Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психологизм в лирике Анны Андреевны Ахматовой: изучение в школе

Сазанова Екатерина Владиславовна,
студент-магистр АлтГПУ, г. Барнаул
Актуальность предлагаемой работы обусловлена устойчивым интересом современной науки к проблемам воплощения в художественном тексте психологических состояний, способам и приемам их выражения в лирике, а также недостаточной изученностью творчества А.А. Ахматовой как представительницы женской линии русской поэзии, хотя современная Ахматовой критика отмечала глубину постижения ею тайн именно женской души. Также следует признать недостаточную изученность в плане раскрытия внутреннего мира лирической героини связей Ахматовой с предшествующей традицией и восприятия ее открытий поэтессами начала XX века. 
Для проведения исследования я взяла Рабочую программа разработанную  на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.).
 В данной программе представлены такие стихотворения Ахматовой как:
 «Мне голос был... Он звал утешно...», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.

Мне голос был
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух.

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.

Мне ни к чему одические рати… (отрывок из произведения «Тайны ремесла»)

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
 
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Я научилась просто, мудро жить…

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Молитва

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Когда в тоске самоубийства…

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берет ее, —
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Высокомерьем дух твой помрачен…

Высокомерьем дух твой помрачен,
И оттого ты не познаешь света.
Ты говоришь, что вера наша — сон
И марево-столица эта.Ты говоришь — моя страна грешна,
А я скажу — твоя страна безбожна.
Пускай на нас еще лежит вина,
Всё искупить и всё исправить можно.Вокруг тебя — и воды, и цветы.
Зачем же к нищей грешнице стучишься?
Я знаю, чем так тяжко болен ты:
Ты смерти ищешь и конца боишься.
1 января 1917, Слепнево
Посвящено Б.В. Анрепу.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Родная земля

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею. 
["Сборник стихотворений"А.Ахматова. https://www.culture.ru/literature/poems/author-anna-akhmatova ] 
Анализируя стихотворения из  программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.) я выявила следующие особенности психологизма.
Название
стихотворения
Жесты
Руки Ноги, Голова Тело, Плечи, Грудь
1. «Сжала руки под темной вуалью…» …сжала руки…    
2. «Мне голос был. Он звал утешно…» …руками я замкнула слух…    
3. «Песня последней встречи» …на правую руку надела перчатку с левой руки…   ….грудь холодела…
4. « Я научилась просто мудро жить» …смотреть на руки …
…лижет мне ладонь…

 
   
5. «Молитва»     …задыханье…
6. « Когда в тоске самоубийства»      
7. « Высокомерьем дух твой мрачен»      
8. «Мужество»      
9. «Родная земля»     …ложимся в нее и становимся ею.
 
Название
стихотворения
Мимика
Взгляд Глаза Лицо Улыбка
Губы (рот)
1. «Сжала руки под темной вуалью…»       …искривился мучительно рот…
…улыбнулся спокойно и жутко…
2. «Мне голос был. Он звал утешно…»        
3. «Песня последней встречи» …я взглянула на тёмный дом…
 
     
4. «Я научилась просто мудро жить»        
5. «Молитва»        
6. «Родная земля»        
 
7. «Молитва»        
8. « Когда в тоске самоубийства»        
9. « Высокомерьем дух твой мрачен»        
 
В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…»
 Руки в психологии являются символом управления, руководства, символ безопасности и правильного пути.
 Анализируя это стихотворение с точки зрения психологии, я предполагаю, что данный жест говорит о том, что героиня на протяжении отношений с молодым человеком прятала свои лидерские качества, она не чувствовала себя  в безопасности в этих отношениях. Возможно, ссора произошла из-за того, что героиня хотела вырваться из этих отношений. Мужчина не смог выразить свои эмоции, это подтверждается тем, что в тексте написано: « …Искривился мучительно рот…» Предполагаю, что он от злости ничего не смог сказать, а просто ушел.…Так же,  проявляется его  и спокойствие и забота к героине: «…улыбнулся спокойно и жутко  и сказал мне: Не стой на ветру». Предполагаю, что, несмотря на нелюбовь героини к нему, он к ней испытывал теплые чувства.
 
 В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…» используется такой прием психологизма Ахматовой как жест, «…руками я замкнула слух…» Таинственный голос, который слышит героиня, можно сравнить с дьявольским искушением. Он призывает ее покинуть свой край, свою страну, отречься от нее.
В данном произведении жест  нам дает понять, что героиня не поддается искушению, она верна и предана своей родине. Стихотворение поэтессы – проявление настоящего патриотизма и презрения к тем, кто фактически предал свою страну. 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахматова А.А. Избранное, - М.: Олма-пресс, 2006. – 376с.
2. Ахматова А.А. Избранное/Сост., авт. примеч. И.К. Сушилина. - М.: Просвещение, 1993. - 320 с.
3. Ахматова А.А. Сочинения. В 2-х т.Т1. Стихотворения и поэмы/Вступ статья М. Дудина – М.: Художественная литература, 1986. – 511с.
4. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. – М.:Дрофа, 2003. – 368с.
5. Ахматова А.А. Узнают голос мой…: Стихотворения. Поэмы. Проза/ Состав. Н.Н. Глен, Л.А. Озеров; Вступ.ст.Л.А. Озерова, - М.:Педагогика, 1989. – 608с.
6. Ахматова Н.М. Поэзия, - М.: Овал, 2002. – 476с.
7. Воевода Т.А. Поэзия России, - СПб.:Питер, 2006. – 395с.
8. Евтушенко Е. Кратко об А. Ахматовой. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко – М.: Полифакт, 1995. – 272с.
9. Публикуется по статье: Эмма Герштейн. Поэт поэту - брат. Секреты Ахматовой // «Знамя», 1999, № 4
10. Саша Черный. Подорожник (Обзор книги) Собрание сочинений в 5 т. Т.3. Москва: Эллис Лак, 1998. - 390с.
11. Темникова Н.А. Анна Ахматова, - М.: Книжный дом, 1999. – 276с.
12. Трифонова Н.С. Метафорический перифраз и предикативная метафора в ранней лирике Ахматовой («Белая стая») // Дергачевские чтения - 98: Русская литература: Национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 1998. С.273-274.
13. Чичибабин Б. Все крупно: Ответ на ахматовскую анкету//Вопросы литературы, -№1, 1997
14. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Кн.1. 1939-1941гг.- М., 1989. – 285с.
15. Шадрина, А.А. Анализ художественного текста на занятиях по русскому языку и культуре речи (на материале поэзии Серебряного века) / А.А. Шадрина //Социальные и духовные основания общественного развития: межвузовский научный сборник. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004. – С. 239 – 243.
16. Шадрина, А.А. Лексика, обозначающая артефакты, в идиостиле А.А. Ахматовой / А.А. Шадрина // Язык. Дискурс. Текст: труды и материалы международной научной конференции, посвященной юбилею В.П. Малащенко. – Ростов на Дону: Изд-во Ростов. педагогич. ун-та, 2004. – Ч. 2. – С. 203–206.
17. Эпштейн М. Анна Ахматова (Природа, мир, тайник вселенной..//Писатель, - №13 – 1988
18. Гольденберг М. В глубинах судеб людских. Baltimore, MD: Via Press, 1999. – 364с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»