Методическая разработка урока
Лингвистический анализ поэтического текста на примере
стихотворения Н.Рыленкова «Я помню руки матери моей»
Тарасова Наталия Анатольевна,
ГБОУ гимназия № 157 Санкт-Петербурга
имени принцессы Е.М. Ольденбургской
Цели урока:ГБОУ гимназия № 157 Санкт-Петербурга
имени принцессы Е.М. Ольденбургской
1.Работать над аудированием и чтением:
-адекватное понимание информации текста (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли)
-владение разными видами чтения (художественным, поисковым, изучающим)
-адекватное восприятие поэтического текста
-овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации
-уметь свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдать нормыпостроения устного ответа
-владеть различными видами монолога и диалога
-соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка, а также основные правила орфографии и пунктуации в процессе общения
-развивать способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормыречевого этикета.
2.Применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, развивать способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3.Укреплять коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
1.Чтение стихотворения Н.Рыленкова.
Я помню руки матери моей,
что утирали слезы мне когда-то,
в пригоршнях приносили мне с полей
все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
от каждого ее прикосновенья.
Я помню руки матери моей
и я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
святее вас нет ничего на свете!»
2.Вопросы по первоначальному восприятию стихотворения:
1) К какому роду литературы относится это стихотворение? (К лирике)
2) Какие роды литературы еще имеются? (Эпос, драма).
3)Каждое произведение, в том числе и лирическое, имеет тему. Что такое тема? (Это то, о чем произведение). О чем это стихотворение? Какова его тема? (Оно о матери).
4)Да, тема- одно из составляющих содержания художественного произведения. А что еще, кроме темы, составляет содержание художественного произведения? ( Сюжет, идея).
5)Можем ли мы говорить о сюжете, когда речь идет о лирическом произведении? (Нет, сюжет есть только в эпическом и драматическом произведениях).
6) Значит, мы можем в этом стихотворении определить его идею. Но прежде скажем, что такое идея художественного произведения? ( Идея – это основная мысль произведения).
7) Прочитайте внимательно стихотворение и скажите, в каких словах выражена главная мысль стихотворения, его идея? (Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!)
8) Как можно назвать это стихотворение? ( «Руки матери»).
3.Работа со словарем.
1) В строчках, выражающих идею стихотворения, есть слово «святее». Посмотрим словарную статью слова «святой» в толковом словаре. (Смотрим толкование слова в любом доступном толковом словаре).
2) Какие слова называются синонимами? ( Слова, разные по звучанию, но одинаковые по значению). Назовите синонимы к слову «святой».
3) почему автор выбирает это слово? (Потому что оно отражает чувство любви и признательности поэта к своей матери).
4.Работа над художественными средствами.
1) При помощи чего (как?) поэт создает образы в своем произведении? (При помощи художественных средств).
2)Какие из них нам знакомы? (Называют многие).
3) Давайте посмотрим, какие художественные средства Н. Рыленков использует в этом стихотворении? А предварительно вспомним, какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное).
4)Найдем имена прилагательные в этом стихотворении и подчеркнем их в тексте. (в родном краю, суровой ласки ,редкие мгновенья)
5)Каким художественным средством являются имена прилагательные? (Эпитетами).
6) Для чего служат эпитеты? (Эпитеты служат для уточнения понятия о предмете- образе).
7) Какие художественные средства еще встречаются в этом произведении? (Метонимия).
8) Приведите примеры метонимии, т.е. художественной подмены. (Руки матери утирали, приносили).
5.Орфографическая работа.
Выписать все слова с пропущенными буквами и графически выделить графически орфограммы: утирали, приносили, богата, редкие, становился, прикосновенья, на свете.
6.Морфологическая работа.
Обозначить части речи над словами с пропущенными буквами.
7. Морфемный разбор слов.
Разобрать слова по составу: утирали, становился.
8.Фонетический разбор.
Найдите в тексте слово, интересное для фонетического разбора, обоснуйте свой выбор. (Возможно: моей: 4 буквы, 5 звуков).
9.Пунктуационная работа.
Выпишите в тетрадь последнее четверостишие и сделайте пунктуационный разбор предложения:
1)Какое это предложение? (С прямой речью).
2)Охарактеризуйте слова автора. ( Это сложное предложение, состоит из трех простых с союзной связью, сочинительной и подчинительной).
10. Подведение итогов урока.
1)Чем занимались на уроке?
2)Какие термины повторили?
3)Какие виды разбора повторили?
11. Домашнее задание: составить рассказ о своей маме.