Конспект урока развития речи в 7 классе
Сочинение – рассуждение на тему:
«Почему я люблю свой город»
Позднякова Галина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы №320
Приморского района Санкт-Петербурга.
Цель: 1) обобщить и систематизировать знания о стилях и типах речи;
2)сформировать умение писать сочинение на заданную тему в жанре сочинения-рассуждения с опорой на структуру и средства выразительности;
3)воспитание чувства патриотизма и любви к родному городу.
Оборудование: проектор, презентация, эпиграф на доске.
Типология урока: урок отработки умений написания сочинения-рассуждения и рефлексии.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: - Сегодня мы проводим урок развития речи – подготовки и написания сочинения – рассуждения на тему: «Почему я люблю свой город». Вначале я предлагаю посмотреть небольшую сценку (Фрагмент из рассказа Н.А.Лохвицкой ( псевдоним Тэффи) «Туристы родного города» (От слов «Встретила у знакомых приезжую провинциалку… до слов: - Да быть не может! Да вы шутите! Да поверю ли я!».
Задание учащимся: следить за игрой исполнителей и оценить её с точки зрения передачи основной мысли эпизода. Кто, по-вашему, более убедителен? (Оценивание игры исполнителей.)
III. Фронтальная беседа: 1) -Как можно назвать этот разговор? (Диалог, реплики)
2) Какова тема данного текста?
3) А теперь давайте обратимся к эпиграфу к нашему уроку: «Горожане совершенно не знакомы со своими городами…» Н.П.Анциферов.
4) Согласны ли вы со словами эпиграфа? (Нельзя сказать, что «совершенно не знакомы», точнее сказать «недостаточно знакомы» со своим городом).
5)Что вы знаете об авторе данного текста? (Презентация « Тэффи», 7слайдов)
Учитель - А сейчас давайте дочитаем текст до конца. Каково, по-вашему, отношение автора к действующим лицам рассказа? (Осуждение главной героини вначале и одобрение предпринятого ею поступка потом). Какое отношение они вызывают у вас?
- Давайте обратимся к названию текста… «Туристы родного города» Нет ли здесь парадокса?
-Обращаемся к словарю С.И.Ожегова (на экране): «Туризм (франц.) – прогулка, поездка, специально организованное путешествие по своей стране или в другие страны с целью отдыха, в познавательных целях, занятия спортом.
-Какова, по-вашему, тема текста? (Горожане недостаточно хорошо знают свой город. Оказывается, зачастую приезжие знают наш город лучше, чем петербуржцы.)
-Итак, в чем заключается сновная мысль?
-Мы живем в прекрасном, преинтересном городе, и его нужно знать и любить.
-Я знаю, ученики подготовили стихи русских поэтов о Петербурге и прочитают их наизусть. (Звучат стихотворения Н.Агнивцева « Санкт- Петербург – гранитный город», Н.Никитина «Когда Невы, окованной гранитом…», С.Маршака «Давно стихами говорит Нева» и др. Одновременно на экране демонстрируются слайды с видами Летнего сада, Исаакиевского собора, Спаса – на - Крови, Адмиралтейства, Эрмитажа, Успенского собора, Стрелки Васильевского острова и Ростральных колонн и др.
Обращаем внимание на написание слов и выражений: «величественная панорама Невского проспекта, позолоченные купола и шпили, мраморные колонны, грациозный силуэт Адмиралтейства, великолепные ансамбли дворцов и храмов, петербуржцы и петербурженки…»
-А кто из вас попытался сочинить свои стихи о Петербурге? (Ученик читает стихотворение собственного сочинения)
Учитель - Все стихи проникнуты любовью к нашему удивительному городу, и эти поэтические строки могут быть использованы в качестве эпиграфов к вашим сочинениям.
-А сейчас обращаемся к теме нашего урока. Работа над сочинением. Вспоминаем типы речи. (Ученики называют описание, повествование, рассуждение).
-Жанр нашего сочинения – рассуждение. Давайте обратимся к учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской, упражнение №270. Виды рассуждений. Жанр нашего сочинения – рассуждение – доказательство. Какова структура сочинения – рассуждения?
Обращаемся к памятке: (проектор) Пишем сочинение-рассуждение
Цель сочинения – рассуждения - убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают.
1. Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать
(Почему я люблю свой город?)
2.Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
Сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это:
тезис (та мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать);
аргументы (каждый из них должен служить наглядным, свершившимся, а потому убедительным доказательством вашей мысли);
вывод (он по сути повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д.).
Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
Учитель
- Какой тезис вы можете предложить к нашей работе?
1. Мы живем в одном из самых красивых городов мира.
2. Санкт- Петербург – один из красивейших городов мира.
Учитель - Основная часть: аргументы. Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три. Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
- Аргументы, которые мы можем привести в качестве доказательств в нашем сочинении:
Во-первых, нашем городе много достопримечательностей.
Во-вторых, с именем Санкт-Петербурга связана жизнь многих писателей и поэтов, художников и композиторов: Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Крылова, Блока и Ахматовой и многих других, которые посвящали свои замечательные произведения любимому городу.
В-третьих, в Петербурге жили и создавали величественные сооружения выдающиеся зодчие: Растрелли, Росси, Воронихин, Захаров.
Вывод (Варианты предлагают ученики)
1. Наш город красив во все времена года, но особенно он хорош летом, когда парки покрываются зеленью и цветами, а над городом опускаются белые ночи, и в дни торжественных праздников, когда небо расцвечиваются огнями разноцветного салюта.
2. Я люблю свой город и не хочу с ним расставаться никогда.
IV. Написание сочинения.
V. Чтение полученных работ.
VI . Рефлексия. Задание учащимся. Оцени свою работу на уроке
Критерии самооценки: как я усвоил тему |
Оценка |
Получил прочные знания, усвоил весь материал, работал активно, предлагал версии, давал правильные ответы, помогал товарищам (9-10 баллов) |
«5» |
Усвоил материал, но есть над чем еще поработать, не всегда участвовал в обсуждении, в ответах ошибался (7-8 баллов) |
«4» |
Усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительного изучения, на уроке работал вяло, делал много ошибок (4-6 баллов) |
«3» |
Не усвоил материал, не ориентируюсь в теме, практически не отвечал на уроке (0-3 балла) |
«2» |
VII. Подведение итогов урока.
Используемая литература:
1.Тэффи. Рассказы. Воспоминания. Ностальгия.– Л.: Художественная литература, 1991 г.
2. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.- М., Русский язык, 1991.
3.Т.И.Сечина и др. .Справочник учителя истории и обществознания.- Волгоград. Учитель, 2013.