Одинокий голос сокровенного человека в прекрасном и яростном мире
Грибанова Виолетта Борисовна
В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Андрея Платоновича Платонова (подлинная фамилия – Климентов), писателя, чей грустный взгляд на мир преодолел время. Это прозаик своеобразного дара, мировосприятия и стиля. В его творчестве нашла отражение сложная эпоха первой половины ХХ века с ее потрясениями, поисками ответов на острейшие вопросы бытия.Он родился на рубеже веков в семье железнодорожного мастера в Ямской слободе недалеко от Воронежа и потом часто в своем творчестве возвращался к детским и отроческим впечатлениям, видел в этой поре истоки формирования характера, мировоззрения и творчества. Истории Ямской слободы Платонов посвящает целое произведение такого же названия, а философски насыщенное произведение «Чевенгур» открывает описание слободы: «Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда приходят жить люди прямо из природы.» Кроме того, жизнь семьи будущего писателя была связана с железной дорогой. Человек и природа, труд и разум, создающий техническую цивилизацию – основополагающие темы творчества А.П.Платонова.
Часто в произведениях писателя именно дети остро, всей душой ощущают тайну родства всего живого на земле, недоступную пониманию взрослых, занятых повседневными делами. Мальчик Егор, герой рассказа «Железная старуха», «любит жить без перерыва, чтобы видеть все, что живет без него». Выйдя ночью из дома, ребенок делает удивительное открытие. Оказывается, природа не спит ночью. Перед ним раскрывается мир, полный загадок и тайн, тревожный и опасный. И во многих произведениях автор демонстрирует детский, непредвзятый взгляд на мир.
Проблемы человека, стоящего на грани между жизнью и смертью, поиски возможностей преодоления смерти проходят «красной нитью» через все творчество Платонова. Пережив голод, участвуя в борьбе с засухой, он рано задумался о непростых отношениях человека и природы. Писатель не воспринимает природу традиционно как гармоническое начало. «Сокровенный» человек – крестьянин, рыбак – страдает. В природе нет привычного спокойствия и благополучия. Она стихийна, в ней царит закон смерти. Человек в ней одинок и беззащитен.
Нет совершенства и в цивилизованном мире. Платонов с радостью и надеждой принял революцию. Он верил в осуществление своих самых сокровенных желаний – даже в победу Человека над Смертью. Увлекался трудами Циолковского, Вернадского. Платонов считал, что человеческие ресурсы и возможности неисчерпаемы. Человек – космос. Эти идеи находят художественное воплощение в произведениях «Лунная бомба», «Потомки солнца», «Эфирный тракт». Герои-гении открывают новые виды энергии, меняют климат, прославляя технический прогресс, но часто не задумываясь о роковых последствиях своих открытий.
Но уже в двадцатые годы писателя одолевают сомнения. Он приходит к выводу, что вмешательство людей в жизнь природы не должно доходить « до умерщвления свирепого, юного начала». Неслучайно в душе мальчика Васи, герое рассказа «Корова», уживается любовь к корове и паровозу. Он им одинаково сострадает, для него они живые.
К концу двадцатых годов Платонов переоценивает свои взгляды на строительство социализма. Это усугубляет его творческое одиночество. Особую тревогу у него вызывает оправдание идей насилия во благо. Автора тревожит возрастающая власть новой бюрократии, которая порой рассматривает человека как материал для своих экспериментов. «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек», «Выбор», «Чевенгур», «Котлован» выражают негативное отношение автора по отношению к методам пролетарской власти. И власть враждебно и настороженно относится к произведениям Платонова. Его «одинокий голос» страшен для нее.
Герои романов и рассказов того времени – люди, обуреваемые страстными идеями. Они как будто опережают свое время, оставаясь при этом по-детски наивными. Примером могут служить книги «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море». В сознании выходцев из народа новая политическая терминология – «социализм», «коммунизм», «классовая борьба» - сливается с представлениями фольклора. Мечты о всеобщем бедняцком счастье Дванова, Копенкина, Чепурнова, Сафонова, Жачева объединяет метод их реализации – как можно скорее построить «светлое будущее», а все, что мешает – безжалостно уничтожить и разрушить. И вывод Платонова печален: «Мужику от земли один горизонт остался.» Персонажи произведений близки автору, но его отношение к ним вовсе не однозначно. С одной стороны, он наделяет их трогательной любовью к детям, заботой о товарищах. А с другой – гиперболизирует ограниченность их взглядов. В произведениях А.П.Платонова соединяются реалии того времени и философские, символические обобщения, злободневность – с вымыслом, пафос с сатирой. Именно это делает, на мой взгляд, творчество писателя завораживающе неповторимым. Наиболее метафорично яркий символ – котлован. Это Вавилон «нового времени». Стройка собирает людей разноплановых: лидеров и бунтарей, мыслителей и работяг. Возведение общего пролетарского дома (под его фундамент они и роют котлован) объединяет их мечтой о прекрасном будущем, ради которого они не жалеют своих сил. Но, изнуренные непосильным трудом, они утрачивают способность радоваться жизни. В душах поселяется сомнение, пустота. Но вот кажется, что смысл вновь обретен. В барак приходит осиротевшая девочка Настя. Теперь все знают, что они трудятся для счастья детей, будущих поколений. Но девочка угасает. Ее смерть лишает смысла происходящее, превращает его в утопию. Грезы не выдерживают проверки гуманизмом, ценностью человеческой жизни. «Чевенгур» и «Котлован» не были опубликованы при жизни Платонова, их создание осложнило его личную и творческую судьбу.
Проходят годы. Но голос талантливого писателя говорит с читателем со страниц книг. Сокровенные мысли находят отклик в сердцах и душах, побуждая задуматься о «вечных вопросах».