Методическая разработка литературного веб-квеста
Олейник Маргарита Сергеевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 175
Калининского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Среди современных педагогических технологий сегодня достойное место занимает технология веб-квестов. Веб-квест (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Совместная деятельность педагогов и учеников на общем информационном поле позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества. В ходе работы над веб-квестом у обучающихся формируются навыки социального поведения, коллективной работы в командах, расширяются знания об окружающем мире и умения интерактивно использовать информационные технологии и новые социальные сервисы Интернета; ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность, которая создаёт творческую среду для познавательной активности. Кроме того, веб-квест включает школьников в процесс решения проблемных и развивающих задач, что способствует развитию у детей различных видов мышления, и это активизирует процесс развития личности в целом.
Тема литературного веб-квеста: «Н.В.Гоголь “Петербургские повести”».
Актуальность работы объясняется тем, что веб-квесты помогают организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность, способствуют развитию творческого мышления и навыков решения проблем, дают возможность осуществлять индивидуальный подход, мотивируют обучающихся к изучению нового материала, помогают организовать работу в форме целенаправленного исследования, неограниченного по времени.
Целевая аудитория: 10 класс, 15-16 лет.
Цели литературного веб-квеста: научить обучающихся анализировать самостоятельно художественные произведения; создавать и защищать свои проекты, направленные на решение поставленных задач; научить работать в группах; научить находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; улучшить навык публичных выступлений.
Задачи:
-
познакомить обучающихся с новыми интернет-ресурсами, которые направлены на расширение знаний по гуманитарным дисциплинам
-
научить анализировать художественные тексты, находить несколько ответов на проблемные вопросы и выбирать наиболее рациональный вариант
-
развить интерес к предмету, повысить творческие способности, воображение обучающихся; сформировать навыки исследовательской деятельности, публичных выступлений
Планируемые результаты:
-
Обучающиеся умеют работать с материалом, выделять основную мысль, оценивать результаты своей работы.
-
Обучающиеся могут создать творческий продукт
Форма проведения мероприятия: онлайн создание работы и публичная защита на уроке
Используемые педагогические технологии, методы, приемы: информационно-коммуникативная технология, игровая технология; демонстрация, беседа, рассказ, временная работа в группах, игровые формы, создание проблемных ситуаций.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении внеурочного мероприятия:
Материально-технические ресурсы: персональный сайт учителя( https://olejnickmargarita.wordpress.com/) , ссылки на сайты, где указаны нужные источники
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Орг. момент. Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. |
Вступительное слово. Ссылка на персональный сайт учителя. Рассказ о новом направлении веб-квестов; объяснение структуры веб-квестов |
Приветствуют учителя. Задают вопросы |
2.Целеполагание. Постановка проблемы. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Работа с сайтом: Вывод первого слайда презентации на экран, где указаны цели и задачи квеста, показана его структура. Предлагается учащимся определить в рамках темы, по какому из писателей 19 века будет актуализация уже имеющихся знаний + выполняться поиск новой информации, ссылаясь на интернет-источники |
отвечают на вопросы формулируют вывод и учебные задачи |
3. Этап построения проекта выхода из затруднения. |
ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ И РАБОТА С САЙТОМ В каждой группе назначается куратор (тот обучающийся, который на протяжении долгого время показывал положительную динамику в изучении гуманитарных дисциплин). Обучающиеся выбирают роли “исследователей” без первичного ознакомления с содержимым работы |
Работают с сайтом, выбирают роли https://olejnickmargarita.wordpress.com/ |
4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи 5.Заключительный этап |
Работа в группах. Каждой группе предоставляется ПК, на котором будет создаваться проект. Работа в группах На основе новых знаний, полученных из интернет ресурсов, обучающимся предлагается построить свой проект в виде презентации, где будут содержаться ответы на проблемные вопросы. Представить публично свой проект, оценить сложность выполнения работы; оценить индивидуальную и групповую работу учащихся |
Групповая работа. Актуализация имеющихся знаний. Работа с художественным текстом. Поисковый метод чтения. Групповая работа. Актуализация имеющихся знаний. Работа с художественным текстом. Поисковый метод чтения. |