Внеурочная деятельность
Изучение рождественских и святочных рассказов,
их воспитательное воздействие на ребёнка
Семенова Наталья Владимировна
Литература – это наука, формирующая мировоззрение, нравственный потенциал ребёнка, взрослеющего человека. Она развивает познавательный интерес, культурные ценности.С раннего возраста дети начинают знакомиться с книгами, через них получают определённые знания, опыт, учатся думать, выражать свои мысли. Много ответов на возникающие вопросы ребёнок может получить при чтении произведений.
Говоря о святочных и рождественских рассказах, мы понимаем, какое смысловое, эмоциональное воздействие оказывают они на детей. Для изучения этих произведений в рамках школьной программы выделено очень мало часов, но в условиях реализации ФГОС, на занятиях внеурочной деятельности, мы имеем возможность целенаправленно работать с различными текстами.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (направление – литература) составляется таким образом, чтобы в планировании с 5 по 8 класс (период: ноябрь – январь) отражались произведения, связанные с рождественской, святочной тематикой в соответствии с возрастными особенностями детей. Для обучающихся 5 – 6 класса это будут тексты, связанные с рождественским чудом, обязательно – со счастливой концовкой. В 7 – 8 классе уже можно изучать такие рассказы, которые имеют различные сюжеты: и счастливые (ими можно завершить раздел в январе), и трагичные (с них начать изучение в ноябре). Счастливой развязки – чуда – нет, авторы правдиво рассказывают о реальной жизни, но концовка говорит о том, что смерть для главных героев – избавление от страданий, выпавших на долю несчастных детей.
К трагичным произведениям однозначно относятся произведения: «Мальчик у Христа на ёлке» (можно в 5-6 классе, но в 7 – произведёт более сильное впечатление) Ф.М. Достоевского, «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена, «Выглядки» В.Н. Леванова.
Героями пьесы Вадима Николаевича Леванова «Выглядки» являются 2 мальчика – братья Денис (4 с половиной года) и Никита (5 с половиной лет). Возраст детей указывает на тот период детства, когда ребёнок очень нуждается в любви и внимании своих родителей, надеется на чудо.
Братья живут одни, ждут, когда «придёт ОНА». Уже более полутора суток не приходила. На протяжении всей пьесы - «ОНА», и только в конце произнесено Никитой: «ОНА придет скоро... Скоро... МАМА!.. МА...».
Отец мальчиков - «дяденька, который был с бородой», «он - мой папка», «мы тогда всегда гуляли и тебя возили в коляске» (из воспоминаний Никиты). Также Никита говорит о том, что его отец умер, а отец Дениса – «плохой», «в тюрьме». Это Никита слышал от тётки и матери, со слов «бабки» - у них «никакого папки нету». Никита помнит ещё о «дяде Славе» и «о дяде Коле».
Доброе отношение иногда проявляется со стороны мамы и мужчины, «который был с бородой». «ОНА говорит всегда, когда добрая»: «Простите меня, мои хорошие, пожалейте меня, мои кровинушки». «Дяденька, который был с бородой» «катал на КАРУСЕЛИ, …к себе на коленки сажал, …И ОНА смеялась» - было благополучие, спокойствие, значит, это «папка».
Братья живут в квартире или в доме. «Внешний» мир – жизнь «из окна», все наблюдения из окна («…помнишь?, в окошко смотрели, там тетку какую-то в гробе несли…»). Также воспоминания каких-то фрагментов, ситуаций, положительных и отрицательных моментов.
Смерть братьев изображена в финале пьесы. Они умирают друг за другом, с разрывом в минуту: Денис младше, слабее, Никита держится дольше, потому что старший и невольно заботится о брате. И дальше «тишина»… Но это не окончание пьесы.
Пьеса Вадима Леванова заканчивается словами: «ПУСТЬ ДЕТИ ПРИХОДЯТ КО МНЕ, НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ, ИБО ТАКИМ, КАК ОНИ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ». Слова принадлежат Богу. Благодаря этим словам читатели понимают, что дети обрели покой, и «ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ» - это награда за страдания, избавление от них.
Нет указания на время года, на рождественский или святочный период, но есть слова БОГА, что позволяет назвать произведение «святочной» пьесой.
В произведении Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» героем сказки является «маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Возраст не указан, но по описанию восприятия мира девочке от 4 до 6 лет – возраст мечтаний о чуде.
Девочка живёт с отцом. Отец заставляет девочку продавать спички, но в этот день она ничего не продала. «Не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее». Отец злой, ребёнок для него – обуза, лишний рот. «Туфли эти прежде носила ее мать», - это всё, что осталось девочке от матери, видимо, умерла она давно, и ребёнок не помнит о ней ничего. «Бабушка»: девочка «увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую». Единственный образ, несущий свет, тепло, красоту и радость.
Живёт девочка «на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками». «Внешний» мир вызывал у девочки больше приятных ощущений, чем родной дом. «Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года». «В эту холодную и темную пору» «изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем».
Смерть девочки описана так:
« — Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!
И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, они вознеслись к богу».
Сказка заканчивается словами: ««Девочка хотела погреться», — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье». Нет описания смерти, потому что для девочки – это избавление от мучений, страданий, боли, счастливый момент встречи с бабушкой.
Общее: герои – маленькие дети; социальная неустроенность; жестокость родителей; голод, холод, боль; мученическая смерть детей; смерть – избавление от страданий и боли.
Отличие: время (эпоха), в которое живут и умирают дети, разное; пол детей; жестокость отца, жестокость матери; любовь мальчиков к матери; равнодушие девочки к отцу и любовь к бабушке.
Объединяющие мотивы: в любую эпоху найдутся взрослые люди, по вине которых умирают дети; мотив избавления от страданий через смерть; мотив жестокости мира по отношению к беззащитным; мотив «Царствия Божьего».
Почему автор в пьесе «Выглядки» отсылает читателя к сказке Г.Х. Андерсена? Нет прямого указания на сказку Андерсена, но между строк мы читаем о том, что дети нуждаются в защите и заботе близких людей. Если этого нет в жизни ребёнка, он погибает. Гибель, смерть – это избавление от «ужасов» мирской жизни и награда, счастье в «Царствии Божьем».
Эти произведения – со святочной тематикой. Нет счастливой развязки, но счастье – доброту, заботу, тепло, любимых людей – дети обретут не на земле, а на НЕБЕ.
Роман для подростков Дины Сабитовой «Где нет зимы» также можно включить в список произведений со святочной тематикой. Речь в нём идёт о настоящих ценностях: только семья и дом в современном мире, как и сто лет назад, могут дать защиту всем людям, но в первую очередь ― тем, кто еще не вырос. И чувство сиротства, одиночества может настичь не только детей, оставшихся без родителей, но любого, кто лишен поддержки близких людей и родных стен. Много испытаний выпало на долю брата и сестры, но концовка произведения – обретение дома, радость и семейное тепло. Роман можно назвать реалистичной сказкой со счастливой развязкой. Он подошёл бы для прочтения ученикам 7-8 класса. Этой сказкой можно было бы завершить раздел «Рождественские и святочные рассказы».
Такие произведения необходимо изучать, читать вместе с детьми как полностью, так и эпизодично, обращая внимание детей на важные моменты, слова, предложения. Именно таким образом возможно сформировать в ребёнке чувства сострадания, сожаления, взаимопомощи, понимание хорошего и плохого, добра и зла.