Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок литературы в 10 классе (2 часа)

Прием антитезы в рассказах  В.П. Астафьева
как способ формирования лексического
и синтаксического строя языка и как способ
раскрытия проблемы произведения

(на примере затеси «Манская грива»)
Бондарец Ольга Николаевна
Тип урока: урок-исследование
Цель:
  1. Образовательная:
 – организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению приемов лингвистического анализа художественного текста (затеси В.П.Астафьева «Манская грива);
– в ходе исследовательской деятельности на уроке десятиклассники расширят свои знания о творчестве В.П.Астафьева; научатся осуществлять лингвистический анализ текста, определять роль антитезы в рассказе; формулировать и анализировать проблемы произведения; подготовятся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.
  1. Развивающая: создать условия для развития у учащихся навыков исследовательской деятельности,  умения работать с электронными документами; способности к самостоятельному исследованию изучаемой темы.
  2. Воспитывающая: способствовать процессу духовного развития, формирования нравственных ценностей; воспитанию гуманного, бережного отношения к природе. 
Оформление урока
Ноутбуки у каждого учащегося с выходом в Интернет
Виртуальный музей им. В.П.Астафьева на сайте: www.музей-27.рф Электронные тексты затеси «Манская грива»
Презентация мест: Маны, Енисея, Манской гривы, села Овсянка (созданная на основе материала электронного наглядного пособия «Жизнь и творчество В.П.Астафьева»
Краски, кисти для рисования. 
Формы и методы ведения урока
 - Самостоятельная работа в сети Интернет и на сайте литературного музея.
 - Работа в группах.
 - Исследовательская работа.
 - Составление схем, кластеров.
 - Беседа. 
Предварительная работа. 
Индивидуальное задание: 1 учащийся готовит презентацию родных мест В.П.Астафьева: села Овсянка, Енисея, Дивных гор, Манской гривы, реки Маны. Ученики самостоятельно читают затеси В.П.Астафьева, повторяют художественно-изобразительные лексические и синтаксические средства языка, их роль в раскрытии авторской позиции. 
ХОД УРОКА
I.        Организационный этап. (2 минуты)
1. Приветствие.
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности учащихся к уроку.
4. Организация внимания. 
II Этап создания проблемной ситуации. (10 минут)
1 метод постановки учебной проблемы - ситуация яркого пятна (демонстрация красоты сибирской природы)
  1. Сообщение ученика, представление презентации.
Изучая творчество В.П.Астафьева, мы знаем, что больше всего на свете писатель любил свою родину. Где бы он ни жил, он всегда возвращался в свое родное село, где он родился, провел свое детство, получил первые уроки доброты, научился любить и понимать природу. Давайте вспомним его слова: «…я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, Караульный бык, нависший над рекою супротив родного села, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами, весенние утра с хрустким ледком на вчера лишь сделанных снеговых ручейках, первое земляное лакомство – луковки саранок и кандыка на проталинах, подснежники, редкими самородками засветившиеся наприпеках…». Рано потеряв маму,  мальчик тянулся ко второй неизменной матери-земле. И жизнь предоставляла ему постоянную возможность быть на природе и с природой.
Когда мы были в экспедиции в Овсянке, нас покорила величественная сибирская природа. Путь наш пролегал по лесу, и все открывалось нам впервые: и могучие лиственницы, задевавшие облака, над горами плывущие, и дивные горы, и опушка леса, горевшая жарками, и поле, ровно уходящее к горизонту. Каждая травинка радовала нас, каждое дерево с дырочками, жуками, птицами, гнездами, дуплами были для нас целым миром.
          А когда мы увидели слияние Маны и Енисея, сердце наше, как писал Виктор Петрович,  «билось в груди гулко и часто», завороженное красотой и силой неукротимых рек, и на ум невольно пришли слова из рассказа «Монах в новых штанах»: «Впервые я увидел слияние двух больших рек – Маны и Енисея. Они долго-долго спешили навстречу друг дружке, а встретившись, текут по отдельности, делают вид, что не интересуются одна другой… Мана вскипает, на скалу выплёскивается, ревёт, но поздно – бык отвесен и высок, Енисей напорист – у него не забалуешься»
          - Посмотрите, пожалуйста,на те места, о которых с такой любовью говорит нам В.П.Астафьев (Презентация).
 
2 метод постановки учебной проблемы – побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Учитель:
- А теперь послушайте строки из рассказа В.П. Астафьева «Ужасная дыра».
«Превращая страну в помойку, в отвальный овраг для радиационного и всякого другого заразного и губительного мусора, небо — в темную
адскую  завесу,  —  и  все  это  во  имя  спасения  нас,  бедных,  хозяева  отечества  нашего  породили  совершенно  наплевательское  отношение
народа  к  себе  и  к  своей  земле.  И  чем  дальше  вглубь  тем  неряшливей,  грязней  наша  белая  Русь.  Паршой  и  ржавчиной  она  покрыта,
гибнущим лесом завалена, прокислой, гнилой водой рукотворных морей залита…»
 
- Что вы можете сказать о двух описаниях природы? (описания разные)
- Чем отличаются эти описания? (в рассказе ученика описана красивейшая природа, с чистыми реками, густыми лесами, земляничными увалами, а во втором описании природа сравнивается с помойкой).
- Что вы чувствуете, когда слышите эти описания и представляете данные картины? (радость от одной и горечь от другой).
- Как называются такие чувства? (противоречивые, разные).
- Каким образом писатель вызывает у нас эти противоречивые чувства? (с помощью языка)
- А точнее? (с помощью художественных средств, создающих яркие образы природы (красивой и обезображенной).
- А с помощью какого художественного средства создается противоречие? (антитеза).
- Так что мы сегодня будем исследовать на уроке? (прием антитезы в произведениях В.П. Астафьева). 
- Сформулируйте тему урока.
Прием антитезы как художественное средство в творчестве В.П. Астафьева.
Уточнение учителя: «Прием антитезы в рассказах  В.П. Астафьева как  способ формирования лексического и синтаксического строя языка и как способ раскрытия проблемы произведения» (на примере затеси «Манская грива»)
- Определите свою цель урока.
(научиться…, овладеть…, познать…, совершенствовать…) 
III Этап открытия нового знания (поиск решения) (23 мин.)
  1. Повторение лексических и синтаксических образных средств языка.
Работа с электронным словарем на сайте http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovskaia_Rus_EGE_A/index.html
Задание: Найдите определение художественно-изобразительных средств языка: АнтитезаЭпитетСравнениеМетафораОлицетворениеПерифраз ИронияГрадацияРиторические вопросы и восклицания.
Выполнение задания 8 минут
  1. Работа с текстом затеси В.П.Астафьева «Манская грива»
Задание классу (выполняется в электронном варианте). Найти антитезу в тексте. Записать ее в таблице «Радость и печаль писателя». Время выполнения 15 минут.
 
Радость Печаль
Цветов и ягод в  молодом лесу было море. Не знаю,доводилось ли кому-то  видеть покрытую ало-красным ковром земляники  гору? Я
видел этакое чудо на Манской гриве
…вот уж  и Манская гривка  на утесе почти исчезла.
…здесь, с  этих  земель наши крестьяне  меньше тридцатицентнеров зерна  с гектара не  брали. Овощи  здесь не росли,  можно сказать,
перли  из  земли дуром
В тридцать  четвертом   году  размашисто  действующие  сплавщики,  в  основномсамоходы-пролетарьи, которым никого и ничего не жалко, избуровили, изувечилиусть-манские благодатные пашенные земли, потом и кровью отвоеванные у тайги,
понастроили  на  них  шумные, клопяные бараки, столовую, клуб, понакопали ям
под  мертвяки,  сшибли  избы  - заимки -тракторами и всяким  сподручнымнахрапистым железом, вроде лебедок, воротов
И  красиво же здесь
было, на Бетехтинско-Шахматовском-то улусе! Особенно  приглядно делалось на
исходе  лета,  когда  желтые  хлеба, как  бы  выпроставшись из-под  зеленого
покрова  леса,  отделившись  от  окошенных  покосов,  уйдя от сочно-цветущих
ложбин, горели, переливались золотом под высоким небом  и звон колосьев  был
так нежен, что,  казалось, они  играли  на солнечных лучах,  будто  на тонко
натянутых струнах.

 
Бетехтинско-Шахматовский улус  ныне не узнать. Весь он застроен дачами.
Участки из-под  высоковольтных опор вылезают  и теснят молоденький  сосновыйбор, сотворенный детьми, вырубают его,  сжигают, изводят.
Отдельные великаны-деревья, устоявшие  при  выжиге тайги, стояли  средьхлебов, завороженно опустив ветви, и на каждом из них, как некое дополнение,на самой ветреной вершине  непременно дремал,  окаменев, соколок или коршун.
Всякой птицы  тут: перепелки, коростеля,  жаворонка,  тетеревов -- было  так
много, такой  тут происходил хор,  что,  бывало, невольно замедлишь шаги,  а
когда дух займется от восторга  --  и вовсе остановишься, пораженный дивом и
щедростью природы.

 
Змей здесь уже не велось, повытоптано
многое  было,  кто-то из  любителей костра огонек  тут для  распарки  чефира
разводил.  Мана, захламленная  сплавным  лесом,  едва шевелилась;  Енисей нашиверах  оголился;  Манская  стрелка,   продырявленная  мостом   и  дорогой,расколота,  исковыряна,  донага раздета.
Шестьдесят лет прошло, а на гриве, на самой ее  выгнутой шее  какая была
щетинка леса в моем детстве, такая  и  осталась, -  ни единого  деревца, ни
одной  березки  не  убыло и  не прибыло,  все  они  того  же росточку, что и
шестьдесят лет назад. На утесе, под этой гривкой леса, почвы почитай и нету,
намыло, намело кое-что в  щелки  меж каменьев,  тут  и  взросли,  укрепились
вечные  деревца.  Под  ними  дивной красоты произрастает  мелочь.  Здесь, на
припеке, рано  появляются подснежники, медуница синеет, первоцвет-баранчикв
тенечке  берез  укрывается;  потом   их  сменяют  летние  цветы;   люпинчик,
красоднев,  петушки, примулки,  потом одуванчики,  горянки-саранки и куриная
слепота, клубника в камешкахзабелеет цветом и непременно в ягоду обратится,
подножную,  мелкую, но  гостям и любому путнику в радость. Потом много-много
зацветет ромашка -сиреневая, желтая, ближе к лесу и полям -белоресничный
поповник  внахлест,  кружевами  скудную  землю укроет.  Акация,  таволожник,
волчья ягода здесь  низкорослы, ершисты,  но по  осени  загораются они таким
разноцветьем, так искрят  на гриве, что  от них даже низкорослая,  кислая на
вкус горная репа, стало быть, карликовые кактусы, вроде бы обжигаются и тоже
начинают  багроветь соком  налитыми  лепестками, скорее  похожими  на  языки
диковинных существ.

 
… глянул на  Манскую гриву, и что-то менявстревожило,  что-то  на ней было неладно, вроде  бы  не хватало скольких-тоберез на юру, вроде бы дыра на гриве образовалась, глаз  или зуб там вынули.
Поднимаюсь,  иду  на Манскую  гриву  --  и вот тебе  привычная,  современная
картина:  в  гриву леса,  в самую ее середку  врублена и поставлена бетоннаябудка  без окон,  без  дверей,  зато  опутанная колючей проволокой. По  этойпроволоке, по бесцеремонности обращения с природой видна рука нашихникем не
победимых военных.
  …я  поразился  пустынности  рекиМаны,  ее  какому-тосиротски-растерянному виду-  так арестант, отбывший большой срок в неволе,неуютно  себя  чувствует,  выйдя за ворота тюрьмы, - мир,  ему открывшийся,
кажется пугающе-просторным,  в нем много дорог и нет  конвоя, который хорошо
умеет направлять именно на ту дорогу, по которой назначено идти
…чтобы  воссиял  ее прекрасный лик, чтобы воскресла она,  оздоровела и
снова сделалась той чудесной частицей природы, которую нам, дуракам, подарил
Создатель.

 
Пятьдесят  с  лишним лет горная  река, совсем не  пригодная  для сплава
леса, делала  подневольную работу,  - тащила  смертельно  тяжелый  груз  и
ослабела,  износилась, обсохла.  Богатая, свободная красавица, она выглядела
бедной, бесприютной  старухой. Много  лет, много  весенних  ледоходов, много
горных  снегов  и  резвых  речек потребуется, чтобы излечить  обескровленную
реку
 
  1. Исследовательская творческая работа. (15 минут)
Работа в группах.
Задание:
  1. Выделить в тексте таблицы образные средства.
  2. На основе антитезы определить роль лексических и синтаксических образных средств.
  3. Результаты представить в виде схем или кластеров.
1 группа работает по таблице «Радость», вторая группа – по таблице «Печаль».
 
  1. Этап формулирования нового знания.
1) Представление созданных схем и кластеров.(10 минут)
- Давайте сопоставим ваши работы. В чем, по-вашему, заключается радость писателя? Каким образом автор создает это чувство у читателей?
Ответ 1 группы: радость писателя заключается в красоте природы, в ее чистоте; в богатстве сочно цветущих ложбин, переливающих золотом, желтых хлебов, великанов-деревьев; в разнообразиисменяющих друг друга цветов; в великолепии могучих рек Маны и Енисея. Когда читаешь эти строки, создается ощущения радости, восторга, гордости за свою родную землю. Несомненно, автор достигает таких эмоций у читателей с помощью образных средств: эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, риторических восклицаний, ряда однородных членов.
Демонстрация схемы на экране, защита мини-проекта «Радость писателя» (Приложение 1)
- В чем же заключается печаль писателя? Каким образом автор создает это чувство у читателей?
Ответ 2 группы: печаль, и даже можно сказать, горечь писателя состоит в разорении, уничтожении природы человеком. В каждом слове, в каждой строке слышится боль В.П. Астафьева. Это боль об изувеченных манских пашнях, о пустынности Маны, которая ослабела,  износилась, обсохла, из богатой полнокровной реки превратилась в обескровленную реку. Боль за людей, которые, не думая, уничтожают жизнь и красоту на земле.
Эта горечь передается нам, читателям. Когда мы читали эти страшные описания, перед глазами вставали вырубленные леса, поваленные деревья, река, захламленная сплавом и лесом, вместо цветов и пашен – будка, огороженная колючей проволокой. Не правда ли, страшная картина? А создавалась она также с помощью образных средств: эпитетов, метафоры, олицетворения, но здесь еще и горькая ирония, и перифраз для точности определения, и градация, усиливающая эмоциональную выразительность.
 
Демонстрация схемы на экране, защита мини-проекта «Печаль писателя» (Приложение 2)
Учитель:
- Если бы вам предложили изобразить ваши схемы в абстрактном рисунке, что бы вы нарисовали, какие цвета выбрали, какие формы?
Ответы:
- Участники 1 группы: сочетание зеленого, синего, голубого, желтого, красного цветов. Это было бы похоже на яркое пятно, в котором можно увидеть зелень травы, синеву реки, голубизну неба, сочные краски цветов.
- Участники 2 группы: сочетание серого, коричневого, блекло-синего, грязно-зеленого цветов. Возможно, мы бы изобразили лес, реку, горы, опутанные колючей проволокой.
Задание художникам в классе изобразить контрастные рисунки.
Вывод по данному этапу урока. (2 минуты)
Таким образом, сопоставив наши работы, мы видим, что В.П. Астафьев резко противопоставляет прошлое и настоящее, красоту природы и бездумные деяния человека. Перед нами не просто противопоставление (антитеза), а резкое противопоставление – контраст. И этот резкий контраст требует от автора определенных, выявленных нами, лексических и синтаксических образных средств.
  1. Определение проблемы произведения. (2 минуты)
Учитель: в своих ответах выпрактически сформулировали проблемы, поставленные писателем в своем произведении. Давайте снова обозначим проблемы в затеси «Манская грива»
Ответы:
  1. Проблема бездуховного отношения к природе.
  2. Проблема потребительского отношения к окружающему миру.
  3. Проблема экологической катастрофы
  4. Проблема взаимоотношения человека и природы
 
Учитель: вы правильно обозначили проблемы в произведении.
Задание по вариантам: (20 минут)
1 вариант
Написать сочинение по прочитанному произведению. Работая над сочинением, сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный опыт.
 
2 вариант.
Составить задание В8 (фрагмент рецензии)в форме ЕГЭ по русскому языку, рассматривая языковые средства затеси «Манская грива»
 
Зачитать варианты сочинений, заданий В8 (Приложение 3, 4)
 

 
  1. Выводы урока. (5 минут)
Таким образом, сегодня на уроке мы не просто познакомились с новым произведением В.П.Астафьева, но и определили основной прием  - антитезу. Изучив лексический и синтаксический строй языка затеси «Манская грива», мы выявили основные проблемы, поставленные автором в произведении.
 
Домашнее задание: закончить работу над сочинениями, рецензиями. На следующем уроке составленные вами задания В8 будет выполнять ваш одноклассник.
 
Рефлексия:
- сегодня на уроке я понял…, определил…, почувствовал.
Цели, поставленные мною в начале урока …. Достигнуты (не достигнуты, почему?)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»