Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Поэт и время

Макеева Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №156
Калининского района Санкт-Петербурга

Класс: 11

Литературная тема: Творчество О.Э.Мандельштама

Тип урока: урок комплексного применения знаний (при изучении новой темы)

Образовательные задачи: формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; совершенствовать навыки анализа литературного явления, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации

Воспитательные задачи: воспитывать эстетический вкус, чувство нравственности и гуманизма; пробудить в учениках желание задумываться над вечными вопросами бытия; способствовать воспитанию духовности

Развивающие задачи: развивать ассоциативное мышление; активировать творческую деятельность, развивать навыки работы  в группе; способствовать сформированности у учеников способности к глубокой и самостоятельной оценке произведения

Оборудование к уроку: компьютер, медиавизор, раздаточный материал

Ход урока

 

На доске написана тема урока и эпиграф:

             Лицом к лицу  

 Лица не увидать.

             Большое видится на расстоянье.

 

На партах у уч-ся разложены листы со стихотворными текстами.

 

Текст №1:

 

* * *

Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

 

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

 

Я и садовник, я же и цветок,

В темнице мира я не одинок.

 

На стекла вечности уже легло

Мое дыхание, мое тепло.

 

Запечатлеется на нем узор,

Неузнаваемый с недавних пор.

 

Пускай мгновения стекает муть

Узора милого не зачеркнуть.

 

 

 

 

Текст №2:

 

 Притоптав полотно на земле усталой,        

Черные полосы с серым фоном                

Мажу туда и сюда, как попало...           

Кисти - колеса. Мазки - со звоном.          

 

Целую зиму в клетке висели

Звонковеселые стуки...                              

Что за радость! Что за веселье!

 Руки чешутся, руки!                                

 

1. Организационный момент

Слово учителя:

 

Мне бы хотелось сегодня поговорить с вами о ПОЭТЕ. Многие люди пытаются рифмовать строки, пробуют писать, но ПОЭТАМИ не становятся. Какими  же качествами должен обладать человек, чтобы его назвали ПОЭТОМ? Начнем мы наше размышление со стихотворных текстов. Перед вами 2 текста и таблица, которая поможет вам выполнить их поэтический анализ. Вам нужно в соответствующие столбцы внести средства выразительности, которые вы найдете в каждом из этих стихотворений, а потом ответить на вопрос: как тематически можно определить эти произведения.

 

Во время выполнения учащимися работы учитель выразительно читает стихотворные тексты.

 

 

 

 

ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ

 

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ТЕКСТ №1

ТЕКСТ №2

МЕТАФОРЫ

Я и садовник…

Темница мира

Стекла вечности

Муть мгновения

Развернутая метафора  художник - пахарь

ЭПИТЕТЫ

Единое тело

Тихая радость

Милый узор

Земля усталая

Звонковеселые стуки

СРАВНЕНИЯ

Человек – садовник

Человек - цветок

Кисти – колеса

Мазки – со звоном

 

Проверка результатов работы с таблицей. Как правило, затруднений ничего не вызывает, кроме развернутой метафоры. Учитель может помочь.

 

Учитель:

- Глядя в свои таблицы, скажите мне, о чем эти стихи.

Ученик:

- Текст №1 оказался для меня проще и труднее одновременно. Я думаю, поэт размышляет здесь над соотношением мига и вечности. Это сомнения и ощущения человека, который осознает свою способность жить не только один краткий миг, но и стать частью вечности.

На стекла вечности уже легло

Мое дыхание, мое тепло.

 

Текст №2 довольно непонятный, концовка в нем крайне неприятная. Но если мы выделяем развернутую метафору, то, видимо, это стихотворение о том, что ремесло художника подобно ремеслу пахаря и с приходом весны на них обоих накатывает вдохновение.

 

Учитель:

- Спасибо. Оба этих стихотворения были созданы в 10-х годах 20 века. Понятно, что принадлежат они разным авторам. Один из них – умер в лагере от остановки сердца, полубезумный и больной человек, обрекаемый властью на забвение.

А второй – был 6 раз отмечен орденами и медалями, жизнь прожил долгую и сытую, числясь выдающимся советским поэтом.

Определите, пожалуйста, авторство этих стихов.

 

Дети высказывают свои предположения, как правило, безошибочно.

 

Учитель:

- Раскроем карты. Текст №1 принадлежит Осипу Эмильевичу Мандельштаму, необыкновенному, очень талантливому, м.б., самому талантливому поэту 20 века.

 Я так же беден, как природа,

            Я так же прост, как небеса,

            И призрачна моя свобода,

            Как птиц полночных голоса.

            Я вижу месяц бездыханный

            И небо мертвенней холста,-

            Твой мир, болезненный и странный,

            Я принимаю, пустота!

 

Текст №2 создан Александром Безымянским, человеком с говорящей фамилией, которая, не являясь псевдонимом, многое может сказать о нем.

Сгребаю ворох белых масок                  

В это ясное, свежее ведро.                  

Глядите-ка, сколько новых красок            

Принес я в кадках и ведрах!                 

 

Любуйтесь, любуйтесь моей красильней,       

 Где солнце - мой сторож зоркий!             

Я белое небо выкрасил синей,                

Красной мазнувши для зорьки

 

2. Знакомство с биографией поэта (ПОЭТ)

Учитель:

-Приготовьте тетради. Я порошу вас записать некоторые биографические сведения об этих людях. Они пригодятся вам для ваших дальнейших размышлений.

 

Заранее подготовленные ученики представляют свою презентации  о Мандельштаме и Безыменском.

1 ученик  рассказывает биографию О.Э.Мандельштама, сопровождая свой рассказ презентацией (см. материалы к уроку).

Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 января 1891 года в Варшаве, детство и юность его прошли в Петербурге. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам,- самоучка, коммерсант.

мать, Флора Осиповна,- учительница музыки. В 1900–1907 годах Мандельштам учится в Тенишевском коммерческом училище

После окончания училища Мандельштам трижды выезжает за границу: с октября 1907 по лето 1908 года он живет в Париже, с осени 1909 по весну 1910 года изучает романскую филологию в Гейдельбергском университете в Германии, с 21 июля по середину октября живет в пригороде Берлина Целендорфе.

Первый поэтический сборник Мандельштама вышел в 1913 году, издан он был за свой счет2. Предполагалось, что он будет называться "Раковина", но окончательное название было выбрано другое – "Камень".

В 1911–1917 годах Мандельштам учится на романо-германском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета.

Отношение Мандельштама к революции 1917 года было сложным. Однако любые попытки Мандельштама найти свое место в новой России заканчивались неудачей и скандалом. Вторая половина 1920-х годов для Мандельштама – это годы кризиса.

В ноябре 1933 года он написал резко сатирическое стихотворение о Сталине.

Как ни удивительно, приговор Мандельштаму был вынесен довольно мягкий. Люди в то время погибали и за гораздо меньшие "провинности". Резолюция Сталина всего лишь гласила: "Изолировать, но сохранить", – и Осип Мандельштам был отправлен в ссылку в далекий северный поселок Чердынь.

Конечно, судьба Мандельштама была предрешена. Но сурово наказывать его в 1933 году значило бы афишировать то злополучное стихотворение и как бы сводить личные счеты тирана с поэтом, что было бы явно не достойным "отца народов". Всему свое время, Сталин умел ждать, в данном случае – большого террора 1937 года, когда Мандельштаму суждено было сгинуть безвестно вместе с сотнями тысяч других.

В мае 1937 года истек срок воронежской ссылки.

2 мая 1938 года, перед восходом солнца, как это и было тогда принято, Мандельштама снова арестовывают, приговаривают к 5 годам каторжных работ и отправляют в Западную Сибирь, на Дальний Восток, откуда он уже не вернется. Сохранилось письмо поэта к жене, в котором он писал: "Здоровье очень слабое, истощен до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но посылать вещи, продукты и деньги – не знаю, есть ли смысл. Попробуйте все-таки. Очень мерзну без вещей".

 

Смерть поэта настигла в пересыльном лагере Вторая Речка под Владивостоком 27 декабря 1938 года...

 

2 ученик рассказывает биографию А.Безыменского, сопровождая свой рассказ презентацией (см. материалы к уроку).

Безыменский Александр Ильич (1898 - 1973), поэт. Родился 7 января (19 н.с.) в Житомире. Окончив гимназию во Владимире, в 1916 поступил в Киевский коммерческий институт. Начавшаяся революция полностью изменила всю жизнь будущего поэта. Он становится активным участником событий, происходящих в стране, одним из организаторов первых союзов молодежи в Петрограде и Москве, редактором газеты "Красная молодежь", партийным и комсомольским работником на самых разных постах. Свой поэтический талант он тоже отдает на дело революции. В 1918 в периодической печати появляются его первые стихотворения.

 

В 1923 - 26 принимает живое участие в деятельности РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей), сотрудничает в журнале "На посту"

В 1923 оставил должность редактора газеты "Красная молодежь" и полностью отдался поэтическому творчеству. В эти годы выходят такие популярные в то время стихи, как "О шапке", "О валенках", "Как пахнет жизнь" и др., поэмы "В.И. Ленин", "Феликс", "Война этажей" и др. Безыменский в своих произведениях всегда откликался на самые злободневные события, происходившие в стране.

В послевоенные годы продолжает литературную деятельность ("Баллада о столе", цикл сатирических стихов; стихотворение "Сильнее атомной бомбы" и др.). Лирика, сатира, эпос, публицистическая поэзия - таково его творческое наследие. Умер А. Безыменский в 1973.

 

 

Учитель:

- Мы уже поняли, что это были люди одного поколения. Но какими разными были их судьбы! Обратимся к эпиграфу урока. Что обозначают эти слова?

 

Уч-ся отвечают.

 

Учитель:

- А какое отношение имеет эпиграф к нашим поэтам?

 

Уч-ся отвечают:

- Один –забыт, а величие другого с каждым годом становится все более и более заметным.

 

Учитель:

- Вы абсолютно правы. Именно время расставляет все по своим местам, потому что время – самый справедливый судья. Я прошу вас обратиться сейчас к экрану   и вспомнить, что это было за время. Сделайте записи в тетрадях. Какие события начала 20 века стали наиболее значимыми для России.

 

3. Ситуация в России в 20-30 годах 20 века (время) и ее отражение в поэтических текстах. Совесть поэта и гражданина

 

Смотрим видеоряд «Россия начала 20 века» (см. материалы к уроку). Дети выписывают в тетрадь: 1 мировая война, революция 17 года, коллективизация, индустриализация.

 

А теперь обратите свои взоры на листы №2 и №3, где вам предложена выборка стихотворений Мандельштама и Безыменского.

 

ЛИСТ №2. СТИХОТВОРЕНИЯ О. МАНДЕЛЬШТАМА

 

* * *

Возьми на радость из моих ладоней

Немного солнца и немного меда,

Как нам велели пчелы Персефоны.

 

Не отвязать неприкрепленной лодки,

Не услыхать в меха обутой тени,

Не превозмочь в дремучей жизни страха.

 

 

Нам остаются только поцелуи,

Мохнатые, как маленькие пчелы,

Что умирают, вылетев из улья.

 

Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,

Их родина - дремучий лес Тайгета,

Их пища - время, медуница, мята.

 

Возьми ж на радость дикий мой подарок,

Невзрачное сухое ожерелье

Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.

 

 

Когда мозаик никнут травы

И церковь гулкая пуста,

Я в темноте, как змей лукавый,

Влачусь к подножию креста.

 

Я пью монашескую нежность

В сосредоточенных сердцах,

Как кипариса безнадежность

В неумолимых высотах.

 

Люблю изогнутые брови

И краску на лице святых,

И пятна золота и крови

На теле статуй восковых.

 

Быть может, только призрак плоти

Обманывает нас в мечтах,

Просвечивает меж лохмотий,

И дышит в роковых страстях.

1910

 

 

Кто знает! Может быть, не хватит мне свечи —

И среди бела дня останусь я в ночи;

И, зернами дыша рассыпанного мака,

На голову мою надену митру мрака:

Как поздний патриарх в разрушенной Москве,

Неосвещенный мир неся на голове —

Чреватый слепотой и муками раздора;

Как Тихон, ставленник последнего собора...

1917

 

ЛИСТ №2 СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЕЗЫМЕНСКОГО

 

 

Хорошо планеты

Перекидывать как комья!

Электропоэмами космос воспеть!

А вот сумейте

В каком-нибудь предгублескоме

Зарю грядущего разглядеть.

………………………

Пишите сотни «Поэм о собаке»

Но дайте одну хоть

О человеке живом.

Возьмите любого Федю на Рабфаке

Который будет

Нашим завтрашним днем.

Довольно неба

И мудрости вещей!

Давайте больше простых гвоздей!

Откиньте небо! Отбросьте вещи!

Давайте землю

И живых людей!

 

 

Знаю: придется не мало

Маленьких дней пройти.

Вышел с гудком, запевалой,

В десятилетья пути.

Знаю я каждое место,

Где мне ступить и чем:

Волисполкомом, трестом,

Армией — или ничем.

Знаю оружье любое:

Штык, Совнарком, или горн.

С ними пройду я с боем

Встречные толщи гор.

Знаю, где враг клейкий.

Знаю, где солнце и муть.

Пальцами каждой ячейки

Щупаю верный путь.

Знаю свою пожитки.

Знаю беду на дому:

Пуговицу ль на нитке,

Топи бумаг или тьму.

Вытянул в мир с завода

Рук мускулистых рои.

Знаю: веков поводья

Будут мои!

 

 

Учитель выразительно читает стихотворения поэтов.

- Что вы можете сказать о тематике этих стихотворений?

 

Уч-ся:

- У Мандельштама – это «вечные» темы, а у Безыменского – темы сиюминутные.

 

Учитель:

- Так, м.б., именно Безыменский – герой своего времени, именно такая поэзия и было нужна молодой Советской  республике, а вовсе не заумные вирши Мандельштама?

Уч-ся:

-Нет, вечные темы актуальны всегда.

Учитель:

- Тогда почему Безыменский – орденоносец, а Мандельштам – лагерный зэк? Что, советские руководители были такими глупыми, что не понимали актуальность вечных тем?

 

О свободе небывалой                         

Сладко думать у свечи.

— Ты побудь со мной сначала,—

Верность плакала в ночи,—

 

Только я мою корону

Возлагаю на тебя,

Чтоб свободе, как закону,

Подчинился ты, любя...

 

— Я свободе, как закону,

Обручен, и потому

Эту легкую корону

Никогда я не сниму.

 

Нам ли, брошенным в пространстве,

Обреченным умереть,

О прекрасном постоянстве

И о верности жалеть!

 

Это стихотворение было написано Осипом Эмильевичем в 1915 году, когда еще не было арестов, отказов издательств, еще не было голода  и тех страшных испытаний, что выпали ему впоследствии. А в 1933 году Мандельштам пишет стихотворение о Сталине.

Мы живем, над собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговора,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви жирны.
А слова, как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища…

В своем письме К.Чуковскому в 1935 году он писал: «Меня нет. Я тень. У меня только право умереть».

А в это время Безыменский пишет совсем другие строки.

 

Звучит песня «Все хорошо, прекрасная маркиза» на слова Безыменского.

 

Учитель:

- В стране индустриализация, строительство идет полным ходом. Трудностей хватает сполна. Нужно поднимать дух народа. Выкинули Мандельштама с «корабля истории». Безыменский – лучше, нужнее. Так? Так. Сознательно топтали Мандельштама? Сознательно. А почему?

 

Уч-ся:

-Потому что у Мандельштама была своя правда, своя совесть, через которую он не мог переступить, а Безыменский был как флюгер, который крутился то в одну, то в другую сторону, подстраиваясь под курс партийного руководства.

 

Учитель: 

Не кладите же мне, не кладите

Остроласковый лавр на виски,

Лучше сердце мое разорвите

Вы на синего звона куски!

И когда я умру, отслуживши,

Всех живущих прижизненный друг,

Чтоб раздался шире и выше

Отклик неба во всю мою грудь.

 

4.Современность и поэзия. Талант поэта

 

Часто на уроках, чтобы привлечь ваше внимание, я начинала читать стихи. Это были стихи Блока, Ахматовой, Пастернака. Вы всегда замолкали и начинали меня слушать. Я всегда знала, что будет именно так, потому что настоящие, талантливые стихи обладают особой магией: они завораживают. Но никогда бы я не взялась за чтение стихов Безыменского, вряд ли в них есть такая магия. А вот в стихотворениях Мандельштама такая магия есть. Почему?

 

Уч-ся:

-Все очень просто: он талантлив.

 

Учитель:

- Да, он талантлив, он одарен. Он настоящий ПОЭТ. Скажите, что необходимо настоящему поэту, чтобы его имя осталось в вечности? Какова формула этого успеха?

 

Уч-ся:

- Талант и совесть.

 

Учитель:

- И как не вспомнить здесь А.С.Пушкина: «Гений и злодейство – вещи несовместные».

Запишите их в тетрадь.

 

5. Итоги урока

 

Учащиеся получают листы с вопросами.

Учитель:

- Друзья мои, я предлагаю вам сейчас выбрать один из предложенных мною вопросов для размышления и дат на него ответ.

Вопросы:

1. Почему живет поэзия О.Э.Мандельштама?

2. Почему в век компьютерных технологий люди испытывают потребность в поэзии?

3. Правда ли, что время все расставляет по своим местам?

4. Какая нужна поэзия сейчас?

 

6. Домашнее задание

 

Мы с вами вспоминали слова А.С.Пушкина из «Моцарта и Сальери». Мы вспоминали эти слова, когда говорили о творчестве Ф.М.Достоевского. Вспомнили и сейчас. Мне хочется, чтобы вы поразмышляли над ними в связи с темой нашего урока. Итак, «Гений и злодейство – вещи несовместные». Это и будет темой вашего домашнего сочинения.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»