Поэт и время
Макеева Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №156
Калининского района Санкт-Петербурга
Класс: 11
Литературная тема: Творчество О.Э.Мандельштама
Тип урока: урок комплексного применения знаний (при изучении новой темы)
Образовательные задачи: формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; совершенствовать навыки анализа литературного явления, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации
Воспитательные задачи: воспитывать эстетический вкус, чувство нравственности и гуманизма; пробудить в учениках желание задумываться над вечными вопросами бытия; способствовать воспитанию духовности
Развивающие задачи: развивать ассоциативное мышление; активировать творческую деятельность, развивать навыки работы в группе; способствовать сформированности у учеников способности к глубокой и самостоятельной оценке произведения
Оборудование к уроку: компьютер, медиавизор, раздаточный материал
Ход урока
На доске написана тема урока и эпиграф:
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
На партах у уч-ся разложены листы со стихотворными текстами.
Текст №1:
* * *
Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть
Узора милого не зачеркнуть.
Текст №2:
Притоптав полотно на земле усталой,
Черные полосы с серым фоном
Мажу туда и сюда, как попало...
Кисти - колеса. Мазки - со звоном.
Целую зиму в клетке висели
Звонковеселые стуки...
Что за радость! Что за веселье!
Руки чешутся, руки!
1. Организационный момент
Слово учителя:
Мне бы хотелось сегодня поговорить с вами о ПОЭТЕ. Многие люди пытаются рифмовать строки, пробуют писать, но ПОЭТАМИ не становятся. Какими же качествами должен обладать человек, чтобы его назвали ПОЭТОМ? Начнем мы наше размышление со стихотворных текстов. Перед вами 2 текста и таблица, которая поможет вам выполнить их поэтический анализ. Вам нужно в соответствующие столбцы внести средства выразительности, которые вы найдете в каждом из этих стихотворений, а потом ответить на вопрос: как тематически можно определить эти произведения.
Во время выполнения учащимися работы учитель выразительно читает стихотворные тексты.
ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
ТЕКСТ №1 |
ТЕКСТ №2 |
МЕТАФОРЫ |
Я и садовник… Темница мира Стекла вечности Муть мгновения |
Развернутая метафора художник - пахарь |
ЭПИТЕТЫ |
Единое тело Тихая радость Милый узор |
Земля усталая Звонковеселые стуки |
СРАВНЕНИЯ |
Человек – садовник Человек - цветок |
Кисти – колеса Мазки – со звоном |
Проверка результатов работы с таблицей. Как правило, затруднений ничего не вызывает, кроме развернутой метафоры. Учитель может помочь.
Учитель:
- Глядя в свои таблицы, скажите мне, о чем эти стихи.
Ученик:
- Текст №1 оказался для меня проще и труднее одновременно. Я думаю, поэт размышляет здесь над соотношением мига и вечности. Это сомнения и ощущения человека, который осознает свою способность жить не только один краткий миг, но и стать частью вечности.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Текст №2 довольно непонятный, концовка в нем крайне неприятная. Но если мы выделяем развернутую метафору, то, видимо, это стихотворение о том, что ремесло художника подобно ремеслу пахаря и с приходом весны на них обоих накатывает вдохновение.
Учитель:
- Спасибо. Оба этих стихотворения были созданы в 10-х годах 20 века. Понятно, что принадлежат они разным авторам. Один из них – умер в лагере от остановки сердца, полубезумный и больной человек, обрекаемый властью на забвение.
А второй – был 6 раз отмечен орденами и медалями, жизнь прожил долгую и сытую, числясь выдающимся советским поэтом.
Определите, пожалуйста, авторство этих стихов.
Дети высказывают свои предположения, как правило, безошибочно.
Учитель:
- Раскроем карты. Текст №1 принадлежит Осипу Эмильевичу Мандельштаму, необыкновенному, очень талантливому, м.б., самому талантливому поэту 20 века.
Я так же беден, как природа,
Я так же прост, как небеса,
И призрачна моя свобода,
Как птиц полночных голоса.
Я вижу месяц бездыханный
И небо мертвенней холста,-
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!
Текст №2 создан Александром Безымянским, человеком с говорящей фамилией, которая, не являясь псевдонимом, многое может сказать о нем.
Сгребаю ворох белых масок
В это ясное, свежее ведро.
Глядите-ка, сколько новых красок
Принес я в кадках и ведрах!
Любуйтесь, любуйтесь моей красильней,
Где солнце - мой сторож зоркий!
Я белое небо выкрасил синей,
Красной мазнувши для зорьки
2. Знакомство с биографией поэта (ПОЭТ)
Учитель:
-Приготовьте тетради. Я порошу вас записать некоторые биографические сведения об этих людях. Они пригодятся вам для ваших дальнейших размышлений.
Заранее подготовленные ученики представляют свою презентации о Мандельштаме и Безыменском.
1 ученик рассказывает биографию О.Э.Мандельштама, сопровождая свой рассказ презентацией (см. материалы к уроку).
Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 января 1891 года в Варшаве, детство и юность его прошли в Петербурге. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам,- самоучка, коммерсант.
мать, Флора Осиповна,- учительница музыки. В 1900–1907 годах Мандельштам учится в Тенишевском коммерческом училище
После окончания училища Мандельштам трижды выезжает за границу: с октября 1907 по лето 1908 года он живет в Париже, с осени 1909 по весну 1910 года изучает романскую филологию в Гейдельбергском университете в Германии, с 21 июля по середину октября живет в пригороде Берлина Целендорфе.
Первый поэтический сборник Мандельштама вышел в 1913 году, издан он был за свой счет2. Предполагалось, что он будет называться "Раковина", но окончательное название было выбрано другое – "Камень".
В 1911–1917 годах Мандельштам учится на романо-германском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета.
Отношение Мандельштама к революции 1917 года было сложным. Однако любые попытки Мандельштама найти свое место в новой России заканчивались неудачей и скандалом. Вторая половина 1920-х годов для Мандельштама – это годы кризиса.
В ноябре 1933 года он написал резко сатирическое стихотворение о Сталине.
Как ни удивительно, приговор Мандельштаму был вынесен довольно мягкий. Люди в то время погибали и за гораздо меньшие "провинности". Резолюция Сталина всего лишь гласила: "Изолировать, но сохранить", – и Осип Мандельштам был отправлен в ссылку в далекий северный поселок Чердынь.
Конечно, судьба Мандельштама была предрешена. Но сурово наказывать его в 1933 году значило бы афишировать то злополучное стихотворение и как бы сводить личные счеты тирана с поэтом, что было бы явно не достойным "отца народов". Всему свое время, Сталин умел ждать, в данном случае – большого террора 1937 года, когда Мандельштаму суждено было сгинуть безвестно вместе с сотнями тысяч других.
В мае 1937 года истек срок воронежской ссылки.
2 мая 1938 года, перед восходом солнца, как это и было тогда принято, Мандельштама снова арестовывают, приговаривают к 5 годам каторжных работ и отправляют в Западную Сибирь, на Дальний Восток, откуда он уже не вернется. Сохранилось письмо поэта к жене, в котором он писал: "Здоровье очень слабое, истощен до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но посылать вещи, продукты и деньги – не знаю, есть ли смысл. Попробуйте все-таки. Очень мерзну без вещей".
Смерть поэта настигла в пересыльном лагере Вторая Речка под Владивостоком 27 декабря 1938 года...
2 ученик рассказывает биографию А.Безыменского, сопровождая свой рассказ презентацией (см. материалы к уроку).
Безыменский Александр Ильич (1898 - 1973), поэт. Родился 7 января (19 н.с.) в Житомире. Окончив гимназию во Владимире, в 1916 поступил в Киевский коммерческий институт. Начавшаяся революция полностью изменила всю жизнь будущего поэта. Он становится активным участником событий, происходящих в стране, одним из организаторов первых союзов молодежи в Петрограде и Москве, редактором газеты "Красная молодежь", партийным и комсомольским работником на самых разных постах. Свой поэтический талант он тоже отдает на дело революции. В 1918 в периодической печати появляются его первые стихотворения.
В 1923 - 26 принимает живое участие в деятельности РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей), сотрудничает в журнале "На посту"
В 1923 оставил должность редактора газеты "Красная молодежь" и полностью отдался поэтическому творчеству. В эти годы выходят такие популярные в то время стихи, как "О шапке", "О валенках", "Как пахнет жизнь" и др., поэмы "В.И. Ленин", "Феликс", "Война этажей" и др. Безыменский в своих произведениях всегда откликался на самые злободневные события, происходившие в стране.
В послевоенные годы продолжает литературную деятельность ("Баллада о столе", цикл сатирических стихов; стихотворение "Сильнее атомной бомбы" и др.). Лирика, сатира, эпос, публицистическая поэзия - таково его творческое наследие. Умер А. Безыменский в 1973.
Учитель:
- Мы уже поняли, что это были люди одного поколения. Но какими разными были их судьбы! Обратимся к эпиграфу урока. Что обозначают эти слова?
Уч-ся отвечают.
Учитель:
- А какое отношение имеет эпиграф к нашим поэтам?
Уч-ся отвечают:
- Один –забыт, а величие другого с каждым годом становится все более и более заметным.
Учитель:
- Вы абсолютно правы. Именно время расставляет все по своим местам, потому что время – самый справедливый судья. Я прошу вас обратиться сейчас к экрану и вспомнить, что это было за время. Сделайте записи в тетрадях. Какие события начала 20 века стали наиболее значимыми для России.
3. Ситуация в России в 20-30 годах 20 века (время) и ее отражение в поэтических текстах. Совесть поэта и гражданина
Смотрим видеоряд «Россия начала 20 века» (см. материалы к уроку). Дети выписывают в тетрадь: 1 мировая война, революция 17 года, коллективизация, индустриализация.
А теперь обратите свои взоры на листы №2 и №3, где вам предложена выборка стихотворений Мандельштама и Безыменского.
ЛИСТ №2. СТИХОТВОРЕНИЯ О. МАНДЕЛЬШТАМА
* * *
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.
Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.
Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья.
Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,
Их родина - дремучий лес Тайгета,
Их пища - время, медуница, мята.
Возьми ж на радость дикий мой подарок,
Невзрачное сухое ожерелье
Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.
Когда мозаик никнут травы
И церковь гулкая пуста,
Я в темноте, как змей лукавый,
Влачусь к подножию креста.
Я пью монашескую нежность
В сосредоточенных сердцах,
Как кипариса безнадежность
В неумолимых высотах.
Люблю изогнутые брови
И краску на лице святых,
И пятна золота и крови
На теле статуй восковых.
Быть может, только призрак плоти
Обманывает нас в мечтах,
Просвечивает меж лохмотий,
И дышит в роковых страстях.
1910
Кто знает! Может быть, не хватит мне свечи —
И среди бела дня останусь я в ночи;
И, зернами дыша рассыпанного мака,
На голову мою надену митру мрака:
Как поздний патриарх в разрушенной Москве,
Неосвещенный мир неся на голове —
Чреватый слепотой и муками раздора;
Как Тихон, ставленник последнего собора...
1917
ЛИСТ №2 СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЕЗЫМЕНСКОГО
Хорошо планеты
Перекидывать как комья!
Электропоэмами космос воспеть!
А вот сумейте
В каком-нибудь предгублескоме
Зарю грядущего разглядеть.
………………………
Пишите сотни «Поэм о собаке»
Но дайте одну хоть
О человеке живом.
Возьмите любого Федю на Рабфаке
Который будет
Нашим завтрашним днем.
Довольно неба
И мудрости вещей!
Давайте больше простых гвоздей!
Откиньте небо! Отбросьте вещи!
Давайте землю
И живых людей!
Знаю: придется не мало
Маленьких дней пройти.
Вышел с гудком, запевалой,
В десятилетья пути.
Знаю я каждое место,
Где мне ступить и чем:
Волисполкомом, трестом,
Армией — или ничем.
Знаю оружье любое:
Штык, Совнарком, или горн.
С ними пройду я с боем
Встречные толщи гор.
Знаю, где враг клейкий.
Знаю, где солнце и муть.
Пальцами каждой ячейки
Щупаю верный путь.
Знаю свою пожитки.
Знаю беду на дому:
Пуговицу ль на нитке,
Топи бумаг или тьму.
Вытянул в мир с завода
Рук мускулистых рои.
Знаю: веков поводья
Будут мои!
Учитель выразительно читает стихотворения поэтов.
- Что вы можете сказать о тематике этих стихотворений?
Уч-ся:
- У Мандельштама – это «вечные» темы, а у Безыменского – темы сиюминутные.
Учитель:
- Так, м.б., именно Безыменский – герой своего времени, именно такая поэзия и было нужна молодой Советской республике, а вовсе не заумные вирши Мандельштама?
Уч-ся:
-Нет, вечные темы актуальны всегда.
Учитель:
- Тогда почему Безыменский – орденоносец, а Мандельштам – лагерный зэк? Что, советские руководители были такими глупыми, что не понимали актуальность вечных тем?
О свободе небывалой
Сладко думать у свечи.
— Ты побудь со мной сначала,—
Верность плакала в ночи,—
Только я мою корону
Возлагаю на тебя,
Чтоб свободе, как закону,
Подчинился ты, любя...
— Я свободе, как закону,
Обручен, и потому
Эту легкую корону
Никогда я не сниму.
Нам ли, брошенным в пространстве,
Обреченным умереть,
О прекрасном постоянстве
И о верности жалеть!
Это стихотворение было написано Осипом Эмильевичем в 1915 году, когда еще не было арестов, отказов издательств, еще не было голода и тех страшных испытаний, что выпали ему впоследствии. А в 1933 году Мандельштам пишет стихотворение о Сталине.
Мы живем, над собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговора,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви жирны.
А слова, как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища…
В своем письме К.Чуковскому в 1935 году он писал: «Меня нет. Я тень. У меня только право умереть».
А в это время Безыменский пишет совсем другие строки.
Звучит песня «Все хорошо, прекрасная маркиза» на слова Безыменского.
Учитель:
- В стране индустриализация, строительство идет полным ходом. Трудностей хватает сполна. Нужно поднимать дух народа. Выкинули Мандельштама с «корабля истории». Безыменский – лучше, нужнее. Так? Так. Сознательно топтали Мандельштама? Сознательно. А почему?
Уч-ся:
-Потому что у Мандельштама была своя правда, своя совесть, через которую он не мог переступить, а Безыменский был как флюгер, который крутился то в одну, то в другую сторону, подстраиваясь под курс партийного руководства.
Учитель:
Не кладите же мне, не кладите
Остроласковый лавр на виски,
Лучше сердце мое разорвите
Вы на синего звона куски!
И когда я умру, отслуживши,
Всех живущих прижизненный друг,
Чтоб раздался шире и выше
Отклик неба во всю мою грудь.
4.Современность и поэзия. Талант поэта
Часто на уроках, чтобы привлечь ваше внимание, я начинала читать стихи. Это были стихи Блока, Ахматовой, Пастернака. Вы всегда замолкали и начинали меня слушать. Я всегда знала, что будет именно так, потому что настоящие, талантливые стихи обладают особой магией: они завораживают. Но никогда бы я не взялась за чтение стихов Безыменского, вряд ли в них есть такая магия. А вот в стихотворениях Мандельштама такая магия есть. Почему?
Уч-ся:
-Все очень просто: он талантлив.
Учитель:
- Да, он талантлив, он одарен. Он настоящий ПОЭТ. Скажите, что необходимо настоящему поэту, чтобы его имя осталось в вечности? Какова формула этого успеха?
Уч-ся:
- Талант и совесть.
Учитель:
- И как не вспомнить здесь А.С.Пушкина: «Гений и злодейство – вещи несовместные».
Запишите их в тетрадь.
5. Итоги урока
Учащиеся получают листы с вопросами.
Учитель:
- Друзья мои, я предлагаю вам сейчас выбрать один из предложенных мною вопросов для размышления и дат на него ответ.
Вопросы:
1. Почему живет поэзия О.Э.Мандельштама?
2. Почему в век компьютерных технологий люди испытывают потребность в поэзии?
3. Правда ли, что время все расставляет по своим местам?
4. Какая нужна поэзия сейчас?
6. Домашнее задание
Мы с вами вспоминали слова А.С.Пушкина из «Моцарта и Сальери». Мы вспоминали эти слова, когда говорили о творчестве Ф.М.Достоевского. Вспомнили и сейчас. Мне хочется, чтобы вы поразмышляли над ними в связи с темой нашего урока. Итак, «Гений и злодейство – вещи несовместные». Это и будет темой вашего домашнего сочинения.