Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока

Лингвистический анализ поэтического текста на примере
стихотворения Н.Рыленкова «Я помню руки матери моей»

Тарасова Наталия Анатольевна,
ГБОУ гимназия № 157 Санкт-Петербурга
 имени принцессы Е.М. Ольденбургской


 
Цели урока:
1.Работать над аудированием и чтением:
-адекватное понимание информации текста (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли)
-владение разными видами чтения (художественным, поисковым, изучающим)
-адекватное восприятие поэтического текста
-овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации
-уметь свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдать нормыпостроения устного ответа
-владеть различными видами монолога и диалога
-соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка, а также основные правила орфографии и пунктуации в процессе общения
-развивать способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормыречевого этикета.
2.Применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, развивать способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3.Укреплять коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
1.Чтение стихотворения Н.Рыленкова.
Я помню руки матери моей,
что утирали слезы мне когда-то,
в пригоршнях приносили мне с полей
все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
от каждого ее прикосновенья.
Я помню руки матери моей
и я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
святее вас нет ничего на свете!» 
 
2.Вопросы по первоначальному восприятию стихотворения:
1) К какому роду литературы относится это стихотворение? (К лирике)
2) Какие роды литературы еще имеются? (Эпос, драма).
3)Каждое произведение, в том числе и лирическое, имеет тему. Что такое тема? (Это то, о чем произведение). О чем это стихотворение? Какова его тема? (Оно о матери).
4)Да, тема- одно из составляющих содержания художественного произведения. А что еще, кроме темы, составляет содержание художественного произведения? ( Сюжет, идея).
5)Можем ли мы говорить о сюжете, когда речь идет о лирическом произведении? (Нет, сюжет есть только в эпическом и драматическом произведениях).
6) Значит, мы можем в этом стихотворении определить его идею. Но прежде скажем, что такое идея художественного произведения? ( Идея – это основная мысль произведения).
7) Прочитайте внимательно стихотворение и скажите, в каких словах выражена главная мысль стихотворения, его идея? (Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!)
8) Как можно назвать это стихотворение? ( «Руки матери»).
3.Работа со словарем.
1) В строчках, выражающих идею стихотворения, есть слово «святее». Посмотрим словарную статью слова «святой» в толковом словаре. (Смотрим толкование слова в любом доступном толковом словаре).
2) Какие слова называются синонимами? ( Слова, разные по звучанию, но одинаковые по значению). Назовите синонимы к слову «святой».
3) почему автор выбирает это слово? (Потому что оно отражает чувство любви и признательности поэта к своей матери).
4.Работа над художественными средствами.
1) При помощи чего (как?) поэт создает образы в своем произведении? (При помощи художественных средств).
2)Какие из них нам знакомы? (Называют многие).
3) Давайте посмотрим, какие художественные средства Н. Рыленков использует в этом стихотворении? А предварительно вспомним, какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное).
4)Найдем имена прилагательные в этом стихотворении и подчеркнем их в тексте. (в родном краю, суровой ласки ,редкие мгновенья)
5)Каким художественным средством являются имена прилагательные? (Эпитетами).
6) Для чего служат эпитеты? (Эпитеты служат для уточнения понятия о предмете- образе).
7) Какие художественные средства еще встречаются в этом произведении? (Метонимия).
8) Приведите примеры метонимии, т.е. художественной подмены. (Руки матери утирали, приносили).
5.Орфографическая работа.
Выписать все слова с пропущенными буквами и графически выделить графически орфограммы: утирали, приносили, богата, редкие, становился, прикосновенья, на свете.
6.Морфологическая работа.
Обозначить части речи над словами с пропущенными буквами.
7. Морфемный разбор слов.
 Разобрать слова по составу: утирали, становился.
8.Фонетический разбор.
Найдите в тексте слово, интересное для фонетического разбора, обоснуйте свой выбор. (Возможно: моей: 4 буквы, 5 звуков).
9.Пунктуационная работа.
Выпишите в тетрадь последнее четверостишие и сделайте пунктуационный разбор предложения:
1)Какое это предложение? (С прямой речью).
2)Охарактеризуйте слова автора. ( Это сложное предложение, состоит из трех простых с союзной связью, сочинительной и подчинительной).
10. Подведение итогов урока.
1)Чем занимались на уроке?
2)Какие термины повторили?
3)Какие виды разбора повторили?
11. Домашнее задание: составить рассказ о своей маме.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»