Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Использование наглядных образовательных технологий и активных методов обучения на уроках русского языка и литературы (из опыта работы). Федотова Лариса Владимировна учитель русского языка и литературы г. Санкт-Петербург Теоретическая база опыта: разрабатывался на основе теоретических положений Л.С. Выготского, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой, на основе современных образовательных технологий, технологии сотрудничества, на основе метода развития воображения, творческих способностей личности и восприятия искусства А.В.Плешаковой, гуманно – личностных технологий Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения. Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы в школе, возникает особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребенка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки? Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя. В связи с введением ФГОС школа стремиться формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В своей образовательной деятельности я рассматриваю урок не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения ,но и как деятельность ученика , то есть как форму учения. Быстрое включение школьников в учебную деятельность предполагает личностно-ориентированный урок. Из этого следует, что сегодня учитель-информатор должен уступить место учителю-организатору. А это требует разнообразного дидактического обеспечения на уроках. В своей работе я стараюсь активно внедрять такие новые формы и методы обучения, чтобы на каждом уроку учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас и приобретая навыки самостоятельной работы. Методика интегрированных уроков позволяет мне дать не только определенную сумму знаний, но и исключить перегрузку школьников при сохранении творческой активности и познавательного интереса к гуманитарным наукам. Цель: Создать условия для обучения каждого ученика на уровне его возможностей и способностей Моя задача как учителя – словесника – повысить интерес к урокам .сделать процесс обучения занимательным , создать у детей активность в усвоении учебного материала. Не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищу способы для улучшения качества преподавания предмета. Опыт показал ,что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре. В процессе игры учащиеся выполняют различные упражнения. Во время игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах ,что повышает качество знаний.( например .уроки , где используются игровые технологии: «Правописание приставок ПРЕ-ПРИ», «Буквы З-С на конце приставок»). Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий я применяю в старших классах технологию модульного обучения. Данная технология приучает учащихся к самостоятельной работе. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации я имею возможность общаться с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников (например, содержание модуля «Достоевский - кто он»?Внедрение технологии проблемного обучения помогает мне на уроках литературы в процессе анализа программных произведений. (например «Три злодейства» (по повести Пушкина «Пиковая дама»). Речевые фигуры и тропы как изобразительно - выразительные средства языка Творческий подход в подготовке к ЕГЭ Тест по теме: «Изобразительные средства языка» 1.Определите средство выразительности: Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот. 1)гипербола 2)литота 3)перифраза 4)олицетворение 2.Найдите оксюморон. 1)Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. 2)В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз. 3)Простите, простите, простите меня! 4)С наглой скромностью смотрит в глаза. 3.Определите средство выразительности: Талия никак не толще бутылочной шейки! 1)гипербола 2)риторический вопрос 3)литота 4)антитеза 5.Определите средство выразительности: «Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер – полетели». 1)сравнение 2)олицетворение 3)антитеза 4)анафора 6.Определите средство выразительности: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. 1)риторический вопрос 2)ирония 3)антитеза 4)градация 7.Простите, простите, простите меня! – Какой прием здесь использован? 1)градация 2)лексический повтор 3)риторический вопрос 4)инверсия 8.Найдите олицетворение. 1)Плачут вербы, шепчут тополя. 2)В сто сорок солнц закат пылал. 3)Октябрь серебристо-ореховый. 4)Страна восходящего солнца. 9.Определите, в каком отрывке использована перифраза. 1)Слухи действительно пошли. И самые фантастические. 2)Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? 3)Ученье – свет, а неученье – тьма. 4)Солнце русской поэзии Подготовка учащихся к активному сознательному обобщению знаний. Этап I. Какое настроение передаёт музыка? А есть ли светлые тона в произведении Короленко? О какой дороге идет речь? Какими качествами должен быть наделен человек, имеющий сердце? Этап II. Фронтальная беседа с участием групп учащихся. Мастерская творческого письма 5 класс «Когда начинается дождь, мне становится жутко. Он может сопровождаться страшным ураганом, сильной грозой, ослепительной молнией. А этого я очень не люблю...» (Антон Б.) «Иногда в душе может затаиться неожиданный страх. Особенно когда страшная гроза и сверкающие молнии. Черные тучи закрывают все голубое небо. В такое время особенно жаль мокрых птичек. Так хочется выйти из своего убежища и принести их домой. Мне очень не нравится дождь». (Таня Ч.). «Оглушительный гром, ослепительная молния.... Так начинается сильный ливень. Пролагают свой извилистый путь грязные ручейки. Идти куда-то сложно: голубоокая непролазная грязь. Черные тучи затмевают теплое солнце, и опускается на землю страшная тьма. Омерзительно жутко. Я ненавижу дождь» (Максим К.) «С неба падает чистая вода. Раздается такой звук, будто играют ан скрипке. Посмотрев в окно, видишь неприятный свет, и от этого у тебя грустное настроение...» (Диана Р.). «Начался неожиданный дождь. Настроение сразу изменилось. Захотелось выйти на улицу и посмотреть на страшную грозу, услышать оглушительный звук грома, потрогать капли дождя, ласкающие твои руки». (Наташа Т.). Проблематика произведения Распутина «Прощание с Матерой». Скажите, а какие же проблемы ставит Распутин в повести «Прощание с Матерой»? (Прежде всего, писатель говорит о проблемах духовных, связанных с совестью, с памятью, с верой. Остро ставит проблему самого существования народа, опасности утраты его самобытности, культуры. Распутин касается и экологических проблем, расширяя это понятие, говоря об экологии души).А сейчас обратимся к названию произведения, которое по своему содержанию, остроте конфликта, трагическому излому событий можно назвать философской притчей, - «Прощание с Матерой». В этой повести Распутин идет от автобиографического факта: село Усть-Уда Иркутской области, где он родился, впоследствии попало в зону затопления и исчезло. Автор показывает прощание со своей малой родиной. Скажите, от чего образовалось слово прощание? (заглянем в семантику этих слов). Прощание – от слова проститься. Проститься: 1) с кем-либо, обменяться приветствиями при расставании; 2) покинуть что-нибудь, расстаться. Глагол прощаться выражает оба значения, следовательно, в его семантике присутствует очень важная для понимания мысль – «расстаться с одушевленным лицом». Получается, что прощание произойдет с одушевленным предметом. Что же такое «Матера» ? Заглянем в словарь В.И.Даля. «Матера – материк, берег у реки, гора, горный, твердая земля, нетронутый пласт поверхности земли нашей, кряж природный, ненасыпной, ненаносной; остров, суша».Составьте синонимический ряд к этому слову. Матера – мать – сыра Земля, Родина, Россия, обетованная земля, модель земного рая, сама жизнь, «малая» родина…Действительно ли, что все эти понятия вместило название острова Матера? Попробуем это доказать содержанием повести. 2. Беседа по содержанию повести «Прощание с Матерой» На столах лежат вопросы, по которым производится анализ повести «Прощание с Матерой» Какой вы запомнили распутинскую Матеру при чтении, какое впечатление она производит? Как вы думаете, почему повесть начинается с весеннего пейзажа? Если так богата материнская земля, то почему так «смутно» и «тревожно» на душе её жителей? Что всех беспокоит? В деревне остались только старики и старухи. Какая уготована судьба острову? Что значит для жителей острова прощание с Матерой? Как автор изображает трагедию Матеры? Для кого Матера – «зона затопления», «территория», «хламье»? В чем причина этой трагедии? Почему Дарья называет свою деревню «христовенькой»? Чем объясняется трепетное отношение автора и его героев к кладбищу? Обратимся к словарю синонимов З.А.Александровой: Какой смысл заложен в слове «погост» Какова его этимология? Что значит для Дарьи могилы близких ей людей? Почему тех, кто спиливает кресты и надгробия, жители называют «иродами», «обсевками», «нехристями»? Что такое святотатство? Почему сцена прощания Дарьи с родными могилками так важна для писателя? На какие раздумья наталкивает Дарью последнее посещение родных могил? К Дарье тянутся люди. Не случаен и выбор имени героини (сильная, побеждающая). Что дает ей силу? В чем Дарья видит свою правду? Что означает для человека память? Дарья говорит своим землякам: «Памяти никакой не стало, вся износилась…» Что она имеет в виду? Согласны ли вы с ней? Почему «износилась память»? Почему эту правду не может постигнуть сын Дарьи Павел? Что дало основание Дарье говорить о разорении души материнцев? Значит, жители острова утратили истинный смысл жизни, «самостоянье» человека?.. Символично описание церкви в начале повести. Как судьба заброшенного храма связана с судьбой Матеры? Почему в семье Дарьи распалась связь поколений? В чем, по вашему мнению, причина «немоты» многих персонажей повести? Почему Петруха и Богодул утратили свои подлинные имена? Раскройте идейно-художественный смысл 11-ой главы (сцена сенокоса) Предавая смерти Матеру, что предают люди? Что вкладывает Распутин в понятие «дом»? Что значит дом для Дарьи? Ребята, Валентин Распутин с такой постановкой проблемы в своих произведениях стоял обособленно. После выхода повести «Прощание с Матерой» критик О. Салынский писал: «Трудно понять Распутина, когда он отнюдь не великую широту взглядов своих героев тоже возводит в достоинство. Ведь им трудно увидеть человека в человеке, живущем даже не за тридевять земель, а всего лишь на другом берегу Ангары…А Дарья, хотя у неё есть и дети и внуки, думает только об умерших и считает с неожиданным для героев В. Распутина эгоизмом, что на ней жизнь обрывается… Те, кто принимает переезд на новое место, изображаются как люди по своей натуре пустые, безнравственные…истины, которые открылись Дарье перед «концом света», достаточно тривиальны и являются не народной мудростью, а её имитацией». Согласны ли вы с мнением критика? В чем он, по-вашему, прав, а с чем вы готовы поспорить? Дома вы обоснуете свой ответ. В последнее время в литературе очень часто стали появляться произведения, поднимающие такую злободневную тему, как оставление своих родным мест стариками, жизнь которых неразрывно связана с историей своей малой родины, её прошлым. 3. Итог урока. Таким образом, использование наглядных образовательных технологий способствует воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся. Список использованной литературы: Парфенова Е.Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания    интереса к урокам русского языка. «Русский язык в школе», 2005, № 3. Русский язык. Литература. 5-11 классы: технологии проблемного и развивающего обучения/сост. Л.Ф. Стрелкова. – Волгоград: Учитель, 2012 Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения/ авт.-сост. О.А. Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2013 Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М,: Просвещение, 1991. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985. – 80 с. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов //  Русский язык в школе, 1999, № 5. Миртов А.В. Сочинение в школе. Уроки коллективного творчества // Литература в школе. 1996. - № 6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – 383 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»