Басня «Волк на псарне» И.А.Крылов
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 514
Калининского района Санкт-Петербурга
Тип урока: усвоение новых знаний и закрепления полученных знаний.
Цель: познакомить с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению предмета, интереса к классической литературе, использование различных источников информации; развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;
Предметные: освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы; научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте; развитие навыков выразительного чтения басни;формирование коммуникативной компетенции.
Метапредметные: планировать, выполнять и оценивать свои учебные и коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения; искать и выделять необходимую информацию.
Оборудование: учебник, компьютер, презентация, раздаточный материал, карточки с названиями героев басен, понятиями.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку, здоровьесберегательные, технология малых групп; технология сотрудничества.
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, эпиграф к уроку «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». И.А.Крылов; галерея портретов И.А.Крылова.
Этап занятия | Пример задания | Форма работы на данном этапе | Форма и метод оценивания (если есть) |
Мотивационно-целевой | Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели … тучку. Какая неприятность! Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова. Давайте их прочитаем: «Волк, псарня, на, И.А.Крылов» Давайте из этих слов составим тему нашего урока: «И.А. Крылов «Волк на псарне»». Правильно. (Учитель рисует солнце) Знакома ли вам иллюстрация? -Вы хотите узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол? Наша цель - познакомиться с новой басней И. А. Крылова «Волк на псарне». |
Фронтальная | Устный опрос |
Актуализация знаний | Учитель показывает портреты писателей -Есть ли среди них знакомые лица? -А кого из них вы хорошо знаете? Д/З: Рассказы уч-ся о Крылове. |
Индивидуальная | Устный опрос |
Открытие новых знаний | 1.Учитель рассказывает историю создания басни.
Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя великими народами». Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона. Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура»! 2. Первичное восприятие басни.Чтение басни: 1. Выделите незнакомые слова. 2.Определение лексического значения слов: овчарня, псарня, хлев, псари, ловчий, дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой. |
Работа в группах | Устный опрос |
Практический | Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни. | Индивидуальная | Письменная |
Рефлексия | Ответить на вопросы: 1. Урок полезен, всё понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3. Ещё придётся потрудиться. 4. Да, трудно всё-таки учиться. |
Индивидуальная работа | Выборочная проверка |
Пример индивидуального задания.
Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.
Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.
… – Волк
…– Ловчий
… - Ловчий
…- Волк
… – Волк
… - Ловчий
Пример: Трусливый - Волк
Время выполнения: 10 мин.
Критерии оценки:
5 – определены все качества
4- определены 4-5 качеств
3- определены 3 качества
2- определены только 1-2 качества.