Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методика создания презентаций и их использование на уроках литературы Берзина Дина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа №346 Невского района г.Санкт-Петербург. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ»,который внес серьезные изменения в структуру образования. Премьер-министр РФ Д.А.Медведев в своем видеоблоге заявил: «Новый закон не только отражает те изменения, которые произошли в сфере образования за последние годы, но и задает новые цели и стандарты». Образование сейчас немыслимо без использования средств массовой коммуникации и информационных технологий. Глобальный процесс информатизации общества, культуры ставит новые задачи перед образовательной системой. Одним из путей воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем информационном обществе, является целенаправленное, продуманное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс. Сегодня современный учитель в современной школе - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Безусловно, компьютер не заменит учителя и учебник, поэтому он рассчитан в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена,что умелое использование ИКТ на уроках повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. Одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ИКТ на уроках литературы, на мой взгляд, является создание презентаций. Презентация – это набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих их показ на экране. Для каждой презентации, создаваемой в режиме PowerPoint, выполняется единая общая последовательность: выбор темы; разработка плана; выбор стиля; формирование слайдов; настройка и изменение переходов, анимационных эффектов и ссылок, настройка показа слайдов; редактирование; подготовка раздаточных материалов; демонстрация презентации. На уроках художественного восприятия произведения,где показ слайдов может ограничиться по времени несколькими минутами в начале урока либо в конце. То может изображение портрета, эпиграф к уроку и т.д.Хорошо, если показ будет сопровождаться музыкой. Цель подобной презентации состоит в воздействии на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу. Презентации, сопровождающие уроки углубленного изучения произведения, могут содержать, помимо титульных, слайды с вопросами разного характера, стимулирующими аналитическую деятельность учащихся и развитие воображения, слайды с заданиями для учеников, слайды информативного характера, слайды с иллюстрациями к произведению и др. Цель подобной презентации – не только воздействовать, но и увеличить объём изучаемого материала за счёт экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, а в целом – способствовать реализации целей. Поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока. Для уроков, обобщающих изучение произведения, презентации также могут содержать как иллюстрированный материал, материал информативный, так и материал для наблюдения, сопоставления, обобщения. Оправдано использование в данных презентациях гиперссылок, способствующих более полному обобщению изученного материала. Цель презентаций данного вида уроков – способствовать целостному восприятию произведения, стиля автора, развитию логического мышления. Следующими этапами создания презентации являются выбор стиля, оформления слайдов и настройка анимации. После формирования слайдов и настройки анимации следует подумать о раздаточных материалах, необходимых для организации деятельности учащихся на уроке. Чаще всего это текст произведения, памятки для организации самостоятельной работы, схемы, таблицы, статьи. Не рекомендуется всё это помещать на слайдах презентации, чтобы избежать перенасыщенности информацией и предотвратить быструю утомляемость школьников. Когда презентация и раздаточный материал готовы, следует наметить временные рамки каждого этапа работы на уроке и показа каждого слайда. Этот момент нельзя недооценить, так как количество слайдов может быть большим и тогда объём материала для работы будет превышать допустимые для урока нормы. Остаётся риск « не уложиться» в сорок минут, отведённых для урока. Тогда эффект от проведённого урока- презентации будет намного меньше. Демонстрация презентации может проводиться в начале или в конце урока и проходить без комментариев учителя, с музыкальным сопровождением. Хочу поделиться опытом работы по использованию ИКТ на уроке изучения биографии писателя: «Лермонтов: личность, судьба, эпоха». Тип урока: урок теории и истории литературы. Вид: синтетический урок, обобщающий изучение биографии автора и его творчества. Форма урока: урок- семинар Цель: обобщить знания о биографии поэта и его творчестве; понять истоки его творчества. Содержание материала: рассказ о детстве поэта, эпохе правления Николая I, преемственности традиций Пушкина в творчестве Лермонтова; отражение судьбы поэта в его стихотворениях; основная тематика творчества; дуэль. Оборудование: сборники стихов М.Ю. Лермонтова, презентация. Методы, применяемые на уроке: репродуктивный, частично-поисковый. Цель презентации: способствовать эмоциональному восприятию темы и эффективной организации урока-семинара. Стиль презентации – романтический, тревожный фон оформления синего цвета с текстом белого цвета – помогает создать основной тон урока. Красный цвет текста и красная роза появляются на последнем слайде, иллюстрирующем дуэль и смерть поэта. Создано 18 слайдов: 1-2 - титульные слайды с формулировкой темы урока; 3- портрет Лермонтова и стихотворение В.Я. Брюсова; 4- цель урока; 5- детство поэта; 6-7-эпоха правления Николая I с изображением царя, Аракчеева, Петербурга; 8-Лермонтов и Пушкин 9-«Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова с изображением поэтов и текстом; 10-«Основные темы творчества Лермонтова»: слайд с гиперссылками, определяющими тематик творчества; 11-«Тема поэта и поэзии» (с портретом Лермонтова и перечислением стихотворений данной тематики); 12-«люблю отчизну я, но странною любовью…» (с иллюстрацией к стихотворению « Бородино» и перечислением стихотворений данной темы; 13-«Человек и природа» (с рисунком Лермонтова « Кавказ» и перечислением стихотворений по данной теме); 14-«Тема потерянного поколения» (цитата « Печально я гляжу на наше поколенье…» с перечислением стихотворений по данной теме); 15-«Тема любви» (изображения В.Лопухиной и Е.Сушковой, с перечислением стихотворений посвященных им); 16-«Философские стихотворения» (с перечислением стихотворений данной тематики); 17-текст, сообщающий информацию о тематике стихотворений и содержащий определение лейтмотива творчества Лермонтова; 18-«Дуэль»(с изображением Мартынова и памятника Лермонтову, со словами И.Андроникова, выражающими суть личности поэта). Я применила следующие эффекты анимации: «Развёртывание», «Появление сверху». Использовала анимационные картинки. Методические рекомендации. Демонстрация 1 и 2 слайдов сопровождается музыкой, 3-й слайд – чтением стихотворения Брюсова, комментарием учителя и выходом на определение цели урока (4- й слайд). Слайд № 5 « Детство поэта» сопровождается сообщением ученика о детских годах поэта. Слайд № 6 и 7 – исторический комментарий к эпохе правления Николая I, 8,9-й слайд – чтение стихотворений « Смерть поэта», « Пророк», сравнительный анализ стихотворений. Слайд № 11,12,13,14,15,16 сопровождаются сообщения учеников и чтение стихотворений, информация на слайде № 17 комментируется учителем. Слайд № 18 – сообщение учителя о дуэли и смерти поэта анализ цитаты И.Андронникова. Предполагается музыкальное оформление слайда. Урок- презентация рассчитан на 80 минут ( два спаренных урока) Исходя из всего, что было сказано выше, можно говорить о том, что уроки литературы с использованием ИКТ позволяют учащимся не просто изучать художественные произведения и «проходить» школьную программу, а вдумчиво овладевать словом, что ведет к пониманию и восприятию художественных произведений, а через это к формированию мировоззрения ребенка, воспитанию нравственной личности, без чего, как мне кажется, невозможно существование человека, гармоничного с окружающим его миром. Конечно, привлечение компьютерных технологий – одно из ведущих направлений в педагогической деятельности на современном этапе, которое расширяет возможности для самостоятельной творческой деятельности учащегося, развивает их познавательные, исследовательские способности, способствует усвоению материала и (что немаловажно) развитию мотивации у ученика, однако, как мне кажется, уроки с применением ИКТ – вовсе не панацея. Сочетание традиции и инновации – залог успешности в преподавании предмета. Вне зависимости от того, какая форма работы выбрана мною, деятельность на уроках организована таким образом, чтобы от знания текста, его первичного восприятия перейти к его пониманию, осмыслению авторской позиции. А это видится возможным лишь тогда, когда работа с текстом позволяет развивать исследовательскую компетенцию, творчески осмысливать произведение, авторскую позицию, работать в коллективе, спорить, доказывать свое мнения, выступая перед аудиторией. Кроме того, все это дает возможность использования умений и навыков и на других предметах гуманитарного цикла (шире – на любых предметах), что позволяет сформировать целостное представление о картине мира, развивая мировоззрение учащихся. Список использованных источников 1.Современная технология учебного занятия. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ./Сост. И.В. Анянова, А.А. Сиялов. Издание 2 доработанное. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008. 2.Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова [и др.] - 2-е изд., стереотип. - М: Глобус, 2010. 3.Интернет-портал "Сеть творческих учителей".

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»