Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тема духовных исканий личности
в повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий»

Челышева Ирина Юрьевна
В историю русской литературы Л.Н.Толстой вошёл, как великий романист, однако  на рубеже 19-20веков писатель работал в малых жанровых формах. В частности, в этот период была написана повесть «Отец Сергий», в которой встают вечные проблемы любви и веры, волновавшие писателя и раньше.
Все любимые герои Толстого проходят через поиски смысла жизни и у каждого из них свой путь к Богу. Известно, что сам писатель, создавший своё религиозное учение, был отлучён от Церкви 1910году. (В частности он не признавал святого причастия и таинств исповеди.) Отлучение по сей день остаётся в силе, так как в своих выпадах против Русской Православной Церкви Толстой не раскаялся.
         Сложный и запутанный процесс мучительных заблуждений и ошибок автора нашёл художественное отражение в повести «Отец Сергий» (1890-1898).
Главный герой повести «Отец Сергий» проживает в монастыре и в итоге своих поисков приходит к парадоксальной мысли, что служение Богу и близким возможно и вне стен монастыря.
В начале повести  отец Сергий – в миру Степан Касатский - блистательный светский человек, богато одарённый от природы красотой, силой, умом и другими положительными качествами, но писатель подчеркивает, что определяющей чертой личности героя является гордыня: «Кроме общего призвания жизни, которое состояло в служении царю и отечеству, у него всегда была поставлена какая-нибудь цель, и как бы ничтожна она ни была, он отдавался ей весь и жил только для неё до тех пор, пока не достигал её…Он привык быть первым…». Кроме того, как и  другие герои Толстого,  Касатский создаёт себе кумиров, по сути, он обожествляет императора Николая Павловича:  «Касаткин испытывал восторг влюблённого, такой же, какой он испытывал после, когда встречал предмет любви. Только влюблённый восторг к Николаю Павловичу был сильнее: хотелось показать ему свою беспредельную преданность, пожертвовать чем-нибудь, всем собой ему»,- и свою возлюбленную графиню Короткову: «Он был особенно влюблён в тот день и не испытывал ни малейшей чувственности к невесте, напротив, с умилением смотрел на неё, как на нечто недосягаемое.»
Однако вскоре наступает жестокое разочарование, во многом, под влиянием которого герой оставляет мирскую жизнь. Уходя в монастырь, он руководствуется ложными стремлениями: не столько любовь к Богу, сколько исключительно тщеславие и  отчаяние овладевают его душой: «Поступая в монахи, он показывал, что презирает всё то, что казалось столь важным другим и ему самому в то время, как он служил, и становился на новую такую высоту, с которой он мог сверху вниз смотреть на тех людей. Которым он прежде завидовал.», - правда автор замечает, что вера тоже была: «Разочарование в Мери (невесте),…привело его к отчаянию, а отчаяние куда? – к Богу, к вере детской, которая никогда не нарушалась в нём».
Главный стимул первых лет монастырской жизни определяется всё тем же тщеславием – герой старается быть первым и безупречным во всем: « …монахом он старался быть совершенным: трудящимся всегда,  воздержанным, смиренным, кротким, чистым, не только на деле, но и в мыслях, и послушным».  Он борется с различными искушениями – испытывает антипатию к игумену, тяготится, присутствием на церковных службах бесцеремонных светских дам, томится от однообразия и скуки. Спустя 7лет ему начинает казаться, что он достиг всех высот и стремиться ему не к чему: «Вообще на седьмой год своей жизни в монастыре Сергию стало скучно. Всё то, чему надо было учиться, всё то, чего надо было достигнуть,- он достиг, и больше делать было нечего…Все внимание, все интересы его были сосредоточены на своей внутренней жизни». Тогда по совету духовного наставника, отец Сергий становится затворником: «Ещё не потухла в тебе гордость светская. Думал я о тебе, чадо Сергий, и молился, и вот что о тебе Бог внушил мне: живи по-прежнему и покорись….тебе нужно уединение, что бы смирить гордыню. Да благословит тебя Бог».
 Однако и затворническая жизнь сопровождается постоянной борьбой с собственными пороками и слабостями. Очередным серьёзнейшим искушением для героя становится встреча с молодой и красивой госпожой Маковкиной, пытающейся соблазнить сурового затворника. Маковкина с её милым смехом и «сильным ароматом тонких духов» воспринимается отцом Сергием, как воплощение дьявола. Чтобы побороть похотливое влечение, старец отрубает себе палец. Герой сумел победить не только себя, но и разуверившуюся во всём, порочную женщину он убедил в том, что порок отступает перед силой духа. Под впечатлением от поступка о. Сергия, Маковкина уходит в монастырь. «Через год она была пострижена малым постригом и жила строгой жизнью в монастыре под руководительством затворника Арсения, который изредка писал ей письма».
Следующим испытанием для героя становится слава и любовь людская. «Посетителей стало приходить всё больше и больше, и около его кельи поселились монахи, построилась церковь и гостиница. Слава про отца Сергия, как всегда, преувеличивая его подвиги, шла всё дальше и дальше». У старца открылся дар исцеления, и непрерывный людской поток потянулся к нему в ожидании чуда. «Первое исцеление было на восьмой год его жизни в затворе. Это было исцеление четырнадцатилетнего мальчика, которого привела мать к отцу Сергию с требованием, чтобы он наложил на него руки….через месяц мальчик выздоровел, и по округе прошла слава о святой целебной силе старца Сергия. С тех пор не проходило недели, чтобы к отцу Сергию не приходили, не приезжали больные. И, не отказав одним, он не мог отказывать и другим, и накладывал руку и молился, и исцелялись многие, и слава отца Сергия распространялась дальше и дальше».             Поклонение людей обострило в старце сознание собственной исключительности и окончательно вытеснило из его сердца любовь. « И он спросил себя: любит ли он кого, любит ли Софью Ивановну, отца Серапиона, испытал ли он чувство любви ко всем этим лицам, бывшим у него нынче, к этому учёному юноше, с которым он так поучительно беседовал, заботясь только о том, что бы показать ему свой ум и неотсталость от образования. Ему приятна, нужна любовь от них, но к ним любви он не чувствовал. Не было у него теперь любви, не было и смирения, не было и чистоты». Духовное помрачение героя очевидно: утратив любовь и смирение, он внушает себе, что любовь к людям и служение Богу – несовместимы: « Насколько то, что я делаю, для Бога и насколько для людей?...Он чувствовал в глубине души, что дьявол подменил всю его деятельность для Бога деятельностью для людей…Он тяготился посетителями, уставал от них, но в глубине души он радовался им, радовался тем восхвалениям, которыми окружали его». Такой самообман одинокой и себялюбивой души, оторвавшейся от всего мира, ведёт к дальнейшему распаду человеческой личности. Автор замечает, что «…самое обыкновенное состояние его было: усталость и умиление перед собой за эту усталость».
Очередная встреча с женщиной  приводит героя к полному падению. Отец Сергий не смог противостоять своей похоти и соблазнился купеческой дочерью Марией, воплотившей его чувственные инстинкты. Это подтолкнуло старца к уходу из монастыря. Он разуверился в Боге и понял  никчемность своей монашеской  жизни. Герой уходит в мир, но уже готов и его покинуть, наложив на себя руки. Мешает старцу совершить ещё один страшный грех воспоминание о Пашеньке –  женщине, встретившейся ему когда-то на жизненном пути.
Её образ явился отцу Сергию во сне, а, проснувшись, он  вспомнил себя ребёнком в доме матери, в деревне и перед его взором встала  «худенькая девочка Пашенька, с большими, кроткими глазами и жалким робким лицом». Старец представил «её кривую, добрую, покорную улыбку». Он и позднее встречал её, последний раз в монастыре: «такая же  - не сказать глупая, но безвкусная, ничтожная и жалкая». В раздумьях о Пашеньке отец Сергий  незаметно уснул и приснился ему ангел, произнёсший: «Иди к Пашеньке и узнай у неё, что тебе надо делать, и в чём твой грех, и в чём твоё спасение». Старец проснулся и, не долго думая, направился за 300вёрст в уездный город к Пашеньке.
Жизнь Пашеньки не сложилась. Муж бил её, промотал состояние и умер, оставив жену с двумя детьми. Она похоронила сына в детском возрасте и жила с дочерью, которая неудачно вышла замуж за неудачника и неврастеника, к тому же пьющего, чиновника Маврикьева.  Пашенька кормила всю большую семью (5 внуков), зарабатывая  уроками музыки. В её образ великий писатель вложил лучшую, чистую и добрую часть своей души. Мы понимаем, что Пашенька любимая героиня Толстого даже по одной фразе: «И она смотрела на него прекрасными, страдающими при воспоминании глазами …». Лев Николаевич всегда уделял много внимания глазам своих героев для характеристики их внутреннего мира. Глаза говорят у него красноречивей слов.
         Эта женщина полная противоположность отцу Сергию, как внешне, так и внутренне. Он – красивый и сильный, а она – дурная и слабая; он – честолюбивый и гордый, она – покорная, забитая и униженная; он большую часть жизни посвятил Богу, она жила и живёт для своей семьи;  он – гневлив, она же « не могла физически почти переносить недобрые отношения между людьми», она «просто страдала от вида злобы, как от дурного запаха, резкого шума, ударов по телу». Сама Пашенька называет свою жизнь «гадкой» и «скверной» и во всех жизненных неудачах винит только себя. Она идеал Толстого, и он делает её идеалом для своего героя.
И вот к этой простой бедной слабой женщине пришёл за советом  знаменитый на всю страну старец, чтобы она научила его праведной жизни, и обратился к ней с такими словами: «Пашенька! Пожалуйста, слова, которые я скажу тебе сейчас, прими как исповедь, как слова, которые я в смертный час говорю перед Богом. Пашенька! я не святой человек, даже не простой, рядовой человек: я грешник, грязный, гадкий, заблудший, гордый грешник, хуже, не знаю, всех ли, но хуже самых худых людей».
Пашенька не осуждает отца Сергия, и полностью веря его словам, так как по своему характеру всегда доверяет людям, принимает его таким, каков он есть. Но мы замечаем, что после слов исповеди Пашенька, так же, как и автор, больше ни одного раза не называет Касатского отцом Сергием. Как будто бы дальше рассказ в повести ведётся уже о другом человеке, и мы понимаем, что после встречи с живой чистой душой Пашеньки начинается перерождение героя. Перед ним появляется свет истины: «Так вот что значил мой сон. Пашенька именно то, что я должен был быть и чем я не был. Я жил для людей под предлогом Бога, она живёт для Бога, воображая, что она живёт для людей, Да, одно доброе дело, чашка воды, поданная без мысли о награде, дороже облагодельствованных мною людей. Но ведь была доля искреннего желания служить Богу?»
Герой понимает, что истинная вера заключается в бескорыстной любви к людям. Чем больше такой любви, тем ближе человек к богу. Осознав и прочувствовав эту истину, герой становится странником и ходит по Руси великой в поисках Бога не отец Сергий и не Степан Касатский, а, без имени и звания, раб божий.
Толстой считал возможным спасение человека, только в опоре на свои силы, вне лона Церкви. Есть у тебя внутренние силы и желания, значит, ты всё преодолеешь. Эти метания души и неприятие божественного промысла в жизни человека раскрываются в монологах героя с самим собой и отображают поиски истины самого Толстого, который до самой смерти не мог найти душевного успокоения. Возможно, поэтому повесть осталась незаконченной, а может, Лев Николаевич запутался в противоречиях между жестокостями обычной жизни и собственными понятиями о добре и зле, а признаться самому себе в ошибочности своего учения на смертном одре уже не смог. Конечно, отказ героя повести от монашеского креста великий грех, но может быть, всей своей оставшейся жизнью Касатский искупит его. Мудрый писатель даёт ему шанс.
         В заключение необходимо подчеркнуть, что в своей повести Толстой изображает не истинного православного старца, а драму человека, охваченного гордыней, эгоизмом и слабоверием. Нельзя не согласиться с философом отцом Сергием Булгаковым: « Совершенно ясно, что в образе отца Сергия нет ничего общего с теми образами старцев, с которыми сроднилась русская душа. Здесь не Оптина Пустынь, но Ясная Поляна, и через мантию монаха здесь слишком просвечивает известная всем блуза.«» И нетрудно понять, как много автобиографического вложено в эту повесть».
Конечно, мы тоже прекрасно понимаем, что герой повести говорит словами автора, что, по сути – отец Сергий – это сам Лев Николаевич, его мыслями и чувствами мучается старец, это его внутренняя работа души предстаёт перед нами. Тем вдумчивее и неторопливее необходимо читать эту повесть. Автор  заставляет нас о многом размышлять и мысленно спорить с ним, но на то Толстой и гений, что и столетие спустя, мы задаёмся теми же вечными вопросами, что и его любимые герои, и понимаем, что невозможно безнаказанно для своей души возвышаться над людьми, воображая себя равным Богу. Ведь перед всевышним все мы предстанем равными: будь ты старцем, великим писателем,  Пашенькой или заблудшим отцом Сергием.  И чем раньше мы осознаем это, тем более наполненной любовью к огромному миру, простирающемуся перед нами и людям, живущим в нём, со всеми их  заблуждениями и недостатками, будет наша жизнь.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»