Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обрядовая поэзия

Назарова Людмила Абулаисовна
Предмет: литература
Класс: 5
Межпредметные связи: история, литература, музыка.
Тип урока: комбинированный
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные:  формирование представлений о роли календарного обряда и праздника в жизни человека; развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору; умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы; осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания; находить необходимую информацию.
Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; определять тему урока с помощью учителя и самостоятельно; удерживать внимание на данном виде деятельности; осуществлять самооценку выполненного действия.
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении; формулировать собственное мнение; воспринимать музыкальное произведение и мнение одноклассников; сохранять дружеские отношения с окружающими.
Личностные: формирование уважительного отношение к национальным традициям русского народа, музыкальному фольклору; осознание своей этнической принадлежности; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. 
В класс дети входят под музыку (фонограмма народной плясовой)
Актуализация знаний. Простановка цели и задач урока.
 2 мин. Учитель: Ребята, какая музыка встретила вас?
Звучит песня «Ах ты, Порушка – паранья».
( Народная, русская)
Учитель: Какие картины можно под эту мелодию нарисовать?
( Картину праздника, гуляния, танцы).
Учитель: А как вы думаете, когда наши предки пели? (Когда работали: пахали, сеяли, жали). 
Учитель: Любое событие своей жизни народ сопровождал обрядами (первую пахоту, сбор урожая, посиделки, встречу весны, свадьбу, крестины и т. д.) 
Ребята, что такое обряд? (Обряд – это особое действие, которое наши предки совершали  в определенное время года. Есть такое понятие «Обрядовая поэзия».  Как вы думаете, какие жанры обрядовой поэзии мы можем назвать? (Песни, частушки, потешки и другие).
Обрядовая поэзия делится на календарную и семейную? Можете предположить, что значит календарная? (Поэзия, связанная с сельскохозяйственными работами, распределенная по временам года).
Учитель: Назовите самый красивый праздник зимы. Рождество. Кто-нибудь знает, что это за праздник?
(Давным-давно в старинном городе Назарете (Слайд ) жила девушка Мария. Она была обручена с плотником Иосифом. Однажды явился Марии ангел и возвестил её о том, что она должна будет родить сына Божьего и назвать его Иисус, потому что он спасёт людей от грехов).
Рождество – это семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в Рождественскую ночь зажигают свечи на ёлках.  А до Рождества по дворам ходят ряженые. Наряжались животными (козой, конем, медведем), стариками и старухами. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки.
Композиция колядок
1. Поздравления с праздником.
2. Пожелания добра и здоровья хозяевам.
3. Требование подарков.
1 мин. Давайте споем песню колядку и мы. (детям заранее дали тексты).
Уж как шла коляда
Из нова города,
Мы искали коляду
У Ивана во дворе.
На Иванов двор
На пяти столбах,
На пяти столбах,
На семи верстах.

Уж ты, батюшка Иван,
ШелковАя борода,
ШелковАя борода,
Позлащёна голова.
Ты не режь, не ломай,
Подавай весь каравай.
 
1 мин.
Приходила коляда накануне Рождества,
Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!
Овсень, овсень, ходи по всем!
Открывай двери, подымай с постели,
Открывай окно, запускай Рождество!
Открывайте сундуки, доставайте пятаки.
Кто не даст пятака. Мы корову за рога!
Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!
(Названия колядок:
В центральных областях – «овсень»,                                    
на юге страны -   «колядки»,
на севере – «виноградье»).
 Влияние обрядов на русскую культуру.
 5 мин. Календарно-обрядовая поэзия оказала благотворное влияние на творчество многих русских поэтов и писателей, композиторов.
Интерес к народу, его поэзии, обычаям подтолкнул Н.В. Гоголя к созданию сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».   В повести «Ночь перед Рождеством» он изображает обряд колядования в украинском селе. Если не читали, прочитайте – интересно, но порой и страшно.
 (Слайд ) – Ребята, чей портрет вы видите? (это П.И. Чайковский)
П.И. Чайковский – великий русский композитор, любил все времена года, он даже написал сборник фортепианных пьес под названием “Времена года”. В Петербурге, где долгое время жил П.И. Чайковский издавался журнал, под названием “Нувелист”, от слова “новелла”, что значит – небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П.И. Чайковским.
Декабрь – последняя пьеса в альбоме “Времена года”. Она называется “Святки”. Святки – это старинный праздник, который отмечается после Рождества. Святки – от слова “святой”. На Святки славили будущий урожай, поздравляли друг друга, всем желали здоровья, счастья. Святки –  весёлый крестьянский праздник. Праздновали святки и стар и млад, но тон задавала молодёжь! Песни и пляски, гадания и игры – скучать было некогда!
Музыка “Декабря”, пожалуй, не рассказывает нам именно о святках. Композитор хотел в звуках музыки выразить свои чувства в связи с приходом зимы.
– Послушайте пьесу “Декабрь” и скажите, как музыка рисует картины природы?
– Может ли настроение соответствовать времени года?
Святки начинались  6 января по 18 января . Они  прочно связаны со всевозможными гаданиями. Тематика гаданий была широкой: от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота, но основная часть гаданий была посвящена вопросам замужества.
Русским традициям друг Пушкина, учитель,  Василий Андреевич Жуковский посвятил балладу «Светлана».
(Ученица читает отрывок).
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;   (Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги башмак и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.)
Снег пололи; (В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом) .
 под окном
 Слушали;  (Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.
Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» — смерть в наступающем году).
 кормили
Счетным курицу зерном; (Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года).
  Ярый воск топили; (Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть).
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
 Песенки подблюдны.
(Песенки подблюдны
Во время святочных вечеров одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»), накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны»). После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.
Поют дети. 2 мин. Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»
Идет кузнец из кузницы.
«Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Золот перстень,
Из обрезочков мне
Булавочек.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися».
Уж кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется).
Вывод: Ребята, посмотрите, в таком небольшом отрывке сколько информации закодировано, скрыто, сколько мистического и мифологического, а мы немного раскодировали информацию и прикоснулись к прошлому.
Знакомство с праздником «Масленица».
Зима заканчивается, её нужно проводить. И праздновали веселый праздник Масленицу.
- Как вы думаете, почему он так называется? Почему этот праздник был самым веселым? Кто знает?
3 мин. Масленица – это многодневный праздник хозяйственного изобилия и проводов зимы.  Им отмечался переход к весне и весенним земледельческим работам.
Праздник состоял из обрядовых действ, которые должны помочь солнцу продвинуться по кругу и ускорить конец зимы. В праздничную неделю старались как можно больше съесть и выпить. Главная роль на праздничном столе отводилась блинам, изображающим солнечный диск. Кто в славянской мифологии бог Солнца? Ярило.
Текст песни «Детские - Ой, блины».  Поют дети.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
 
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
 
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
 
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
 
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
 
Масленица сопровождалась играми. Это и перетягивание каната, бой подушками, кулаками, взятие снежного городка и, конечно, горелки. Давайте поиграем в игру.
 3 мин. Игра на «Масленицу» - масленичные горелки.
В начале игры дети образуют «ручеёк» — становятся по парам в колонну, берутся за ручки и поднимают их. Пара, стоящая в самом конце, бежит вперёд в «коридорчике» под сцепленными ручками. Когда таким образом пробегут все пары, дети хором поют песню «Гори, гори ясно!»:
 
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
– Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
После этого пара, стоящая впереди, разбегается в стороны, а водящий (в первый раз пусть это будет взрослый) старается поймать кого-то из этих ребят. Если дети успели добежать до конца колонны и снова взяться за руки, то разбегаться уже будет следующая пара. Если пойман кто-то из участников, то уже он становится водящим (прежний занимает его место).
 3 мин. «Скоморошки»
Ребята надевают шапочки скоморохов с бубенцами и выполняют различные задания: танцуют, показывают, как ходит мишка, гусь, петушок, зайчик, лисичка, бодается козлик, солнышко катится по небу и пр.
Масленичное гуляние продолжалось семь дней. Затем наступало «прощёное» воскресенье и день проводов Масленицы. Большое чучело Масленицы наряжали в сарафан и платок и с песнями носили по деревне, а затем обычно сжигали или закапывали.
 
Трудно представить праздник без частушек, давайте их послушаем. (поют дети)
2 мин.  Масленичные  частушки.
Был у тещи я в гостях,
Теща угощала.
Сорок два блина я съел,
Тёща осерчала.
 
Я на Маслену готова
Скушать пятьдесят блинов,
Закушу я сдобою,
Похудеть попробую.
 
Дядька,  дайте мне коня,
Вороные ножки,
Буду девок я катать,
Ой – да, по дорожке.
 
Сидит кошка на окошке,
Намывает себе хвост,
Прошла Маслена неделя,
Настает Великий пост.
 
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула,
Пойду юбку зашивать,
Буду есть блины опять.
 
Вместе:
ШирокАя масленица,
На горах катаемся,
По двору катаемся,
Блинами объедаемся.
 
4 мин. У Чайковского тоже есть произведение, посвященное  и «Февралю». Последний месяц зимы – долгожданная масленица и пир горой, перед началом поста нужно как следует повеселиться, чтобы вспоминать потом до праздника светлой Пасхи.
 
Звучит этюд Чайковского «Февраль»?
Учитель: Какой получился февраль у композитора? Можете рассказать? Какое настроение передает автор?
(У Чайковского «февраль» получился озорным и веселым, полным потех и народных забав, увенчанных звонким смехом детворы. Звучат русские народные инструменты, молодежь гуляет по улицам и поет песни, один музыкальный сюжет сменяется другим, легкоузнаваемым и связанным с названием темы.
Ритмичная мелодия постоянно перебивается громкими аккордами и низкими нотами – это шумит и заливается смехом толпа, провожая зиму и празднуя скорый приход весны).
 
 
 6  мин. И в заключение хочется еще вспомнить русский хоровод, древнее обрядовое действа. Это и игра, и песня, и танец одновременно. Это, как балалайка, тройка лошадей, матрешка, исконно русские забавы. Хороводы были плясовые, игровые, круговые.
Звучит песня «Кострома»
- Здорово, Кострома!
- Здоровенько!
- Что вы делаете?
- А прядиво*, милая, мнём
- Ну мните, мните...

Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома...
А у Костромушки кисель с молоком, молоком
А у Костромушки блины с творогом

- Здорово, Кострома!
- Здоровенько!
- Что делаете?
- А прядем, милая
- Ну прядите на здоровье

- Здорово, Кострома!
- Здоровенько!
- Что вы делаете?
- А, милая, мы от красна** ткём
- Ну помогай Вам Бог

Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома...
А у Костромушки кисель с молоком, молоком
А у Костромушки блины с творогом

- Здорово, Кострома!
- Здоровенько!
- Что вы делаете?
- А мы выткали, обедаем
- Ну Бог Вам на помощь

- Здорово, Кострома!
- Здоровенько!
- Что вы делаете?
- А, милая, заболела
- Заболела - полечитеся

Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома...
А у Костромушки кисель с молоком, молоком
А у Костромушки блины с творогом

Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома...
А у Костромушки кисель с молоком, молоком
А у Костромушки блины с творогом

*прядиво - пряжа
**от красна - особый метод ткачества
  1. Дети идут по кругу.
  2. Поворачиваются лицом в круг и и, поднимая руки, идут в центр – 2 раза.
  3. Идут по кругу.
  4. Образуют два круга.
  5. Собираются в общий хоровод.
  6. Делятся снова на два круга, потом образуют две стенки.
  7. Одна кланяется другой.
  8. Общий хоровод.
Ребятам можно предложить подпевать куплет.
    
Вывод. Какая была тема урока? (обрядовая поэзия). А почему
Обобщение. Итог урока.
– С какими русскими народными праздниками мы познакомились? (Святки, Рождество, Масленица).
А  сейчас проверим, как вы усвоили урок. На доске вывешены символы, каким праздникам они соответствуют. (Дети сами распределяют символы в соответствии с праздниками).
Учитель: Наш урок подходит концу, и давайте вспомним, что мы узнали для себя новое на уроке?
Дети: Мы сегодня говорили об обрядах русского народа, как люди с давних времен устраивали праздники, познакомились с песней колядка, водили хоровод.
А у кого будет желание, нарисуйте любой понравившийся праздник в тетрадь для творческих работ.
 
Домашняя работа: А у кого будет желание, нарисуйте любой понравившийся праздник в тетрадь для творческих работ.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»