Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблема воспитания духовно-нравственной личности

(на примере комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)
Войт Наталья Геннадьевна
Цель:
Организовать деятельность учащихся по анализу комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль, развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, совершенствовать навыки работы учащихся с текстом.
Задачи:
  1.  Формировать средствами урока нравственно – эстетические представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям.
  2. Создать условия для развития положительной мотивации к учению.
  3. Формировать умение искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться и интерпретировать художественный текст.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Время: 90 минут.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, веб-камера, текст комедии «Недоросль», раздаточный материал, метафорические карты, демонстрационный материал.
Наглядно-демонстрационные материалы: презентация.
Используемые технологии: технология коллективного способа обучения, технология сотрудничества, технология проблемного обучения. здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать содержание комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Понимание ключевых проблем, отраженных в комедии. Понимание связи комедии с эпохой её написания, выявление заложенных в ней нравственных ценностей и их современного звучания.
Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Умение анализировать литературное произведение: проблемы, герои комедии.
Владение литературоведческими терминами.
Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представлений учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: психология, история, русский язык, театр, химия.
Этапы урока
 
I.Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.
Учитель-психолог: Сегодня наш урок литературы мы начнем нетрадиционно. Прежде чем приступить к обсуждению литературного произведения мы с вами проведем химический  опыт.
(В руках емкость ,наполненная прозрачной жидкостью)
- Как вы думаете ,что здесь? Как это можно использовать? (ответы)
-Что произойдет, если я высыплю содержимое из другой емкости в жидкость? (ответы)
-Как вы думаете, назначение этой жидкости изменится? Можно ли ее будет использовать так, как вы предполагали ранее? (ответы)
Если нас сравнить с сосудами, которые, рождаясь , наполнены неким содержимым, то как вы считаете, остаемся ли мы на всю жизнь таковыми, как родились? Что меняет наше содержание? Как это влияет на нашу жизнь?
Ответив на эти вопросы ,вы раскроете тему нашего урока. Но чтобы вам было легче это сделать, я предлагаю вам посмотреть короткий видеофрагмент.
2. Просмотр фрагмента из кинофильма «Вам и не снилось». Беседа.
-Какую ключевую фразу вы можете выделить? О чем этот диалог?
Итак, тема нашего урока затрагивает вопрос детско-родительских отношений. А именно: какое значение для будущего человека имеет воспитание, транслируемое его родителями.
Белинский сказал: «Воспитание - великое дело, им решается участь человека»
В связи с этим возникают вопросы:
- Можем ли мы прожить свою жизнь дважды? Один раз начерно, другой раз набело, исправив ошибки? (ответы)
-А хотелось бы вам не допускать ошибок вообще или сократить их количество? (ответы)
-Как это возможно сделать? (ответы)
Одна из возможностей -это прожить жизнь литературного героя, сделать выводы и те ошибки, которые допустил он, не повторять в своей жизни. И наоборот ,перенимать позитивный опыт.  И поэтому мы перейдем к обсуждению литературного произведения «Недоросль».
3. Определение темы урока. Целеполагание.
Учитель литературы: «Жизнь прожить не поле перейти»- гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. Мудрые советы классиков помогают нам решать многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. Изучая комедию «Недоросль», мы, надеюсь, прислушаемся к голосу писателя. Обратимся к цитатам известных людей (Слайд №1).
-Каждая из этих цитат хороша, и сложно не согласиться хотя бы с одной из них. Какая цитата показалась вам наиболее интересной и почему? -Какие понятия мы сегодня будем затрагивать в ходе урока? (душа, человек, воспитание). - Как эти понятия можно связать с проблематикой комедии? -Попробуйте сформулировать тему урока.  (Слайд №2).
-На какие вопросы для себя вы бы хотели ответить, исходя из темы урока?
4. Анализ текста.
- Запишите в тетради слова-ассоциации к слову «воспитание». Объясните, как вы понимаете  значение этого слова. Посмотрим, как это слово толкуется в различных словарях. Слайд № 3. Что общего во всех толкованиях?
- В комедии Фонвизин показал нам процесс воспитания дворянина . Кого и как воспитывают в комедии? –Как название комедии связано с образом Митрофана?  –Кого в 18 веке называли недорослем? Слайды №4- 5
-Какое значение заложено в названии комедии: прямое или переносное? Почему?
5. Работа в группах. Характеристика семьи Простаковых. (5 мн.)
-Где начинается процесс воспитания человека? ( в семье)Давайте посмотрим, в какой семе воспитывался Митрофанушка. Вам предстоит работа в группах, но прежде необходимо вспомнить правила такой  работы . Слайд №6
- Опираясь на карточку-помощницу №1, вам необходимо дать характеристику героям: 1 – Простаковой, 2- Скотинину, 3 – Простакову, 4 – Митрофанушке.
Выступления групп и подведение итогов.
-Что объединяет всех членов семьи Простаковых? (невежи и невежды)
-Объясните значение этих слов.  -Мог ли в такой семье Митрофан вырасти другим?
6. Анализ системы жизненных ценностей героев.
-В комедии Правдин называет г. Простакову «презлой фурией». Но как эта героиня относится к сыну? Любит ли она его? Однако, какая эта любовь: требовательная, слепая, безрассудная или созидательная?
-Как любая мать, Простакова желает сыну счастья. В чем он видит счастье для Митрофана? Каков ее идеал? Как он относится к его образованию? Почему хочет женить на Софье?
Вывод: Простакова воспитывает сына по своему подобию, она прививает ему свою систему жизненных ценностей.
 
Учитель-психолог:  - Что такое «жизненные ценности», на ваш взгляд?
Работа со слайдами № 11-12.
Учитель литературы: - С точки зрения комедии классицизма, мы условно разделим наших героев на «положительных» и «отрицательных». Также учтем возраст героев, чтобы проанализировать и сопоставить их систему жизненных ценностей. Наша задача – определить, что больше всего влияет на формирование этой системы.
Работа в группах: опираясь на карточку- помощницу №2, определить жизненные ценности героев. 1 - «положительные» взрослые: Правдин, Стародум, Милон; 2 – «отрицательные» взрослые : Простакова, Простаков, Скотинин; 3 – «положительные» юные –Софья; 4 – « отрицательные» юные –Митрофан.
Выступления групп и вывод: на формирование системы ценностей влияет семья, система воспитания, окружающие и сам человек.
7. Формирование представления о понятии «жизненные перспективы».
- Какие «уроки» усвоил Митрофан? О каком будущем  мечтает он сам? Какой видит его жизненную перспективу Простакова? Как вы считаете, сможет ли Митрофан реализовать эти планы? А Софья каким видит свое будущее?
Работа в группах №3. Попробуйте описать на листах формата А3  будущее Митрофана и Софьи с помощью : 1 гр.- глаголов, 2 гр.- существительных, 3 гр. – прилагательных, 4гр. – метафорических карт.
После выполнения работы листы крепятся на доску, картинки с помощью камеры выводятся на экран для подведения итогов.
Вывод: совпадает ли у героев реальное с желаемым? Почему у Софьи совпадает, а у Митрофана нет?
Ответом  может служить фраза Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»Конечно, в семье, где с ранних лет воспитывалось и поощрялось грубость, жадность, хамство, лицемерие и невежество, не могло быть другого результата.
- Чему мы смогли сегодня научиться на примере героев комедии? К пониманию каких истин смогли приблизиться?
Учитель-психолог:
Мы поговорили о литературных героях.  Сейчас я предлагаю взглянуть на себя. Вы ранее написали на уроке русского языка сочинения на тему «Каким я вижу своё будущее». Вспомните ,пожалуйста, мысли из него. И ,глядя на лист, который лежит перед вами с изображением 2 дверей, подумайте, которая из них похожа на ту, которая перед вами в реальности открыта, дверь, которая открывает перед вами ясное, спланированное, будущее. Назовем ее «РЕАЛЬНОЕ». Попробуйте коротко обозначить куда она ведет.  И вторая дверь, назовем ее «ИДЕАЛЬНОЕ», куда ведет она?
-Поднимите пожалуйста руки те, у кого двери «РЕАЛЬНОЕ» и «ИДЕАЛЬНОЕ» ведут в одно место?
-Есть  те, кто остановились на двери «РЕАЛЬНОЕ»?
-Кто предпочитает дверь «ИДЕАЛЬНОЕ»?
Как вы думаете, почему подчас наше идеальное отличается от нашего реального?
(ответы)
III Итог. Учитель-психолог.
Сейчас вы показали, что способны к самооцениванию, рефлексии. Вы можете посмотреть на себя со стороны.  И что же делать, чтобы достигать идеального исхода? Недавно на уроке ППО мы с вами говорили о воспитании и самовоспитании, вспомните , пожалуйста, что необходимо человеку сделать в начале пути самовоспитания? (поставить цель, план действий)
В заключение урока мы предлагаем вам написать на листе с дверьми к обозначенной реальной цели  короткий план.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»