Смирнова Наталия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
НОУ «ЧШ «Дипломат»,
Санкт-Петербург
Цели урока:
1. Ознакомление учащихся с новым произведением Достоевского, расширение контекста изучения творчества писателя.
2. Обучение анализу художественного текста, осмыслению содержания произведения.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Формирование коммуникативных и социальных навыков в процессе совместной работы.
5. Формирование личностного отношения к концептуальным вопросам человеческого бытия.
Используемые технологии:
1. Технология развития критического мышления учащихся (приемы «толстые» и «тонкие» вопросы, чтение с остановками, дискуссия, эссе).
2. Информационные технологии (использование презентации).
Ход урока.
1. Стадия вызова.
1) Учитель:
Мы с вами – накануне Нового года и Рождества. Какие ассоциации связаны у вас с этими праздниками?
Ученики отвечают (можно записать, тогда используем прием «ассоциативного солнышка»).
2) Слайд презентации №1 – цитата:
«Дети странный народ, они снятся и мерещатся» (Ф.М.Достоевский)
Учитель:
Задайте по одному «тонкому» или «толстому» вопросу писателю Достоевскому – автору этих слов.
Ученики формулируют вопросы, учитель фиксирует их на доске.
3) Итак, что же могло «присниться» и «померещиться» Достоевскому, чтобы он написал такой рассказ?..
2. Стадия осмысления содержания.
1) Чтение рассказа.
В данном случае при использовании приема «чтение с остановками» важно не увлечься вопросами, т.к. рассказ написан и читается с высочайшим эмоциональным напряжением, дети переживают определенный катарсис – и этот момент надо беречь, нельзя испортить лишними словами.
Читать рассказ может учитель и (или) заранее подготовленные ученики.
2) Сразу после прочтения важен эмоциональный отклик детей (учитель спрашивает об испытанных чувствах, дети отвечают).
3) Работа в группах.
Формируются 3 группы, которые работают над поставленными вопросами, готовя общее выступление.
1 группапредварительно получила задание прочитать сказку Андерсена «Девочка со спичками». Теперь ученикам необходимо представить эту сказку остальным и ответить на вопрос: что общего и что различного в этих произведениях?
2 группаотвечает на вопрос: какой могла бы быть реакция на данный рассказ Евгения Базарова – героя романа Тургенева «Отцы и дети» - и почему?
3 группаотвечает на вопрос: какой могла бы быть реакция на данный рассказ Родиона Раскольникова – героя романа Достоевского «Преступление и наказание» - и почему?
( Здесь возможны варианты в зависимости от уровня подготовленности класса и этапа изучения романа «Преступление и наказание». Можно сравнить реакцию на рассказ Раскольникова на протяжении всего романа; подумать об отношении к рассказу других героев Достоевского – князя Мышкина, Ивана и Алеши Карамазовых, …).
4) Выступления групп (сопровождаются слайдами презентации №2, 3, 4), дискуссия.
3. Рефлексия.
Создание эссе – письменного высказывания.
Как бы Вы назвали этот рассказ Достоевского и почему? (Слайд презентации №5.)
При наличии времени написанные тексты читаются в классе.
Если время ограничено, эссе может стать домашним заданием.