Урок-мастерская по литературе в 6 классе.
Творческая мастерская построения знаний
Открытие поэта
Тетерина Людмила Николаевна
Место урока в тематическом плане:
Завершающий урок по поэзии (после темы «Русская поэзия 19 века)
Цель: 1.Познакомить с новым поэтом и его поэзией.
Задачи:
1. Закрепить навыки исследования поэтического текста на примере творчества одного из английских поэтов.
2. Продолжить работу по развитию речи и мышления шестиклассников в условиях индивидуального и коллективного поиска .
3. Развивать личность через Слово.
Оборудование:
Компьютерная презентация, раздаточный материал с текстами стихов, чистые листы бумаги, дополнительный материал с высказываниями, отрывками из критических статей, фломастеры, музыкальная запись песни «На далёкой Амазонке».
Ход мастерской
Вступительное слово учителя. Сегодня у нас заключительный урок по поэзии. Это урок внеклассного чтения и называется он «Открытие». Урок этот будет немного необычным, так как мы с вами не только закрепим умение исследовать поэтический текст, но и откроем для себя что-то новое, в частности, нового поэта, имя которого я вам пока не назову. Вы должны будете сами открыть это имя.
I. Определяем настроение – «Солнышко».(Ребята по очереди подходят к столу и проводят одну черту цветными фломастерами: хорошее настроение – яркий фломастер; плохое настроение – тёмный фломастер)
Раздаются чистые листы бумаги для работы.
II. Индуктор.
1)Звучит песня «На далёкой Амазонке» (Слова песни на партах)
2)Слово Мастера: - Нравится ли вам эта песня?
- Что в ней нравится? Запишите что-нибудь об этой песне. (Каждый пишет своё)
3) Прочитайте. (Читают все)
-Добавьте себе то, что понравилось у других.
4)Найдите у себя в папке текст этой песни. Перед вами стихи, на которые написана музыка.
5)Приготовьте памятку для исследования стихотворения.
Памятка по исследованию стихотворения
1. Прочитайте стихотворение
2.Какова тональность этого стихотворения?
3. О чём это стихотворение?
4. Каков его главный поэтический образ?
5. Есть ли другие образы? Какие?
6. Какая картина нарисована в этом стихотворении?
7. Какой мир вам открывается? Какие чувства вызывает стихотворение?
8. Отметьте яркие, сильные слова в стихотворении.
9. Какие изобразительные средства использует автор?
10. Определите ритм стихотворения. Что он напоминает, что передаёт?
11. Какова главная мысль автора в стихотворении?
12. Каким вы представляете автора этого стихотворения?
13. Кто, по-вашему, автор этого стихотворения?
14. Что бы вы хотели узнать об этом авторе?
Используя данную памятку, запишите всё, что сможете определить в этом стихотворении.
Прочитайте. (читают по желанию) Допишите то, что вам понравилось у других.
- Нет ли у вас каких-нибудь вопросов об этой песне? Никто пока не назвал имя поэта, на стихи которого написана эта песня.
5)- Предлагаю найти автора стихов этой песни.
- Как будем искать? (Предложения учеников: посмотреть в учебнике, в Википедии, в Интернете, узнать, что говорят о нём другие писатели, критики, спросить в библиотеке и т. д.)
III. Работа с материалом.
Мы пойдём своим путём
1) Презентация – Посмотрите, что говорят об этом авторе другие писатели.
(Слайд 1, 2,) Запишите главные слова из высказывания.
2)- А вот что он сам говорит о том, где его искать (Слайд3)
-Что вы думаете об этом?
3) Вопросы: - Какие же стихи написал этот поэт?
(Слайд 4)
-Какие названия вам нравятся?
-Запишите одно из названий.
-Какие названия вам непонятны?
-О чём могут быть эти стихи?
4) Деконструкция и реконструкция. Групповая работа
Раздаются стихи – работа в группах( в четвёрках)
А) «Матерь моя»
Б) «Если в стёклах каюты…»
В) «Пыль»
Г) «Единственный сын»
Д) «За цыганской звездой»
Задание: используя памятку, исследовать
стихотворения, результаты записать кратко на лист.
IV. Социализация
Выступление с результатами работы.(2чел. от группы: один читает стихотворение, второй зачитывает результаты исследования). Все записывают выводы себе на лист.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а (Слова для нашей физминутки тоже придумал автор этих стихов).
Ведущий показывает упражнения и сопровождает их словами:
1.Одна рука вверх: Мир Вашему дому!
2.Руки над головой в замок: Крепкой крыши над головой!
3. Руки к сердцу: Света Вашему дому!
4. Руки в стороны: Радости Вашему дому!
5. Поворот головы и рук влево: Добра Вашему дому!
6. Поворот головы и рук вправо: Счастья Вашему дому!
7. Голову вниз, руки по швам: Покоя Вашему дому!
8.Вытягиваем позвоночник, руки к зрителям: Солнца Вам и мне!
V.Вопрос Мастера: Каким же вам показался автор этих стихов?(Отвечают желающие)
Дополнение Мастера
Вы хорошо справились с заданием. И перед нами предстал замечательный поэт, который считал, что человек должен уметь трудиться, уметь жить в коллективе, что люди должны соблюдать правила, которые сами создают. Он был романтиком и мечтателем, любил путешествия, любил всё необычное, загадочное. Вместе с тем он пережил и много трудностей, ненавидел войну, сочувствовал солдатам на войне. Он писал замечательные стихи и прозу. Его произведения искренние, честные, раскрывают все человеческие чувства, выражают любовь к людям, к родине, к родным и близким.
К сожалению, никто не назвал автора. Что же нам делать?
VI. Даю ещё подсказки
а) Презентация – Портрет поэта (Слайд 5)
б) Если не узнали, то показываем книги писателя (Слайд6)
VII. Разрыв – узнавание поэта (Слайд 8)
Конечно же, это Редьярд Киплинг.
VIII. Информационный запрос
Вопрос: Что вы знаете о нём? Что бы хотели узнать?
-Презентация – Биография (Слайды 8 – 18)
IX. Заключительная часть. ( По времени)
1.- Добавьте себе на лист что-нибудь об этом поэте. Можете использовать дополнительный материал с высказываниями.
(Слайд19) Закончите предложение
2.- Прочитайте (несколько человек)
Итог: Что же мы с вами открыли для себя сегодня? Что узнали нового?
3.Последний вопрос: Киплинг – писатель английский. Почему же мы сегодня читали его стихи на русском языке?
Да, здесь большую роль играют переводчики, которые бережно относятся к тексту автора и сохраняют все особенности его текста. Мы сегодня читали стихи Киплинга в переводах С. Я. Маршака и К. Симонова.
4.В заключение посмотрите на книги Р. Киплинга, которые есть в нашей школьной библиотеке.
X.Оценки получают все, кто читал, дополнял, высказывался.
XI. Домашнее задание, написать небольшую работу - (Слайд 20)
XII. Рефлексия: написать на маленьких листочках о своём настроении во время урока, о том, как вам работалось, что было легко, что затрудняло работу, понравилось или нет работать.
На следующем уроке мы будем обсуждать ваши домашние сочинения.
Урок окончен.
Приложение.
1. Дополнительный материал с высказываниями:
«В стихах Киплинга много красочных эпитетов и метафор, отчего стихи его яркие и выразительные»
« У Киплинга много стихов о войне и о солдатах. Солдаты есть раненые и убитые. И всех жалко»
«В своих стихах Киплинг рассказывает и о людях, которые прожили нелёгкую жизнь, но всё-таки считают эту жизнь не такой уж плохой»
«Мир поэзии Киплинга – это мир сна, сказок, добра и зла, жестокости и сострадания»
«В стихах Киплинга целый оркестр гласный, но главную роль выполняет барабан, так как многие его стихи о войне и военных»
«Киплинг пишет свои стихи простым, понятным языком, а переводчик С. Я. Маршак старается сохранить эту простоту при переводе»
«Киплинг – человек жизнелюбивый, романтик, и он верил, что человек должен выполнять своё предназначение на Земле» и др.
2.Высказывания ребят
Стихотворение «На далёкой Амазонке»:
Даша У. «Это стихотворение очень мелодичное и энергичное В нём рассказывается о человеке, который очень хочет попасть в Бразилию. Пока ему это не удаётся, и он тоскует. Главный образ – это быстроходные суда, которые по четвергам отправляются в плаванье. Это как символ чего-то большого, далёкого и загадочного. Я бы нарисовала человека, который стоит на берегу и смтрит на корабли. А вдли в дымке виднеется Бразилия, очень красивая с невиданными животными и растениями.»
Вова Я. «Когда я читал это стихотворение, мне открылся мир странствий, путешествий, бесконечного моря, загадочных стран. Я услышал шум моря, свист ветра, крик чаек, звук колокола. Здесь много звуков «з-с», «д-г-н», которые передают эти впечатления.»
Артур У. « Самые сильные слова в этом стихотворении – это слова «Дон», «Магдалина», «броненосных черепах», «изобилие невиданных зверей», «хочу в Бразилию». Они помогают понять, каким сильным является желание автора побывать в Бразилии и придают стихотворению звучность».
Выводы в конце урока:
Алёна К. «Мир стихов Киплинга – это мир прекрасной поэзии, в котором есть стихотворения на разные темы. Это стихи о войне, о солдатах, о матери, о жизни и любви. Это мир чёткого ритма. Например, стихотворение «Пыль» передаёт чёткий ритм шагов солдатской колонны».
Валера Н. « Мир стихов Киплинга – это мир реальности, в котором выживают сильные и погибают слабые. В то же время это своеобразные и красивые стихи. Когда читаешь их, представляешь себя в джунглях, или на берегу бурного моря. Очень понравилось стихотворение «За цыганской звездой», оно очень звучное, красивое, прославляет свободу и любовь»
Зоя Ж. «Мир стихов Киплинга – это мир сна, сказок, зла и добра.В этом мире он живёт, в нём поселяет своих героев. Картины, нарисованные художником, такие выразительные, в них так много ярких образов, что. Кажется, даже опытный художник не смог бы лучше нарисовать. Стихи Киплинга очень музыкальны. Так в стихотворении «Пыль» есть целый оркестр, в котором главный инструмент – барабан».