Развитие литературных способностей
старшеклассников при изучении поэзии
Дудкина Наталья Михайловна
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих и литературных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Развитие творческих способностей – это сложный процесс, требующий внимания со стороны педагога и огромной самоотдачи со стороны воспитанника.В педагогической среде многие считают, что учить творчеству нельзя, что способность к творчеству – это врождённое качество, присущее лишь немногим, однако это верно лишь отчасти. Истоки творческих сил человека восходят к детству, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Все психические свойства ребенка формируются и развиваются в ходе взаимодействия с окружающим миром, под влиянием обучения и воспитания.
В определенные годы детства обнаруживаются возрастные предпосылки творчества, но используются они недостаточно и нередко оказываются лишь чем-то преходящим. Как считают психологи, не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж, конечно, не все могут надолго сохранить творческие способности. Если творческие способности к подростковому возрасту не исчезли, задача учителя – помогать развивать эти способности у учащихся, так как творческому человеку необходимо регулярно решать творческие задачи. Поэтому нужно не только создавать атмосферу созидания, но и поддерживать и развивать гибкость мышления, самостоятельность и инициативность.
В методике преподавания литературы работа с лирикой считается более сложной, чем изучение эпоса и драмы. Это обуславливается характерными особенностями данного рода.
В лирическом произведении чувства поэта выражены непосредственно, характерная форма изложения – монологическая. Лирика выражает субъективный момент, человеческое сознание и подсознание, акцентируя внимание на человеческих чувствах, эмоциях. Поэзия, в отличие от прозы, обладает содержательностью всех составляющих элементов.
Важным элементом в процессе изучения лирики является самостоятельная работа учащихся. Старшеклассников обычно привлекает возможность высказать о стихотворении собственное мнение, выразить суждение, понимание и оценку его. Такую возможность надо им предоставлять. Чтобы восприятие поэтического текста не оставалось на уровне первоначальных впечатлений о нем, необходимо углубить его постановкой дополнительных задач-вопросов, ведущих к пониманию философского смысла стихов, к осознанию авторской мысли.
Педагог должен понимать, что работа по развитию литературных способностей не только захватывающе интересна, но и ответственна. Эта работа не может быть стихийной, она сложна и требует контроля и диагностики. Она не ограничивается разовыми заданиями, а ведётся систематически.
Одним из способов развития литературных способностей, является проведение творческого конкурса – поэтической дуэли – в старших классах.
В условиях обучения в школе собственно литературное творчество учащихся – это результат литературной деятельности, показатель развития литературных способностей.
Литературное творчество учащихся углубляет, расширяет эмоциональную жизнь подростка, дарит ему свободу самовыражения, развивает его речь, углубляет познания в литературоведении. Задача педагога – направить творчество подростка в нужное русло, поддержать все его начинания. Особенно это касается тех ребят, которые совершают свои первые творческие шаги.
Поэтическая дуэль - форма работы по развитию литературных способностей старшеклассников, целью которой является создание условий для демонстрации творческого потенциала учащихся. С помощью данного метода происходит развитие творческого потенциала детей и подростков путем вовлечения их в активную творческую деятельность. Повышается социальная активность старшеклассников, так как проведение литературной дуэли – прекрасная возможность для творческих ребят проявить себя, почувствовать, что ты не один в своих стремлениях. Формируется в сознании детей и подростков установки на творческое, нестандартное мышление, воспитание любви и бережного отношения к своей Родине и к своему языку. Кроме того, происходит формирование навыков публичного выступления, развитие исполнительского мастерства.
Сложность данной формы заключается в том, что учителю необходимо контролировать подготовку к проведению данного мероприятия на всех этапах, обязательное условие которого – это психологический комфорт для всех участников творческого процесса. Учитель в этот момент должен поддерживать ребят, вселять в них уверенность. Таким образом, от учителя требуется самоотдача и заинтересованность, так как только такой педагог может вовлечь старшеклассников в этот творческий процесс.
Список использованной литературы
- Бунчужная Н.А. Творческие способности детей-сущность, понятия // Наука через призму времени. -2018.-№2 (11).
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.. 1991
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2008
- Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1
- Калашникова М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-ponyatiya-sposobnostey-v-pedagogike-i-psihologii/viewer
- Киселёва Е.А. Основные концепции творческих способностей [Электронный ресурс]. URL:
7. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей писателей-профессионалов в их школьные годы [Электронный ресурс]. URL: http://voppsy.ru/issues/1986/864/864019.htm
8. Кряжева К.Л. Исследование проблемы развития индивидуально-творческих способностей в литературе [Электронный ресурс]. URL : http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2017-2/18-kryazheva.pdf
9.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974
10. Методика преподавания литературы: учебник для студ. Пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой.– М., 2011
11. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976
12. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М., 1989
14. Черниговская Т.В. Творчество как предназначение мозга [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/29388692/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B0
15. Шевцова Л.И.. Литературное развитие учащихся старших филологических классов как психолого-педагогическая проблема. 2003 [Электронный ресурс]
16. Ягункова В.П. Вопросы психологии: О некоторых возрастных особенностях развития литературных способностей школьников. М., 1966