Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческих способностей
учащихся на уроках литературы

Шиманская Елена Михайловна
Воспитание творческой личности, способной самостоятельно мыслить, выдвигать оригинальные идеи, принимать смелые, нестандартные решения — одна из самых важных проблем современной школы.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Сегодня учитель должен так управлять учебной деятельностью учащихся, чтобы дать им возможность проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Умение увлечь учеников работой, на мой взгляд, и есть, в конечном счёте, педагогическое мастерство, к которому стремится каждый учитель.
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, неординарно и нетрадиционно, самостоятельно. На уроках литературы я стараюсь учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить к образцам ответственной и мировой художественной литературы и культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать интерес к литературе, научить понимать художественное слово и развивать литературно - художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение овладеть богатством родной речи.
В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.
В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.
Творчество врожденно присуще человеку. Тем не менее оно требует от него работы, раскрытия и развития своих творческих способностей. Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.
Большую часть времени ребенок проводит на уроках в школе, поэтому его эмоциональный резонанс зависит от эмоционального резонанса всего класса и, в первую очередь, самого учителя. Задача учителя - с самого начала урока создать положительный эмоциональный резонанс, собрать внимание учащихся, разогреть воображение, настроить на творческую работу.
Урок можно начать с простых вопросов: «Как у вас дела, дорогие дети? Как настроение? А чем вы вчера вечером занимались?». Поделиться своим (естественно, хорошим!) настроением и обязательно улыбаться. Можно вместе посмотреть в окно, порадоваться хорошей погоде. Небольшие упражнения – тренинги для сплочения учащихся и поднятия эмоционального  фона урока помогут в работе учителя. Лучше всего подойдут такие упражнения, как «Поймать хлопок» (можно использовать и в 5 классе и в 6): «Учитель предлагает учащимся «поймать» его хлопок как воображаемый предмет, скажем, конфету или яблоко. Важно, чтобы все ребята «Поймали» хлопок-конфету дружно как один. Если получится разнобой, это значит, что конфеты рассыпались. Задание можно чуть усложнить. Предложить, например, поймать хлопок, как бутылку воды в жаркий день. Так можно варьировать разные предлагаемые обстоятельства и предметы, мотивируя учащихся. Не бойтесь спонтанно фантазировать, быть неожиданным для ребят, сами активно включайтесь в игру. Эмоция радости – важное условие для создания творческой атмосферы»
Работая над проблемой «Развитие творческой личности учащихся на уроках литературы», я придерживаюсь принципа: творческое мышление формируется только в творческой деятельности. Поэтому, поставив перед собой задачу — на уроках литературы и во внеурочной деятельности способствовать развитию комплекса литературно-творческих способностей старшеклассников, связанных с эмоциональной сферой и психическими особенностями ребенка, я попыталась разработать задания не совсем традиционного характера, которые бы способствовали выполнению поставленной задачи.
На мой взгляд, среди литературно - творческих способностей самыми важными являются следующие: умение детей мыслить художественными образами в процессе восприятия литературного произведения и собственного литературного творчества; способность к образным обобщениям овладению ассоциативным богатством слова и т. п.
Использую систему индивидуальных творческих работ. От класса к классу характер заданий усложняется. Если в 5 -6 классах в качестве индивидуального задания предлагала сочинение сюжетных сценок, загадок, сказок, небольших рассказов из жизненного опыта, то в старших классах я предлагаю такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения, а также исследовательские и проектные работы на основе самого разного материала.
Вот некоторые  задания на формирование творческого воображения, фантазии,  развитию образной речи.
 Примеры:
1. Найдите образные выражения для таких понятий, как любовь, время, молодость, детство, надежда, счастье, красота, пустота  души, оборванная жизнь и т. д.
2. В. Г. Белинский, отмечая свойство искусства отражать явления жизни целостно и всесторонне, даже если в произведении изображена какая-то одна из сторон, черта, грань, писал о героях гоголевского «Ревизора»: «Художественная обрисовка характера в том и состоит, что, если он дан вам поэтом в известный момент своей жизни, вы уже сами сможете рассказать всю его жизнь до в после этого момента». Расскажите подробно «биографии» героев Гоголя: Хлестакова, Городничего, Земляники и др.
3. Сочините «внутренние монологи» для участников финальной сцены гоголевского «Ревизора».
4. В романе Лермонтова «Герой нашего времени» описание чудесного горного утра перед дуэлью дано глазами Печорина. Попробуйте предположить, какие чувства в это время испытывает Грушницкий, и как бы он нарисовал эту картину.
 
5. Подготовьте поэтический монтаж или сценарий литературного вечера или литературной гостиной «при свечах» на одну из предложенных тем: «Его стихов пленительная сладость // Пройдет веков завистливую даль (А. Пушкин), «На любовь свое сердце настрою» (Б. Окуджава), «Итак, она звалась Татьяной...» (А. Пушкин), «Да святится имя твое...» (А. Куприн) и пр.
Все эти задания стимулируют культуру устной и письменной речи учащихся, развивают их воображение, фантазию, эмоционально-образную память, логичность суждений, умение последовательно развивать и связно оформлять свои мысли, владеть различными стилями речи, овладевать элементарными литературными навыками.
Таким образом, творческое мышление формируется только в творческой деятельности, а искусство слова и мастерство педагога открывают личность и создаются.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»