Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Время, пропущенное через сердце

(по творчеству С.А.Есенина)
Кирилина Светлана Викторовна
    Исходя из своего  педагогического опыта, могу утверждать, что огромный интерес у школьников, в каком бы классе они ни учились, вызывает лирика Сергея Есенина. Каждый находит в его творчестве что-то свое, личное, что трогает его за душу. Почему? Возможно, дело в предельной искренности поэта. А может быть, в том, что он затрагивает проблемы, с которыми приходится сталкиваться каждому из нас, и откровенно показывает все ошибки, все неудачи. Поэт пытается найти себя, своё место в жизни. Эти искания проходили в «сплошном дыму», в «развороченном бурей быте», на земле, «объятой вьюгой и пожаром». Время, в которое творил Есенин, в чем-то созвучно нашему: сегодня тоже нет в мире стабильности, не одна страна, а целые континенты вздыблены и не знают, «куда несёт» их «рок событий».  И в этом смысле произведения Есенина для нас – своеобразный ключ к раскрытию современности. На мой взгляд, изучение лирики С. Есенина является важной ступенькой к развитию каждого из нас: долг читателя заключается в том, чтобы понять мысль, которую хотел донести до него автор, понять чувства и переживания, испытанные им. В последнее время мы всё чаще обращаемся к великим поэтам в поисках ответов на вопросы: а каково было жить в те времена? Стали мы лучше или хуже? Как нам жить сегодня? Ведь только изучая прошлое, можно проложить дорогу в будущее.
       Как уже отмечалось выше, поэзия С.А.Есенина волновала и продолжает волновать сердца людей. И неудивительно, что творчество поэта стало предметом многих серьёзных исследований. Вокруг его произведений велись ожесточенные споры, высказывались противоположные точки зрения. Вопреки своей воле, поэт был втянут в жестокую политическую игру.  Я не хочу цитировать тех, кто не признавал таланта Есенина, в том числе главного идеолога партии  Н.Бухарина, популярного критика  начала ХХ века Сосновского. Вспомним лучше о тех, кто высоко оценивал есенинскую поэзию. Это не только известные писатели (М.Горький, А.Блок, В.Ходасевич, А.Серафимович), но и видные политики (С.Киров, М.Калинин). Огромный вклад в изучение наследия поэта внесли исследователи уже в середине и конце ХХ века, после хрущёвской «оттепели», – Юрий Прокушев, Алла Марченко, Сергей Кошечкин…
    Из  всего многообразия тем, связанных с жизнью и творчеством поэта, я решила остановиться на событиях, положивших начало трагедии в судьбе Есенина, с одной стороны, и давшим толчок для развития великого гения, с другой. Ведь революции 1917 года, сломавшие привычный уклад жизни, оказали  на поэта настолько сильное влияние, что данный ими импульс прошёл через все творчество лирика. О чем бы поэт ни писал, тревога о Родине, о ее судьбе, коренным образом изменённой в 1917 году, будет сплетаться в его творчестве с самыми интимными переживаниями. И именно такое трагическое время, пропущенное через трепетное, отзывчивое сердце поэта, породило шедевры, которыми восхищаются вот уже около ста лет. Возможно, именно Есенин не только сумел выразить ту боль, которую пришлось испытать людям того времени, но и предельно искренне донес ее до читателей будущих поколений.
     В своей статье я хочу рассмотреть, как на творчество поэта повлияли самые яркие события политической жизни России: две революции 1917 года
Для этого я считают необходимым сделать следующее:
  1. Проанализировать поэзию Сергея Есенина, посвященную событиям революции;
  2. Проанализировать события, которые происходили с самим поэтом в это время  и выяснить, как они повлияли на его стихотворения;
  3. Подготовить материал для урока литературы в 11 классе.
Для реализации поставленной цели я обращусь к нескольким стихотворениям поэта, которые, на мой взгляд, наиболее ярко отражают отношение Есенина к революционным событиям 1917 года и показывают влияние этих событий на его творчество.
                                              ПОЭТ И РЕВОЛЮЦИЯ
                         ВОСТОРЖЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕВОЛЮЦИИ
Душа Есенина всегда переживала за Россию. Каждое событие в жизни страны  находило отклик в его поэзии. Конечно, и революции, всколыхнувшие все общество, оставили неизгладимый след в душе и творчестве поэта.  
Молодой Сергей Есенин ждал революцию, видел в ней спасение для крестьян, для России. Он с восторгом принял февральскую революцию и надеялся на неё как на очистительную силу.  После февраля 1917 года, как отмечают современники, поэт был сам на себя не похож.
 В письме к Андрею Белому Иванов-Разумник отмечает разительную перемену в поведении Есенина и Клюева: “Оба — в восторге, работают, пишут, выступают на митингах” (Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. СПб.: Atheneum, Феникс, 1998. С. 104. )
В марте Есенин стал завсегдатаем редакции эсеровской газеты «Дело народа», в которой вскоре появилось его стихотворение «Наша вера не погасла…», ставшее программным. Ещё с детства поэт не отличался сильной верой в Бога, считая Христа просто  идеальным человеком.
Не ищи меня ты в Боге,
   Не зови любить и жить…
Именно в этом стихотворении Есенин делает намек на свою расположенность к «новому миру», а также показывает свою решительность идти за «новый мир» до конца:
Я пойду по той дороге
Буйну голову сложить.
Стихотворение датировано 1915 годом. Таким образом, уже тогда Есенин начал задумываться о том, что Россию ждут решительные перемены.
По словам современников, поэт довольно быстро отреагировал на революцию: свои стихотворения он датирует как можно ближе к февральскому рубежу. Поэт был преисполнен надежд на лучшее будущее, он искренне ликовал. Его поэзия преобразилась - если раньше его лирика была гармоничной и плавной, то теперь она стала "взвихренной". Это ярко просматривается в "Товарище”: "взмахнули”, “взметнулся”, “за взмахом взмах”… Новая поэзия Есенина отличается громкостью, эмоциональностью, резкостью (обратим внимание на обилие восклицательных знаков):
Ревут валы,
Поет гроза!
Из синей мглы
Горят глаза.
Так же в “Товарище” поэт начинает использовать новые, злободневные слова: “товарищ”, “простой рабочий”, “марсельеза”, “равенство и труд”, он отходит  от привычной лирической "есенинской" мягкости стиха.
А вот в “Певущем зове” (апрель 1917 г.) в ход идет библейская тематика, перекрикивающие друг друга обращения (“Радуйтесь!”; “Хвалите Бога!”; “Сгинь ты, английское юдо…”; “Опомнитесь!”) — при шестнадцати восклицательных знаках на четырнадцать строф! Противоречия Есенина не смущали. С пафосом он объявил о смерти Христа, его погребении на Марсовом поле (в “Товарище”) и о новом Рождестве (в “Певущем зове”): “Земля предстала / Новой купели!”; “В мужичьих яслях / Родилось пламя / К миру всего мира!”. Так, поэт надеется увидеть после гибели старого мира возрождение страны, новой, просветленной.
Есенин добивался статуса революционного поэта, и вскоре ему присвоили этот статус. Говорили о том, что он “провидец и провозвестник революции”, его творения — “скрижали Великой Русской Революции” (З. Бухарова; Летопись. С. 97). Поэма “Товарищ”, в исполнении автора или профессиональных чтецов, стала непременным “гвоздем” революционных концертов и поэтических вечеров (“Товарищ” читали на всех эстрадах и во всех клубах чтецы и артисты, так же как и поэму “Двенадцать” Блока”)
 За Октябрьской революцией Есенин вместе с Блоком мчались в первых рядах. О захвате власти большевиками "провидец революции" отзывается в поэме "Преображение" в библейских образах, на этот раз он обращается к образу Содома и Гоморры:
Грозно гремит твой гром,
Чудится плеск крыл.
Новый Содом
Сжигает Егудиил.
Но твердо, не глядя назад,
По ниве вод
Новый из красных врат
Выходит Лот.
Думаю, понимать эту аллегорию надо так: в образе Содома - старый, прогнивший мир; Егудиил - образ террора; Лот и "красные врата" - революция. Поэт надеется на преображение человечества, на его духовное возрождение:
Зреет час преображенья,
Он сойдет, наш светлый гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
 
 РАЗОЧАРОВАНИЕ
Но очень скоро Есенин разочаровался в революции – его надежды не оправдались: простой народ не стал жить лучше, а железные кандалы цензуры сомкнулись на руках всех поэтов. Особенно больно ему было, когда в апреле 1920 года он побывал в родном Константиново и увидел обнищание деревни, уничтожение тех устоев, которые вскормили юного поэта. Появляется страх перед «железным» городом, наступающем на село:
                                  На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость…
         («Я последний поэт деревни»)
Такую же образную систему Есенин использует и в поэме «Сорокоуст» («…живых коней победила стальная конница»). Пессимистическое настроение поэта со временем только усиливается. В стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…» уже появляется не гость, пусть и нежеланный, а враг:
… я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.
Именно в этом стихотворении отчётливо звучит мысль собственной гибели вместе со смертью родного уклада. Только в «мире древнем» поэт мыслит свое существование. Но революция его уничтожила…
Безусловно, события 17-го года оказали влияние на всех жителей новой, Советской России, в том числе и на С.А.Есенина. Но может быть, время вылечило раны и поэт смог «отпустить» эту тему? Обратимся к стихотворению, написанному в 1924 году.
Итак, «Письмо к женщине». Написано оно было на Кавказе: и там поэта не оставляли думы о Родине. Язык стихотворения – ямб с пиррихием - создает впечатление искреннего рассуждения. Лесенка, разбивающая строфы, выделяет ключевые слова, концентрируя внимание читателя на самых значимых моментах.
В первой части лирический герой загнан в угол пришедшими событиями и брошен всеми. Есенин сравнивает новую власть с кораблем, на котором страдают люди. Поэт использует просторечия и вульгаризмы, чтобы сильнее и ярче передать болезненное состояние людей: «Ну кто ж из нас на палубе большой/ Не падал, не блевал и не ругался?»
Герой стихотворения чувствует себя, «как лошадь, загнанная в мыле», как пассажир корабля, гибнущего в шторм. Он ищет понимания, сочувствия, любви, но не может найти поддержки, прежде всего, в любимой, ведь ее отпугнула «маета» духовных исканий, и поэтому он ей «ни капельки не нужен». Лирический герой на время ушел в «трюм» - русский кабак, потому что другого выхода не видел.
Вторая часть - попытки   лирического героя выйти из «трюма» и принять то, что есть: новую власть и новую жизнь:
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Традиционно эти строки истолковывались как признание поэтом новой идеологии. Но ведь «по пути» может быть с кем-то, то есть дополнение должно стоять в творительном падеже. А автор употребляет форму предложного падежа. То есть не «теперь с Советской стороной  я самый
яростный попутчик», а «в Советской стороне». Я с удивлением узнала, что в те годы слово «попутчик» означало классовую чужеродность и политическую незрелость.
Обратим внимание: 1924 год, уже семь лет прошло после революции. А поэт не устает размышлять:
Куда несёт нас рок событий?
Но в то время адекватно оценить происходящее было очень тяжело, ведь
                                        Лицом к лицу
                                        Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
И «угар нежных чувств» переплетается с горькими раздумьями о судьбе Родины. Любовь к женщине и к России тесно переплетены в сердце, а следовательно, и в творчестве Есенина.
Таким образом, то, что «наковеркала» революция, будет мучить поэта всю жизнь.
ВЫВОД
Подводя итоги , можно теперь со всей определенностью утверждать: революция и последовавшие за ней события, действительно, оказали решающее влияние на судьбу и творчество С.А.Есенина.
Сам С. Есенин сначала он был ярым сторонником революции, но очень скоро разочаровался в ней, потому что его надежды на лучшее будущее для крестьянства не оправдались. Все свои переживания и чувства Есенин отразил в творчестве и навечно оставил в наших сердцах. Его искреннее переживание за судьбу Родины всегда находило отклик у читателей. Так же, по словам самого поэта, Октябрьская революция дала почву для дальнейшего развития его творчества, иначе он бы так и «засох на никому не нужной религиозной символике». (Есенин С. А. Стихотворения и поэмы./ Под ред. Ю. Прокушева.- М.: Детская литература, 1975.- 192 с).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. Белоусов "Сергей Есенин. 1895-1920-". М., 1969.
2. А. Волков "Самобытность таланта". Русская речь, 1973,  №4.
3. П. Зайцев. Литературная Россия. 1985. № 12. 12 апреля. С. 20.
4. В. Зеленский "О Есенине: Октябрь", 1955, №10.
5. М. Косман.  С. Есенин в Царском Селе // Возрождение. Париж. 1973. № 240.
6. И. Майоров; Летопись. С. 129.
7. А. Марченко "Пожтический мир Есенина". М., 1989.
8. Ю. Прокушев "Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха." М., 1979.
9. Ю. Прокушев "Время Есенина..." Москва, 1973, №4.
10. Л. Смирнова "Русская литература, советская литература. Справочные материалы". М., 1926.
Интернет-ресурсы:
http://www.esenin-sergej.ru/esenin/text/tovarisch.php
http://esenin-sergej.ru/esenin/text/pismo-zhenschine.php
http://www.newreferat.com/ref-5981-1.html
http://magazines.russ.ru/voplit/2006/6/le5.html
http://www.e-ng.ru/literatura/esenin_i_revolyuciya.html
http://delayreferat.ru/news.php?readmore=2035

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»