Система уроков литературы в 6 классе
«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина»
в рамках формирования функциональной грамотности
Чеснова Мария Генадьевна
1.Введение. Что такое функциональная грамотность?Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
2.Что значит функциональное чтение?
Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
Поиск информации
Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
Применение информации для решения своих задач.
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
3.Чему мы должны научить детей?
1.Выделять главную мысль текста или его частей.
2.Понимать информацию, содержащуюся в тексте.
3.Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
4.Применять информацию из текста в изменённой ситуации.
5.Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
4. Как научить?
Приёмы осмысления текста
- Постановка вопросов к тексту
- Составление сводной таблицы
- Представление текста в форме тезисов
- Представление текста в виде графической схемы
- Составление плана
- Комментированное чтение
- Логическое запоминание
- История создания
- Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. (Прежде чем знакомиться с летописным источником, вспоминаем, что такое летопись и от теоретических вопросов приходим к проблемному: чем нам могут быть интересны летописи?). Это мотивирует к более внимательному осмыслению летописного источника. Видео 1
- Летописный источник «Песни о вещем Олеге»
- Чем Пушкина могла поразить летописная история? ( Позволяет соотнести свой жизненный опыт с полученной информацией) Видео 2
- Лексическая работа. Объясняем устаревшие слова. Информацию ученики получают из обучающего видео https://www.youtube.com/watch?v=-Px6ycwBvJA «Исторический комментарий к "Песни о вещем Олеге"» В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий также актуальны толковый и энциклопедический словари. Видео 3.
- Домашнее задание. Читать «Песнь о вещем Олеге» Прием «Двойной дневник».
Какие эпизоды взволновали более всего? Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то текст дома, вне учебной аудитории. Оформление "Двойного дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?
Урок 2.А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Анализ произведения.
- Проверка домашнего задания. Видео 4.
- Отличаются ли события летописи от событий, описанных в балладе Пушкина? (Сопоставление и соотнесения старой и новой информации). Видео 5.
- План произведения. (Умение выделять смысловые части произведения, определять главную информацию). Видео 6.
- Почему же Олег принимает смерть от коня?(Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей).Видео 7.
- Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Слайд 1.
- Работа с изобразительном — выразительными средствами.
- Соотнесение прочитанного с иллюстративным материалом. Литература тесно связана с другими видами искусства. Изобразительное искусство - хороший помощник в формировании читательской грамотности школьника. Есть множество технологий, помогающих развить навыки смыслового чтения при помощи иллюстративного материала. Например,прием «прогнозирования»: предложить ученикам иллюстрации к произведению до начала знакомства с текстом и попросить их предположить, каков сюжет произведения. Или предложить ученикам упорядочить иллюстрации согласно сюжету. Но во время изучения «Песни...» я решила использовать другую технологию.
- «Режиссерский комментарий» . Подобрать к иллюстрациям цитаты, которые соотносятся с эпизодами, изображенными на иллюстрациях. Этот прием позволяет перевести прочитанный текст на язык графики или живописи, так ученики понимают, информация может быть представлена в разных видах и формах, а иллюстрации являются своеобразным комментарием к художественному тексту. Видео 8.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».