Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные педагогические технологии в свете ФГОС

Тираспольская Алла Юрьевна,
учитель русского языка и литературы

лицея 470 Санкт Петербурга
 
В стандартах второго поколения цели изучения литературы предполагают развитие способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности представление учащихся оценок и суждений по поводу прочитанного: «Использование опыта общения с литературными произведениями в повседневной жизни». Что касается части дидактических и методических принципов, то особое внимание уделяется методам педагогике сотрудничества.
Некоторые утверждения, на мой взгляд, звучат достаточно спорно. Действительно, как «использовать опыт общения с литературными произведениями в повседневной жизни»? Здесь очень важно не стать на путь поисков образцов для подражания. Не всегда читательский литературный опыт становится опытом духовным. Все-таки духовный^ нравственный опыт обретается через страдание, сочувствие и сострадание. В данной ситуации никакая методика не поможет, ведь «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется, и нам сочувствие дается, как нам дается благодать...» (Тютчев Ф.И.).
Конечно замечательно, когда ученик высказывает свои оценки, суждения по поводу прочитанного, но если это не подкреплено серьезным изучением произведения, то книга становится для подростка всего лишь поводом для самовыражения. Не все педагогические технологии, как например игровые, могут заменить истинное общение с писателем и его героями. ,
Что касается методов педагогики сотрудничества, то проблемное обучение открывает здесь широкие возможности. Но чтобы принцип проблемности был успешно реализован важно:
- продумать содержание материала; разработать систему учебных проблем - это задача учителя;
- построить проблемное обучение по диалогическому типу, где учитель и ученик проявляют личностную, интеллектуальную и социальную активность, заинтересованность в суждениях друг друга.
Что важно для учителей в свете новых образовательных стандартов?
1. Проблемное обучение действительно способствует самореализации личности.
2. Совместная работа с педагогом и соучениками безусловно является одним из способов социализации.
3. В этой работе ученик переживает процесс познания как субъективное открытие.
Но наиболее важным является то, что проблемный вопрос направлен в будущее, в каждой проблемной ситуации есть литературная и историческая перспектива.
Почему так важно выше сказанное? Конечно, федеральные стандарты меняются согласно требованиям времени, но искусство и литература в частности являются носителями и хранителями вечных культурных и нравственных ценностей. Мне представляется, что ключевой идеей преподавания литературы должна стать идея непрерывности культуры, которая держится, по словам А.М.Панченко, на «нравственно-художественной топике, общей для допетровской Руси и России нового и новейшего времени». Под топикой мы понимаем  особую знаковую систему: люди - символы, события — символы, литературные герои – символы, которые во многом определяют национальное сознание, нравственные и культурные ценности. Увидеть, выявить топику при изучении литературного произведения помогает проблемное обучение.
Рассмотрим некоторые примеры.
 
При изучении в шестом классе романа А.С. Пушкина «Дубровский» на
итоговом занятии, можно предложить вопрос: «Почему В. Дубровский, при всех своих исключительных качествах, не добивается поставленных целей?» (справедливость не восстановил, отца не спас, возлюбленную потерял, даже с людьми, которые преданы ему всецело в конце романа он расстается).
Конечно, не каждый шестиклассник может почувствовать проблемный характер вопроса. Бывают ответы, в которых ученики говорят о роли случая, вспоминая, известную историю с колечком и т.д. Большинство учащихся обращают внимание на цели и средства, которые выбирает герой: восстановить справедливость беззаконным путем нельзя. Но всегда находится несколько учеников, которые замечают, что главной ценностью для Дубровского является не любовь, не богатство, не общественное положение, а свобода. Герой поставил себя вне власти закона, общественного мнения и даже божьих заповедей. Такая свобода и предполагает одиночество, ведь любые сердечные привязанности делают человека несвободным. И уже в 6-ом классе возникает возможность поговорить о двух типах личности, возникших в России в первой трети XIX века: герой европейского типа, выбирающий личную свободу как безусловную ценность, герой, уверенный в том, что сам определяет свою судьбу (Е. Онегин, Г.А. Печорин, Е. Базаров), и герои, а чаще - героини, воплощающие национальный тип сознания, такие как Маша Троекурова, Татьяна Ларина, для которых ограничение личной свободы становится залогом нравственного поведения.
Можно построить проблемную ситуацию в жанре дискуссии с литературным критиком. Так, при изучении романа «Война и мир», можно обратиться к работе В. Куприяновой, в которой утверждается, что князь Андрей являет собой пример неудачника: всю жизнь стремиться к славе, к идеалу, а погибает от ранения, которое получил не в сражении, а находясь в резерве, в запасном полку, ожидая приказа к наступлению.
Рассматривая эту ситуацию на уроке в диалоге с учителем, учащиеся приходят к выводу, что князь Андрей одерживает главную победу - победу на поле духа, победу над страхом смерти, победу над самим собой,  что является одной из главных особенностей звучания темы войны  в русской литературе. А чтобы актуализировать эту топику (звучание военной темы) обратимся к «Слову о полке Игореве». Ведь в этой истории о бесславном походе есть только один эпизод, который оправдывает князя Игоря, когда он, спасающийся бегством, возвращается, чтобы помочь своему брату Бой- Тур-Всеволоду. Эта победа героя над самим собой не менее важна, чем победа на поле брани.
При изучении произведения «Судьба человека» (М.А. Шолохов) важно отметить, что бородинская битва и Сталинградское сражение для русского сознания - это явления одного порядка. Поэтому и поведение героев очень похоже: Кутузов, князь Андрей, капитан Тимохин и другие герои из романа «Война и мир» понимают, что главное одержать нравственную победу над врагом. Это понимает и Андрей Соколов: его противостояние с комендантом Мюллером, в котором А.Соколов одерживает нравственную победу, становится знаком нашей победы в Сталинградской битве.
Проблемные вопросы на уроке помогают учащимся не только лучше понять замысел автора, осознать нравственно-духовные ценности, сформировать свои взгляды, определить свое отношения к героям, но и проводить параллели между произведениями, находить основные проблемы, поднимаемые в русской литературе и волнующие любого человека.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»