Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина
Четверикова Ольга Иннокентьевна
Литература. 11 класс.
Цель: показать нравственные идеалы писателя; проанализировать проблемы, которые ставит писатель; в процессе активного обмена мнениями (что и предполагает читательская конференция) сделать выводы о своеобразии шукшинских рассказов.
Ход урока.
Эпиграф
...Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть…
В.М. Шукшин
1. Слово учителя.
У В.Г. Распутина есть замечательные слова: «Если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он – Шукшин…»
- Каким человеком был В.М. Шукшин?
(Презентация учащихся)
Учащиеся делают записи в тетрадях в удобной для них форме.
Комментирование презентации. – Что особенно удачно? – Что понравилось? – Что получилось?
2. Работа в группах (групповое исследование). Обсуждение 1-2 мин., постановка цели на данном этапе урока.
1 группа 2 группа 3 группа
«Сапожки» «Срезал» «Как зайка летал на воздушных шариках»
«Микроскоп» «Обида» «Космос, нервная система и шмат «Алёша Бесконвойный» «Заревой дождь»
Самостоятельное осмысление проблем.
1 группа
Огромное место в произведениях Шукшина занимает идея праздника души. «Праздник души – это какое-то стремление к светлому единению людей, когда вольно и сладостно-весело всем»,- говорил Шукшин. Это оборонительная система для спасения души от суеты, путаницы, пошлости, нравственного перепутья.
Ключевые слова, в качестве афоризмов:
«Сделай радость человеку»
«Два полена и то сгорают неодинаково»
«Жить, конечно, имеет смысл»
2 группа
Глеба Шукшин не осудил, хотя и не оправдал, он постарался его понять. Некоторые выстраданные собственные мысли он вложил в уста героя. Это характерная особенность Шукшина-художника. «Доверять свои мысли, порой заветные сокровенные, самым разным своим героям, и совсем необязательно тем, на чьей стороне будут объективно симпатии читателя»
Ключевые слова, в качестве афоризмов:
«Жестокость никто, никогда, нигде ещё не любил»
Угодничать – никогда, нигде, никак – нехорошо, скверно»
3 группа
Сила разума и добра восхищала писателя. «Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому – это и в жизни, и в искусстве всегда гуманизм»,-писал С. Залыгин. + Эпиграф (зач.).
+ Омывающая, очистительная сила долгожданного первого весеннего дождя.
Ключевые слова, в качестве афоризмов:
«Одному плохо»
«Подпояшемся потуже и будем жить»
3. – Откройте конспект статьи Шукшина «Как я понимаю рассказ». Опираясь на основные положения статьи, сделайте выводы:
- В чём своеобразие шукшинских рассказов? Обсуждения в группах, работа в тетрадях.
По ходу ответов учащихся на доске заполняется схема:
Своеобразие рассказов Шукшина
1. Отражение жизни в движении.
2. Начало простое, уверенное, динамичное.
3. Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.
4. Особенность языка, комический эпизод.
5. Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах.
6. Постоянная сюжетная ситуация – встреча.
7. Концовка рассказа открыта.
4. Подведение итогов урока.
- Какие проблемы решает автор?
(Нравственные. Представление о добре, красоте, справедливости)
(Нравственные вопросы, связанные с современностью: долг, честь, совесть)
(Причины вопиющего безразличия)
(Смысла жизни; психологизм и философское осмысление жизни)
(Житейский опыт народа, его мудрость)
(Проблема гуманизма, добра (духовные ценности, душевная чуткость)
(Стремление к идеальному)
(Ирония по отношению к обыденности)
(Человеческое достоинство)
5. – Чему учат рассказы Шукшина?
Ваши личные открытия. - Что дополнительно прочитали о Шукшине?
(Ученики делятся информацией)
- Дома предоставится возможность раскрыться, продолжить рассуждение, начатое на уроке.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Чему меня научили рассказы Шукшина?»
Урок получил высокую оценку коллег.
Методы обучения, используемые на данном уроке:
. словесно-репродуктивный,
. эвристический,
. наглядный,
. частично-поисковый,
. практический,
. объяснительно-иллюстративный.
Формы:
а) работа с текстом;
б) метод изложения теоретических знаний по схеме (ученик - учебник-учитель);
в) групповая форма организации учебной деятельности;
г) обучение написанию сочинений разных жанров.
Приёмы, активизирующие речевую деятельность учащихся:
. рассказ-предположение по ключевым словам;
. орфографические задачи;
. «мозговой штурм»;
. развитие восприятия объяснений учителя и ответа ученика;
. владение монологической речью;
. владение диалогической речью;
. постановка вопросов;
. работа в группе, участие в коллективном обсуждении проблемы;
. развитие творческого мышления через использование изобразительной наглядности, через использование памяток к написанию изложений и сочинений разных жанров.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работе я применяю элементы технологии развивающего обучения, метод проектов, технологию адаптивной системы обучения
На уроках литературы при изучении произведений используются ИКТ в форме детских презентаций, мини – проектов, которые по своим языковым, текстовым, композиционным параметрам тяготеют к информационно-воздействующим текстам, обладают логичностью и лаконичностью интерпретации художественного произведения и собственного анализа.
Важным аспектом является то, что обучающиеся получают возможность осуществлять между собой общение, передавая сообщение в виде текста, звука и изображения, обеспечивая тем самым устойчивую мотивацию познавательной деятельности, подходя творчески к накопленным знаниям, воспринимая, осмысливая их и излагая усвоенное в своем понимании.
Постановка целей и задач проекта предполагает деятельность по анализу задания и процесса его выполнения, следовательно, формирования речевой культуры.
Самостоятельная работа при выполнении проекта несет практическую, познавательную, теоретическую значимость предполагаемых результатов.
Создан банк творческих работ школьников в форме презентаций, мини – проектов.