Контрольно-оценочная деятельность учителя в условиях работы
по Федеральным государственным образовательным стандартам
общего образования и развития независимых оценочных процедур
Кузьмина Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «ООШ № 34» г. Сыктывкара
(«34 №-а ÖКШ» Сыктывкарса МВУ)
Номинация: Педагогические измерительные материалы для проведения текущего и тематического контроля освоения предметных результатов.учитель русского языка и литературы
МОУ «ООШ № 34» г. Сыктывкара
(«34 №-а ÖКШ» Сыктывкарса МВУ)
Пояснительная записка.
Контрольно-оценочная деятельность является важнейшим компонентом учебной деятельности. Она помогают ребенку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, постепенно овладеть приемами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки.
Контрольно-измерительные материалы – это система заданий, основанных на определенных видах деятельности. Освоенные виды деятельности рассматриваются как показатели обученности (овладения учебным материалом) и одновременно как система педагогических целей.
В данной работе представлены контрольно – оценочные материалы для проведения итоговой промежуточной аттестации уровня основного общего образования по предмету «Литература» для учащихся 6 класса. Данная работа по литературе проводится в конце учебного года. Основной целью проведения промежуточной аттестации является установление фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по предмету литература, соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС.
При изучении предмета «Литература» в 6 классе учащиеся должны научиться: определять тему и основную мысль произведения; владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительно-выразительные средства; определять род и жанр художественного произведения. В ходе изучения курса «Литературы» проводятся различные виды текущего и итогового контроля.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||
№ пп |
Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
Виды контроля |
5 | Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество» | Выполнение контрольной работы | Письменное сочинение-рассуждение |
6 | «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Письменный ответ на вопрос; пересказ сказания. |
7 | И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. | Комплексное применение ЗУН и СУД. | Сочинение-рассуждение по морали басни. |
8 | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". | Ролевое чтение басен; формулировка морали басен. |
9 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». | Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. | Выразительное чтение наизусть. |
10 | Контрольная работа №2 по теме «Басни» | Решение теста и выполнение творческого задания. | Контроль. Тестирование + творческое задание. |
Контрольно-измерительный материал для учащихся 6 класса по учебному предмету (для оценки состояния системы образования) с разработанной инструкцией для учащихся.
Вариант 1
Часть 1
1. Соотнесите фамилию писателя с его произведением:
1) Пушкин А.С. а) «Тучи»
2) Дмитриев И.И. б) «Сороковые»
3) Грин А.С. в) «Барышня-крестьянка»
4) Лесков Н.С. г) «Муха»
5) Самойлов Д.С. д) «Алые паруса»
6) Лермонтов М.Ю. е) «Левша»
1)- 2)- 3)- 4)- 5)- 6)-
2. Найдите жанр древнерусской литературы
1) пословица
2) летопись
3) басня
4) рассказ
2) летопись
3) басня
4) рассказ
3. Какому произведению принадлежат данные строки?
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
5. Кто описан в романе «Дубровский» так: «…старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»?
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
- «Ель рукавом мне тропинку завесила…» 2) «Неохотно и несмело»
- Укажите художественный прием, который лежит в основе басни:
- метафора 2) аллегория 3) гипербола 4) эпитет.
5. Кто описан в романе «Дубровский» так: «…старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»?
1) Дубровский-младший
2) князь Верейский
3)Дубровский-старший
4) К.П.Троекуров
2) князь Верейский
3)Дубровский-старший
4) К.П.Троекуров
6. Укажите жанр произведения «Уроки французского»
1) поэма
2) роман
3) повесть
4) рассказ
2) роман
3) повесть
4) рассказ
7. Для какого героя рассказа «Бежин луг» дана следующая портретная характеристика?
«…стройный мальчик с красивыми чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами; на нем пестрая рубаха, новый армячок, сапоги с низкими голенищами…» 1) Павлуша
2) Илюша
3) Федя
4) Ваня
Ва
2) Илюша
3) Федя
4) Ваня
Ва
8. Кульминационным моментом в рассказе «Барышня-крестьянка» является
- случайная встреча с Лизой-Акулиной в ее доме
2) падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым-старшим
3)знакомство Насти, служанки Лизы, с А.Берестовым
4) спланированное знакомство Лизы с Алексеем
Часть 2
Выполните задания части 2 и 3.
9. Созвучие окончаний стихотворных строк – это…
_____________________________________________________________
Часть 3
10. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Почему счастье Владимира Дубровского и Марии Троекуровой было невозможно?» (4-6 предложений).
Обобщенные планы.
Кодификатор элементов содержания, проверяемых итоговой контрольной работой.
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями итоговой контрольной работы |
|
Русский фольклор. | |
|
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Способы выражения авторской позиции. | |
|
Устное народное творчество | |
|
Пословицы и поговорки. Загадки. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл. Афористичность загадок. | |
|
Древнерусская литература | |
|
Русская летопись. Отражение исторических событий, народных идеалов. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе» | |
Литература VIII века | ||
|
|
Дмитриев И.И. «Муха» |
Литература XIX века | ||
|
|
Пушкин А.С. «Дубровский», «Барышня-крестьянка» |
|
Лермонтов М.Ю. «Три пальмы» | |
|
Тургенев И.С. «Бежин луг» | |
|
Некрасов Н.А. «Железная дорога» | |
|
Лесков Н.С. «Левша» | |
|
Чехов А.П. «Толстый и тонкий» | |
|
Тютчев Ф.И. «Листья» | |
|
Фет А.А. «Ель рукавом мне тропинку завесила» | |
|
Литература XX века | |
|
Распутин В.Г. «Уроки французского» | |
|
Произведения о Великой Отечественной войне | |
|
Самойлов Д.С. «Сороковые» | |
|
Основные теоретико-литературные понятия | |
|
обрядовый фольклор, малые жанры фольклора, летопись, мораль в басне, аллегория, иносказание, эпитет, метафора, композиция, антитеза, двусложные и трехсложные размеры стиха, поэтическая интонация, пейзаж, портретная характеристика, пейзажная лирика, звукопись в поэзии, диалог, строфа, сказ как форма повествования, ирония, юмор, комическая ситуация, лирика как род литературы, речевая характеристика героя, герой-повествователь, рассказ, сюжет, лирический герой | |
|
Речевая деятельность | |
|
Развёрнутый ответ на вопрос, сочинение-миниатюра в соответствии с чтением и изучением литературных произведений в 6 классе |
Инструкция по проверке и оцениванию выполнения учащимися заданий проверочной работы.
Часть 1
За верное выполнение каждого из заданий 1-8 выставляется 1 балл.
За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если отмечен только один номер верного ответа. Если отмечены и не перечеркнуты два и более ответа, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
Часть 2
Задание 9 оценивается в 2 балла и в 0 баллов, если ответ не содержит элементов правильного ответа.
Задание 10 оценивается в 13 баллов.
Часть 3
Критерии оценивания ответа к заданию 10 | Баллы |
1. Содержание ответа (сочинения) | |
Работа соответствует теме и заданию | 1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием | 0 |
темы и задания | |
2. Речевое оформление ответа (сочинения) | |
Соблюдены смысловая цельность, речевая связность и после- | 2 |
довательность изложения | |
Допущена логическая ошибка | 1 |
Допущено более 1 логической ошибки | 0 |
Точность и выразительность речи | 2 |
Прослеживается однообразие грамматического строя речи | 1 |
Работа отличается бедностью словаря, однообразием грамма- | 0 |
тического строя речи | |
3. Грамотность | |
Соблюдены орфографические нормы | 2 |
Допущена I ошибка | 1 |
Допущено более 1 ошибки | 0 |
Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка) | 2 |
Допущены 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет) | 2 |
Допущены 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок) | 2 |
Допущены 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу | 13 |
Максимальное количество баллов за выполненную без ошибок работу - 23 балла.
Рекомендуемая шкала оценивания:
0-5 баллов и менее – «2»
6-13 баллов – «3»
14–19 баллов – «4»
20-23 баллов – «5».
Аналитические материалы:
Результаты итоговых работ показывают, что наиболее частыми ошибками, допущенные в диагностических работах по литературе: 6 кл. – во 2 части: определение вида рифмы; в 3 части работы. В связи с этим проводятся индивидуальные дополнительные работы по корректировке выявляемых пробелов в умениях и знаниях учащихся.