характерно начало «Стансне хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать». Но затем и в зрелом творчестве, в произведениях, написанных в эмиграции, время от времени возникает ленинградская тема. В 1988 году Шведская королевская академия присудила Бродскому Нобелевскую премию. И журналы наперебой стали печатать его стихи и поэмы, воспоминания. Началось издание его книг и на Родине.

 

Список литературы:

1. Верхейль К. Тишина русской лирики // Иностранная литература. 1991. № 3. С. 249-253.

2. Иванов Вяч. Вс. О Джоне Донне и Иосифе Бродском // Иностранная литература. 1988. № 9. С. 180-181.

3. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. - М, 1984.

4. Поэтика Бродского. / Сб. статей под ред. проф. Л.Лосева. Tenafly, N.J.: Hermitage, 1986.

5. Эткинд Е. Процесс Иосифа Бродского. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1988.

6. Иосиф Бродский размером подлинника. [Сборник, посвященный 50-летию И.Бродского] / Сост. Г.Ф.Комаров. Ленинград-Таллинн, 1990. 7. Якимчук Н. Как судили поэта. (Дело И.Бродского). Л-д: Аквилон, 1990.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»