Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проблема воспитания и просвещения
по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Позднякова Галина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы №320
Приморского района Санкт-Петербурга
.

Цель урока:

выяснить, в чем видит Д.И.Фонвизин проблему воспитания и просвещения истинного гражданина Отечества и почему эта проблема особенно актуальна сегодня.

Оборудование к уроку: проектор, портрет Д.И.Фонвизина, выставка книг писателя.

Технологии, используемые на уроке: технология интерактивного обучения, кейс-технология, проблемно-диалогическая технология, технология дифференцированного обучения, метод проекта (фрагмент), работа в мини-группах.

Задание на дом (на доске):

Дать письменный ответ на вопрос:

«В чем актуальность проблемы воспитания, раскрытой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», сегодня?»

Эпиграфы к уроку:

1.«Самое надежное, но и самое труднейшее средство - сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания» (Екатерина II «Наказ»).

2.«Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих – благонравие. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. (Д.И.Фонвизин «Недоросль»).

Учитель: Итак, наш разговор сегодня пойдет о воспитании. Проблема воспитания –одна из самых важных проблем всех времен. Начиная   с  античности и по сей день, идет невидимая борьба за умы и души людей. Вот о том, как решалась проблема в XVIII в., нам расскажет  ...

( Сообщение уч-ся)

Вопрос  воспитания и просвещения очень остро встал уже в начале XVIIIв. во времена Петра Великого. Царем был издан указ, устанавливающий обязательное обучение детей, и предписывал, « чтобы никто не дерзал без учения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким  нашим гневом». Был определен возраст (15 лет) для поступления на службу. После смерти Петра I этот возраст был продлен до 20 лет, а Указ о вольности дворянской (1762 г.) и вовсе отменил обязательное до тех пор службу и тем самым предоставил право дворян служить или не служить Отечеству.

Однако важность проблемы воспитания оставалась, Екатерина II, отражая идеи  писателей - просветителей Вольтера, Руссо, в своем «Наказе» писала: «Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания» (Обращаемся к эпиграфу урока). Был разработан  «генеральный план воспитания, в осуществление которого создавались учебные заведения нового типа. Но их было очень мало. Типичным же было образование, которое мы сейчас увидим. Проблеме воспитания посвятил свои комедии  «Бригадир», «Недоросль» писательXVIII в. Денис Иванович Фонвизин.

Итак, предлагается вашему вниманию фрагмент из комедии «Недоросль» (Сцены для театрализации «Обучение Митрофанушки (д.III,явл.7), «Экзамен Митрофанушки» (д.IV, явл.8))

Задание классу:

После выступления артистов оценить исполнение и ответить на вопрос: «Удалось ли исполнителям в своей игре раскрыть замысел автора?»

Вопрос исполнителям: Какие мысли и чувства вы хотели донести  до зрителей?

Вопрос классу: Чем, по-вашему, можно объяснить ответы Митрофанушки во время экзамена?

-  Это можно объяснить  природной тупостью героя (Цыфиркин – д.II,явл.5), воспитанием и образованием (д.III,явл.6)

Учитель: Вам предлагалось дифференцированное задание;

Iгруппа: Роль семьи в воспитании Митрофанушки;

II группа: Учителя Митрофанушки;

III группа: Положительные герои комедии;

Итак, приступим: Готовившие отвечают, все остальные слушают, следят, дополняют.

I группа

-«Митрофан» - порожденный матерью, подобен ей. Что мог получить Митрофан в семье, где все кичатся своим невежеством как благом?

(«И без наук люди живут»…)

Простакова:

-Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. А он как закричит: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет»…(д.III,явл.5)

Какие качества Митрофан приобрел от матери?

-Невежество;

-грубость (в разговоре со слугами, Еремеевной - «старая хрычовка»), учителями.

-дикость, жадность (желает присвоить деньги Софьи);

-умеет использовать выгодное положение для себя, угрожает утопиться, прикидывается больным;

-бессердечие (высказывание о Палашке, служанке: «Заболела, будто благородная…»)

Учитель: Еще Кантемир  в началеXVIII в. говорил: «Родителей – злее всех пример»…

-В чем видит смысл воспитания Простакова?

-В кормлении; госпожа Простакова мечтает, что через десяток лет и ее Митрофанушка «будет на печи лежать, а чины ему будут идти…» (д.I,явл.6)
Отец Простаков: от него Митрофан унаследовал полную тупость, умиляется, когда сынок рассказывает сон, в котором «матушка колотит батюшку» (д.I, явл.4)

Скотинин: любовь к свиньям (д.I, явл.5)

-Каков же результат? В конце комедии Митрофанушка отталкивает мать (д.V, явл.8)

Вывод: Все худшие качества усвоил Митрофан от своих родственников.

II группа

Роль учителей в образовании Митрофанушки

Учителями в комедии являются Кутейкин, Цыфиркин, Вральман. Кто они? Как и чему учат  Митрофана?  Учащиеся цитируют текст и комментируют его  (д.I,явл.6)

-Стародум об учителях: (д.V, явл.1)

Учитель: Докажите, что обучение дворян учителями – иностранцами было явлением типичным.

Ученики  приводят примеры учителей дворянских детей: француз Бопре, учитель Петра Гринева из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учитель  Николеньки Иртеньева из повести Л.Н.Толстого «Детство».

Вывод: Таким образом, невежество, тупость, лень, грубость, жестокость, бессердечие Митрофанушки есть результат полученного в семье воспитания и образования.

Учитель: На одном из предыдущих уроков вам предлагалась тема сочинения: «Какие мысли и чувства у вас вызывает главный герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Я сделала выписки из ваших работ, и вот какой коллективный портрет главного героя у нас получился. Авторами этого  коллективного сочинения являются учащиеся: (…). Насколько удался этот портрет - вам судить…(Учитель читает коллективное сочинение учащихся)

«В комедии «Недоросль» Митрофанушка - главный персонаж. «Главный герой» нам обычно представляется как положительный, умный, честный, красивый, рассудительный - прекрасный человек. Но Митрофанушка-полная противоположность такому описанию. Это низкого роста, не в меру упитанный шестнадцатилетний болван. Он, хотя и молод, « достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет в своей тупости и глупости».                                                                                                                                                        Митрофанушка-сын Простаковых, перенявший от отца и матери их отрицательные качества: тупоумие, невежество, жестокость, грубый эгоизм, бессердечие, а самое главное - полное бездушие к людям.

Это «дитя деликатного сложения,  не обремененное ни умом, ни занятиями, ни совестью»…

Я считаю, что Митрофанушка-это плод воспитания своих родителей, в первую очередь, своей матушки. Вот  он заявляет, что «не хочет учиться, хочет жениться». Возможно, но был бы другим человеком, имея перед собой иной пример.

Как герой комедии Митрофанушка мне нравится, так как почти все сцены  с его участием вызывают смех, но сама бы я  походить на него не хотела.

Я считаю, что Митрофанушка - эгоист и бездушный человек и что в дальнейшем у него нет будущего.

Очень жаль, что в жизни еще встречаются люди, похожие на героя Фонвизина».

Вот на какие размышления навел нас Фонвизин.

Учитель: Ну а теперь  коснемся теории литературы. Мы познакомились с понятиями «классицизм», « сентиментализм», говорили немного о реализме.

- Скажите, точно ли придерживался Фонвизин традиций классицизма в создании своего главного героя?

Учащиеся: Есть отступление от классицизма:1)многоплановость образа;    2)типичность героев.

Учитель: Какую роль выполняет образ Митрофана в комедии?

Учащиеся: Главная цель создания образа Митрофана сатира на существующую во времена Фонвизина систему воспитания и образования.

Учитель: А теперь обратимся к экрану. Здесь даны высказывания великих мужей России. Прочитаем их и ответим на проблемный вопрос: Какое из этих высказываний, по-вашему, наиболее метко отражает суть комедии? (Проблемно-диалогическая технология)

1) Смех «Недоросля»- это обличительный смех «смелого властелина сатиры» (А.С.Пушкин)

2) Сатира создается тогда, когда появится писатель, который сочтет совершенно несовершенной текущую жизнь и, негодуя, приступит  к обличению ее…(М.А.Булгаков)

3) Русский смех - это  не просто смех, а смех сквозь слезы…(В.Г.Белинский)

Учитель: Итак, возвращаемся к нашему вопросу. Ответ свой обоснуйте.

(Ответы учащихся)

Учитель: Каждый из вас имеет право на свою точку зрения.

Ребята, как бы вы ответили на вопрос: «В чем видел Фонвизин свою задачу, когда  писал комедию «Недоросль»?

Учащиеся:

1) Во-первых, автор подвергает резкому сатирическому обличению крепостнические порядки в России, существующее в то время в России воспитание и образование;

2) Во-вторых, преподает нам уроки нравственного отношения к проблеме воспитания, показывает, в чем он видит проблему воспитания истинного гражданина Отечества.

Автор комедии показывает, что в России были люди просвещенные, воспитанные, видевшие свой долг в честном служении Отечеству.

III группа

Примерами таких людей в комедии являются: Софья, Милон, Правдин, Стародум.

Что мы о них знаем?

Все они идеальные положительные  герои, образы их схематичны. Здесь классицизм в чистом виде.

Софья: (из слов  Простаковой)

-Вот до чего дожили? Девушки грамоте умеют!

Занимается самовоспитанием. Читает книгу французского просветителя Фенелона. Многие из его идей мы слышим из уст самого Стародума (Книга Фенелона «Приключения Телемака»).

Милон: Образованный , просвещенный офицер, честно исполняющий свой долг.

Правдин о Милоне: «Не допускает никакой наглости»…(д.I, явл.8)

Стародум о Милоне: «Некто молодой человек больших достоинств…»(д.III, явл.5)

Правдин - образованный человек, просвещенный, подвергает резкой критике нравы Простаковых, Скотинина.

(«Нашел помещика, дурака бесчестного, а жену его презлую фурию…»

Многие нравоучения исходят от него.

Стародум:

Образ Стародума занимает центральное место в комедии. Он - проводник и выразитель идей автора и   создавался как его резонер.

«Стародум» - буквально «думающий по- старому», как во времена Петра Великого.

-Что мы узнаем о Стародуме от него самого? Что говорит Стародум о своем воспитании? (пересказ)

Задание классу: (Работа с текстами, выданными на листках, от слов «Чтоб оградить её…» до слов «…никогда богат не будешь») (д.III,явл.

2) (Кейс-технология)

-Прочитать текст (в лицах.) Сформулировать вопросы для характеристики Стародума по следующему эпизоду. Ответьте на эти вопросы.

Учитель:

Какие качества присущи Стародуму на основании данного эпизода?

-Отсутствие корыстолюбия;

-самопожертвование во имя других (зарабатывает состояние для Софьи)

О чем предупреждает Стародум?

-Не разменивать свою жизнь на обогащение.

Учитель: Приведите примеры афоризмов Стародума,  в которых продолжается тема: «человек и деньги», «человек и власть».

Стародум:  «Человек  и деньги»

1.«Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтобы прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у кого нет нужного…»

2. «Без знатных дел знатное состояние ничто!»

3. «Оставлять богатство детям! В голове нет! Умны будут - без него обойдутся, а глупому сыну не в помощь отцово богатство. Нет, мой друг! Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван - все болван!»

4. «Последуй природе – никогда не будешь беден, последуй людским мнениям – никогда не будешь богат!»

Стародум:  «Человек и власть»

1. «Начинается власть - кончается искренность…»

2). «Гораздо честнее быть без вины обойденну, нежели без заслуг пожалованну…»

3) «В этой стране по большой прямой дороге почти никто не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее…»

4). «Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней …»

5) «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия…»

6). «Заставляя страдать других, пострадаешь сам…»

Вывод: В чем же видит Фонвизин проблему воспитания истинного гражданина Отечества?

Ответ:

1)           В служении Отечеству;

2)           в помощи нуждающимся;

3)           в благонравии;

4)           просвещенность во имя  добродетели…

Учитель: Стародум – резонер автора. Фонвизин сам играл  на сцене роль Стародума. «Успех комедии во многом обусловлен особой Стародума». (Д.И.Фонвизин)

Автор задумал журнал «Друг честных людей или Стародум» (1788 г.), который был запрещен.

- Актуальна ли  комедия сегодня? Современна ли она?

Мы достаточно поговорили о проблеме воспитания, думаю, вы справитесь с домашним заданием. См.выше.

Подведение итогов урока.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»