Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках литературы

Валуева Альбина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.Меняются и технологии обучения. Внедрение информационно-коммуникативных технологий открывает значительные возможности для разширения образовательных рамок по каждому предмету.
Чему следует уделить внимание учителю при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Попробую остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.
Необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. При отборе элекронно-образовательных ресурсов к уроку необходимо строго следовать соответствия ЭОР целям и задачам урока, основным требованиям к ЭОР. Научиться отображать дидактическую структуру урока в плане-конспекте урока, технологической карте.
Обучение с использованием технологической карты дает новые возможности в организации учебного процесса, реализации предметных, метапредметных и личностных умений (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократит время на подготовку учителя к уроку по любому предмету.
Безусловно, уроки литературы обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.Каким должно быть содержание уроков, отвечающих этим требованиям?
Не следует забывать и о духовно-нравственном воспитании учащихся. Это ключевое требование ФГОС.Уроки литературы дают возможность для развития эмоционально-нравственной отзывчивости,освоения основных моральных норм.
Следует также отметить, что успех в работе с учащимися по формированию УУД зависит от компетентности учителя при выборе методических приёмов.
Предлагаю принцип конструирования урока.
Урок состоит из пяти этапов. На каждый этап ставится определённая задача.
1 этап- организационная и мотивационно-целевая часть урока. Учитель вместе с учащимися формулирует цель, тему урока. Знакомит с критериями оценивания работы на уроке или совместно разрабатывает критерии с учащимися.
2 этап. Учитель создаёт условия для самостоятельного поиска информации по теме урока.
3 этап. Проработка нового материала, организованная в группах. Представление своей работы одноклассникам.
4 этап. Контроль со стороны учителя усвоения и применения нового материала. Оценка своей рабты на уроке учащимися.
5 этап. Учитель предлагает домашнее задание и объясняет его, задание может быть направлено на закрепление узученного материала или может предварять новый урок. Учащиеся на уроке должны осмыслить суть домашнего задания, дома его выполнить.
Логика современного урока предполагает  соответствие его реальным результатам запланированному; соответствие его содержания, построения и средств теме и цели; взаимосвязь всех частей урока, цельность и последовательность в достижении цели.
Регулятивные УУД учат самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Одной из ключевых компетенций, которая формируется на уроках литературы при работе с текстами, является коммуникативная компетенция. Это важное умение, предполагающее способность ученика работать с текстом, правильно воспринимать информацию и интерпретировать ее, создавая собственное высказывание.
Умение самостоятельно работать , добывать знания, систематизировать материал, фиксировать главное в свёрнутом виде - этому ребята учатся в школе. Самостоятельная  работа, без сомнения, создаёт условия для осуществления деятельности, когда ребёнок сам составляет план работы, выбирает материал для анализа, делает свои выводы.
Меняется и роль учителя. Он теперь создаёт условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями. Он помогает ребенку в овладении компетенциями. Акцент делается на системно-деятельностный подход, согласно которому знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»