Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие литературных способностей
старшеклассников при изучении поэзии

Дудкина Наталья Михайловна
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих и литературных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Развитие творческих способностей – это сложный процесс, требующий внимания со стороны педагога и огромной самоотдачи со стороны воспитанника.
В педагогической среде многие считают, что учить творчеству нельзя, что способность к творчеству – это врождённое качество, присущее лишь немногим, однако это верно лишь отчасти. Истоки творческих сил человека восходят к детству, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Все психические свойства ребенка формируются и развиваются в ходе взаимодействия с окружающим миром, под влиянием обучения и воспитания. 
В определенные годы детства обнаруживаются возрастные предпосылки творчества, но используются они недостаточно и нередко оказываются лишь чем-то преходящим. Как считают психологи, не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж, конечно, не все могут надолго сохранить творческие способности. Если творческие способности к подростковому возрасту не исчезли, задача учителя – помогать развивать эти способности у учащихся, так как творческому человеку необходимо регулярно решать творческие задачи. Поэтому нужно не только создавать атмосферу созидания, но и поддерживать и развивать гибкость мышления, самостоятельность и инициативность. 
В методике преподавания литературы работа с лирикой считается более сложной, чем изучение эпоса и драмы. Это обуславливается характерными особенностями данного рода.
В лирическом произведении чувства поэта выражены  непосредственно, характерная форма изложения – монологическая. Лирика выражает субъективный момент, человеческое сознание и подсознание, акцентируя внимание на человеческих чувствах, эмоциях. Поэзия, в отличие от прозы, обладает содержательностью всех составляющих элементов.
Важным элементом в процессе изучения лирики является самостоятельная работа учащихся. Старшеклассников обычно привлекает возможность высказать о стихотворении собственное мнение, выразить суждение, понимание и оценку его. Такую возможность надо им предоставлять. Чтобы восприятие поэтического текста не оставалось на уровне первоначальных впечатлений о нем, необходимо углубить его постановкой дополнительных задач-вопросов, ведущих  к пониманию философского смысла стихов, к осознанию авторской мысли.
Педагог должен понимать, что работа по развитию литературных способностей не только захватывающе интересна, но и ответственна. Эта работа не может быть стихийной, она сложна и требует контроля и диагностики. Она не ограничивается разовыми заданиями, а ведётся систематически.
Одним из способов развития литературных способностей,  является проведение творческого конкурса – поэтической дуэли – в старших классах.
В условиях обучения в школе собственно литературное творчество учащихся – это результат литературной деятельности, показатель развития литературных способностей.
Литературное творчество учащихся углубляет, расширяет эмоциональную жизнь подростка, дарит ему свободу самовыражения, развивает его речь, углубляет познания в литературоведении. Задача педагога – направить творчество подростка в нужное русло, поддержать все его начинания. Особенно это касается тех ребят, которые совершают свои первые творческие шаги. 
Поэтическая дуэль - форма работы по развитию литературных способностей старшеклассников, целью которой является  создание условий для демонстрации творческого потенциала учащихся.   С помощью данного метода происходит развитие творческого потенциала детей и подростков путем вовлечения их в активную творческую деятельность. Повышается социальная активность старшеклассников, так как  проведение литературной дуэли – прекрасная возможность для творческих ребят проявить себя, почувствовать, что ты не один в своих стремлениях. Формируется в сознании детей и подростков установки на творческое, нестандартное мышление, воспитание любви и бережного отношения к своей Родине и к своему языку. Кроме того, происходит формирование навыков публичного выступления, развитие исполнительского мастерства.
Сложность данной формы заключается в том, что учителю необходимо контролировать подготовку к проведению данного мероприятия на всех этапах, обязательное условие которого – это психологический комфорт для всех участников творческого процесса. Учитель в этот момент должен поддерживать ребят, вселять в них уверенность. Таким образом, от учителя требуется самоотдача и заинтересованность, так как только такой педагог может вовлечь старшеклассников в этот творческий процесс.
 
Список использованной литературы
  1. Бунчужная Н.А. Творческие способности детей-сущность, понятия // Наука через призму времени. -2018.-№2 (11).
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.. 1991
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2008
  4. Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1
  5. Калашникова М.М.  К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-ponyatiya-sposobnostey-v-pedagogike-i-psihologii/viewer  
  6. Киселёва Е.А.  Основные концепции творческих способностей [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_poznproc/tvor_sposobnosti_1.htm   
       7. Корсунский Е.А.  Развитие литературных способностей писателей-профессионалов в их школьные годы [Электронный ресурс].  URL:  http://voppsy.ru/issues/1986/864/864019.htm
       8. Кряжева К.Л.  Исследование проблемы развития индивидуально-творческих способностей в литературе [Электронный ресурс]. URL : http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2017-2/18-kryazheva.pdf
       9.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974
       10. Методика преподавания литературы: учебник для студ. Пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой.– М., 2011
      11. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976
      12. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996.
       13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии:  в 2-х т. М., 1989
       14. Черниговская Т.В. Творчество как предназначение мозга [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/29388692/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B0 
        15. Шевцова Л.И.. Литературное развитие учащихся старших филологических классов как психолого-педагогическая проблема. 2003 [Электронный ресурс]
       16. Ягункова В.П. Вопросы психологии: О некоторых возрастных особенностях развития литературных способностей школьников. М., 1966 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»