Анализ художественного произведения на уроке литературы
как метод формирования талантливого читателя
Титова Татьяна Максимовна
- Каким должен быть современный урок, и, в частности, урок литературы?
Ответ на вопрос — что значит «современный» — я получила у М. Цветаевой в ее эссе «Поэт и время», где она объясняет значение этого слова с присущей ей глубиной: «Истинно современное есть то, что во времени— вечное…посему— своевременно всегда, современно всему». А ведь это действительно так! Современно то, что значимо всегда, в любое время (взять хотя бы Пушкина, Толстого, Чехова— разве они не современны? (и не своевременны?!)) Если же мы станем рассуждать дальше, то непременно придем к следующему выводу: всегда значимыми бывают только вечные ценности. Соотнося эту мысль с понятием «современный урок», заключим, что современный урок — и прежде всего урок литературы— это урок, где наряду с выполнением текущих сменных задач параллельно идет постоянная и— я бы это особенно подчеркнула —самоотверженная и любовная работа учителя по приобщению ребенка к вечным — духовным и нравственным— ценностям : любви, добру, справедливости. К сожалению, в современном стандарте учителю отводится всего лишь роль тьютора, что, как мне кажется, не всегда оправдано, особенно если речь идет об уроке литературы. На нем, уверена, роль наставника трудно переоценить, поскольку он сам должен являться проводником идей, заложенных в произведении, и потому слово учителя здесь приобретает особый вес и значение.
Но особенно важной становится его роль на уроках обучения выразительному чтению, или уроках исполнительского анализа художественного произведения, поскольку, на мой взгляд, только учитель может дать тот образец чтения, который способен не только вплотную приблизить ученика к раскрытию авторского замысла, но и своим звучащим словом вдохнуть жизнь в «немой» текст, «оживив» при этом его художественные образы и картины.
Итак, урок литературы , на мой взгляд, — это особый урок, и особый он потому, что главной его технологией (если вообще здесь уместен этот технический термин) является технология «экологии души», представляющая собой непрерывный процесс формирования у ребенка системы вечных ценностей, служащей ему надежной защитой от зла. А возможно это потому, что формирование это происходит на классических образцах русской литературы, являющейся для всех нас сейчас и, уверена, для будущих поколений неисчерпаемой сокровищницей любви и добра.
2. Воспитание талантливого читателя
Перед учителем литературы сегодня стоит непростая задача: как сделать так, чтобы ученик не просто стал читать художественные произведения, но чтобы он стал талантливым читателем. Когда-то, как известно, наша страна считалась одной из самых читающих в мире. Сейчас, увы, многое изменилось, а главное, изменилось отношение к художественному слову, и связано это прежде всего с падением общего уровня культуры, что стало результатом повального увлечения компьютерными технологиями, избыточностью и легкодоступностью информации, формированию у детей так называемого «клипового сознания», мешающего созданию у них целостной картины мира, образец которой и представлен в художественном произведении. При чтении художественного произведения, особенно большого по объему, ребенок сталкивается со многими проблемами, главными из которых, на мой взгляд, являются следующие:
- Психологическая: ( «мне не одолеть» )— страх и неуверенность в своих силах
- Социальная («мама, папа не читают, а зачем мне?»)— нет положительного примера в семье
- Нравственная (« а мне не хочется»)— нет потребности в постоянном чтении как необходимом условии формирования духовно-нравственной личности
- Проблема организации времени, связанная с . проблемами самоорганизации и самодисциплины
А кого же можно назвать талантливым читателем? Талантливый читатель - это читатель широко эрудированный и обладающий развитым художественным вкусом. Он обладает острым, подвижным, живым умом. Он бросается в бой вместе с писателем-трибуном, грустит и удивляется вместе с лириком, смеется сквозь слезы вместе с сатириком. Талантливый читатель - владелец тонкой души. Он читает "как дай вам Бог любимой быть другим" - и готов падать на колени и плакать прямо на эскалаторе метро от счастья и красоты.
Талантливый читатель - обладатель незашоренной головы, он готов принимать новое, неожиданное, непонятное. Но талантливый читатель - это и взыскательный судья, умеющий отделять зерна от плевел.
Вот что о читателе говорит С. Я. Маршак: «… читатель - лицо незаменимое. Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина - всего лишь немая и мертвая груда бумаги. Отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова - и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени - всегда остается последнее слово в оценке литературного произведения.
Решает судьбу книги живой человек, читатель. Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».
А как ввести ученика в мир культуры, помочь ему освоиться в нем, сделать своими культурные ценности?
Предмет «литература» - вид искусства, часть культуры, представляющий вечные нравственные и эстетические ценности, путь освоения которых и есть основа и путь духовного личностного становления и развития ребенка.
Но чтобы это произошло, необходимо освоить богатейшее литературное наследие, т.е. научиться читать художественное произведение.
Воспитание детей умными, вдумчивыми читателями является целью и содержанием уроков литературы и системы работы по анализу художественного текста, которая помогает ученику обрести свое «я», в художественно-творческой деятельности формирует умение выражать себя в письменном и устном слове. Использование приемов анализа художественного текста совершенствует навыки работы с деталями художественного произведения, развивает мыслительные процессы обучающихся. Эти качества работы могут пригодиться в дальнейшем не только в деятельности, связанной с филологией, но и в решении экономических, политических задач.
3. Методы анализа художественного произведенияУроки анализа художественного текста – это одно из средств формирования образованного, духовно развитого читателя. Эти уроки развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь обучающихся, развивают навыки исследовательской деятельности.
В своей деятельности чаще всего я использую метод творческого чтения и исследовательский метод
- Метод творческого чтения
Чтение художественного произведения требует специального внимания к слову, фразе, ритму: вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Надо учить школьников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать выразительно.
Метод творческого чтения художественного текста способствует углублению непосредственного художественного восприятия школьниками произведений искусства. Этот метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа, когда произведение воспринимается учащимися уже значительно глубже.
Для метода творческого чтения я использую следующие методические приемы: выразительное (в идеале — художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен из пьес в исполнении актеров (в грамзаписи, по радио, телевидению); обучение выразительному чтению учащихся; чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение) и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения; беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения; постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного произведения, углубляющей художественное восприятие школьников; творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.
.
- Исследовательский метод
При исследовательском методе школьники, уже овладевшие приемами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применить имеющиеся знания к конкретному новому материалу и высказывания своих обоснованных, доказательных суждений.
Исследовательский метод применяется на уроках обычного типа, а особенно в системе семинарских занятий, литературных конференций, подводящих итоги предварительной самостоятельной работы учащихся.
Приемы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или индивидуально; преподаватель предлагает темы для семинарских занятий, школьники берут интересные и доступные для них темы для доклада, содоклада или выступления в качестве оппонента; педагог предлагает учащимся для самостоятельного анализа произведения, не изученные по программе, или произведения, самостоятельно ими выбранные, а также ряд заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам.
Выдвигая темы, проблемы, учитель консультирует учащихся, направляет их поиск, обеспечивает правильное идейное направление их работы.
В процессе выполнения этих работ школьники, естественно, в большей степени овладевают методами литературоведческой науки в доступном им объеме при условии соответствующего руководства учителя. При исследовательском методе надо быть особенно требовательным к обстоятельности анализа и доказательности суждений школьников. Этот метод должен развивать у школьников умения пользоваться каталогом, находить нужные для выполнения задания книги, уметь их просматривать, находить интересующий материал, конспектировать, цитировать, составлять планы и конспекты и полные тексты своих устных и письменных выступлений и сочинений.