Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Поэтическая дуэль» как форма работы по развитию
литературных способностей старшеклассников

Дудкина Наталья Михайловна
Цель – создание условий для демонстрации творческого потенциала учащихся  и формирование духовно-нравственных, патриотических ценностей в системе дополнительного образования.
Задачи:
-развитие творческого потенциала детей и подростков путем вовлечения их в активную творческую деятельность;
- повышение социальной активности детей и подростков, создание условий для их самореализации;
- формирование в сознании детей и подростков установки на творческое, нестандартное мышление, воспитание любви и бережного отношения к своей Родине и к своему языку;
- привлечение внимания к искусству художественного слова;
-формирование навыков публичного выступления;
-развитие исполнительского мастерства. 
Ход урока
  1. Первый этап – обсуждение учителя с учащимися цели, задач конкурса «Поэтическая дуэль»
Беседа с классом:
Учитель знакомит учеников с целью проведения поэтического конкурса, с его основными задачами. Предлагает обсудить детали мероприятия.
- В русской литературе мы встречали эпизоды дуэли в произведениях. Кто может вспомнить названия этих произведений?
Ученики:  Эпизоды дуэли мы встречали в произведениях А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв-Швабрин), «Евгений Онегин» (Онегин - Ленский), М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (Печорин-Грушницкий), И.С. Тургенева «Отцы и дети» (Базаров – Кирсанов) и т.д.
Учитель: Что такое дуэль?
Ученики:
Дуэль – это поединок, борьба, состязание двух сторон.
Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян. Поединок вошёл в литературу, с одной стороны, как  часть дворянского быта той эпохи, с другой – как приём, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки.
Учитель:
Известно, что в России дуэль как обычай пришла с Запада. На Западе дуэль зародилась примерно в 14 веке, когда окончательно сформировалось рыцарское сословие с его понятием о чести. Пётр Великий поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них.
Тем не менее, дуэли постепенно всё более проникали в круг дворянской молодёжи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», сколько чувство чести и личного достоинства. Позднее формулу ёмко и сжато выразил генерал Корнилов в своём жизненном кредо: «Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому». Дуэли в России отличались исключительной жестокостью условий неписаных кодексов.
Наша дуэль – это метафора. Вы, ребята,  представите своё творчество на суд нашего строгого, но доброжелательного жюри. Поэтические дуэли — давно известная форма творческой коммуникации авторов и читателей ещё со времён Древней Греции. Проводятся они во многих городах  России и мира.
Ученики:
Нам бы очень хотелось, чтобы в нашем лицее был проведён поэтический батл, нам очень нравится Versus - российское интернет-шоу на YouTube в жанре рэп-баттлов, аналог зарубежных проектов Don't Flop и King of the Dot, в котором участники — исполнители рэпа и хип-хопа — соревнуются живым словесным выступлением.
Учитель:
К такому конкурсу необходима серьёзная подготовка. Каждый ученик класса может быть задействован. Нам необходимо решить, кто будет ведущим, кто будет заниматься украшением актового зала, оформлением стенгазеты, и кто будет участником поэтической дуэли.
Дети под руководством учителя озвучивают свои предпочтения. Учитель обговаривает сроки подготовки к конкурсу. Как правило, подготовка занимает 3-4 недели. Когда обязанности распределены, учитель продолжает разговор с детьми об основных этапах конкурса. В конкурсе принимают участие несколько классов (только по желанию).
Учитель:
Итак, вас ожидает три тура поэтической дуэли. Вы можете принимать участие во всех трёх турах, а можете только в одном. Победитель должен принять участие во всех трёх турах. Каждый поэт прочитает по одному стихотворению на свободную тему в первом туре. Вы выбираете любое стихотворение, написанное вами, и читаете его с выражением со сцены. Темы второго тура я предлагаю обсудить сейчас.
Дети предлагают темы.
Ученики:
Любовь, дружба, равнодушие, поэт и поэзия.
Учитель:
Прекрасные темы. Я хочу ознакомить вас с критериями, которыми будет руководствоваться наше уважаемое жюри. Первый критерий: Умение представить на публике своё произведение (артистизм, выразительность, эмоциональность). Второй критерий: смысловая наполненность (содержательность поэтического текста). Третий критерий:  оценка поэтической формы (рифма, размер, стиль). Ребята, у вас есть какие-то вопросы? Пожелания?
Учитель отвечает на все возникающие вопросы.
Учитель:
Начинаем подготовительный этап. Задания для третьего тура вы узнаете за два-три дня до проведения поэтической дуэли.
Второй этап. Самостоятельная подготовка.
Ребята выбирают стихотворения для первого тура, пишут (по желанию) стихотворение для второго тура. Они всегда могут подойти к учителю со своими стихотворениями до начала конкурса. В идеале учитель заранее видит все стихотворения, которые будут прочитаны со сцены (цензура, помощь, поддержка). Хорошо бы с каждым провести репетицию, чтобы ребёнок почувствовал сцену.
Обязательное условие подготовки к данному мероприятию – это психологический комфорт для всех участников творческого процесса! Учитель в этот момент должен поддерживать ребят, вселять в них уверенность. Параллельно проводятся беседы с классом. Ребят настраивают на серьёзный лад, им объясняют, что быть благодарным зрителем – это тоже непростая задача. Необходимо воспитанно себя вести во время проведения дуэли.
Стенгазета должна быть оформлена за две недели до проведения конкурса. Она должна быть яркой, броской и обязательно в духе времени. Актовый зал украшен заранее. Учителю необходимо контролировать все эти организационные моменты. Интерес к мероприятию должен постоянно подогреваться. Необходимо осветить его (мероприятие) как важное событие года.
За два-три дня дети узнают темы третьего тура. Каждому поэту выдаётся листок, на котором напечатаны отрывки из каких-либо поэтических произведений. Ребята должны понять, какой теме посвящён тот или иной отрывок, выбрать понравившуюся тему и написать стихотворение.
 
Примеры поэтических текстов:
  1. Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
Глава I, строфа XX (2019 – год театра)
  1. Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
       Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
       Осип Мандельштам «Ленинград» (тема города)
  1. Не жалею, не зову, не плачу,
           Все пройдет, как с белых яблонь дым.
           Увяданнья золотом охваченный,
            Я не буду больше молодым.      
Сергей Есенин (о молодости)
                         или
Я прав, когда живу и требую от жизни
Не только подвигов в борьбе за идеал,
Не только мук и жертв страдалице-отчизне,
Но и всего, о чем так страстно я мечтал:
Хочу я творчеством и знанием упиться,
Хочу весенних дней, лазури и цветов,
Хочу у милых ног я плакать и молиться,
Хочу безумного веселия пиров;
Хочу из нежных уст дыханья аромата
И смеха, и вина, и песен молодых,
И бледных ландышей, и пурпура заката, —
Всей дивной музыки аккордов мировых…
Дмитрий Мережковский (см.тему № 3)
  1. Всё кончено навеки между нами…
И врозь сердца, и врозь шаги…
Хоть оба любим мы, но, встретившись друзьями,
Мы разошлися, как враги!
Евдокия Ростопчина (драм. моменты в жизни)
 
Третий этап. Проведение мероприятия.
Поэтическая дуэль (см. Приложение № 1)
                  Ход
К появлению зрителей актовый зал должен быть оформлен, звук и свет настроены,  проверены микрофоны. Для жюри приготовлены критерии оценивания. Поэты в зал заходят по приглашению ведущих и занимают выделенные места (нужно заранее их обозначить).  Мероприятие проводится в течение 2 уроков (с учётом всех поздравлений, пожеланий, отзывов, фотографирования).
Ведущий № 1
Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет! —
Чтобы быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

Ведущий № 2
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
 
Ведущий № 1
За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.

Ведущий № 2
Наш век на земле быстротечен
 И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.
 
Ведущий № 1
Добрый день, уважаемые зрители! Уже во второй раз мы собираемся в этом уютном зале, чтобы провести мероприятие, посвящённое поэзии!
 
Ведущий № 2
И ведущими будем сегодня мы! Васильева Василиса!
 
Ведущий № 1
И Иванов Иван!
 
Ведущий № 2
И по традиции давайте поприветствуем тех, кто не побоялся поделиться своим творчеством, своими мыслями и душой.
 
Ведущий № 1
Уважаемые поэты, просим вас пройти в зал!
 
( Поэты входят, рассаживаются по местам).
 
Ведущий № 2
Невозможно представить поэзию без таких известных имён, как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Сергей Александрович Есенин, Владимир Владимирович Маяковский, Владимир Семёнович Высоцкий. 
Ведущий № 1
Очень часто поэты вступают в творческий диалог, соглашаясь, или споря друг с другом, несмотря на то, что между ними могут быть целые эпохи.
Ведущий № 2
Такой творческий диалог возможен, благодаря поэзии. Встречайте Никитова Никиту, ученика 10 е класса. Никита прочитает известное стихотворение Владимира Владимировича Маяковского, посвящённое Александру Сергеевичу Пушкину.
(Выходит Никитов Никита и читает отрывок из «Юбилейного»).
 
 
Ведущий № 2
Спасибо, Никита. Юные поэты уже готовы представить на суд нашего строгого, но доброжелательного жюри своё творчество! 
Ведущий № 1
Поприветствуем наше многоуважаемое жюри!
Ведущий № 2
Наш директор: ****!
Ведущие представляют всех членов жюри.
Ведущий № 1
Давайте вспомним, как проходил конкурс в прошлом году.
Включается заранее смонтированный ролик с прошлогодней дуэли.
Мы рады объявить о первом туре нашей поэтической дуэли. Каждый поэт прочитает по одному стихотворению на свободную тему.
Ведущий № 2
А сейчас мы начинаем наш конкурс. На сцену приглашается…
По списку ведущие вызывают ребят.
Ведущий № 1
Первый тур закончен. А мы с Даней рады передать эстафету ведущих двум замечательным ребятам. Встречайте: Петрова Полина и Сидоров Никита!
Ведущий № 3
Здравствуйте, уважаемые зрители! Надеюсь, ребята собрались с мыслями и готовы начать второй тур поэтической дуэли! Напомню, что поэты могли выбрать любую из четырёх тем: любовь, дружба, равнодушие, поэт и поэзия.
Вызывают поэтов по темам. Отдельный список.
Ведущий № 4
Пока члены жюри подводят предварительные итоги, на сцену приглашается победитель прошлогоднего конкурса – Лиева Лия.
Выступает победитель прошлого года.
Ведущий № 3
Спасибо, Лия! Поэзия помогает видеть мир образно и ярко. Она возвышает над суетой и воспитывает чувства.
Ведущий № 4
Следующий этап заключительный. У ребят была непростая задача: за короткий промежуток времени им необходимо было написать стихотворение на определённую тематику.
Далее перечисляются темы, и вызываются ребята по отдельному списку (см.второй этап данной разработки).
Ведущий № 3
Сейчас мы хотим предоставить слово уважаемому жюри и всем зрителям, желающим высказаться.
Жюри и все желающие делятся впечатлениями.
Ведущий № 4
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на Землю с высоты.
Ведущий № 3
Их жизнь окpyжена великой тайной,
Хотя они откpыты и пpосты.
Ведущий № 4
И право объявить победителей предоставляется…
Награждение и фото.
Четвёртый этап. Рефлексия.
После проведения поэтической дуэли следует обсудить с ребятами их впечатления. Лучше это сделать на следующий день. Важно выслушать мнения не только поэтов, но и зрителей. Можно попросить написать отзывы. 
Выводы
В условиях обучения в школе собственно литературное творчество учащихся – это результат литературной деятельности, показатель развития литературных способностей.
Литературное творчество учащихся углубляет, расширяет эмоциональную жизнь подростка, дарит ему свободу самовыражения, развивает его речь, углубляет познания в литературоведении.
Л.С. Выготский считал, что смысл и значение литературного творчества «только в том, что оно позволяет ребёнку проделать тот крутой перевал в  развитии творческого воображения, который даст новое, остающееся на всю жизнь направление его фантазии» [Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.. 1991, стр. 36]. Нельзя не согласиться с Л.С. Выготским, задача педагога – направить творчество подростка в нужное русло, поддержать все его начинания. Особенно это касается тех ребят, которые совершают свои первые творческие шаги.  И проведение литературной дуэли – прекрасная возможность для старшеклассников проявить себя, почувствовать, что ты не один в своих стремлениях.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»