Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Смирнова Наталия Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

НОУ «ЧШ «Дипломат»,

Санкт-Петербург

 

 

Цели урока:

1.     Ознакомление учащихся с новым произведением Достоевского, расширение контекста изучения творчества писателя.

2.     Обучение анализу художественного текста, осмыслению содержания произведения.

3.     Развитие устной и письменной речи.

4.     Формирование коммуникативных и социальных навыков в процессе совместной работы.

5.     Формирование личностного отношения к концептуальным вопросам человеческого бытия.

 

Используемые технологии:

1.     Технология развития критического мышления учащихся (приемы «толстые» и «тонкие» вопросы, чтение с остановками, дискуссия, эссе).

2.     Информационные технологии (использование презентации).

 

Ход урока.

1.     Стадия вызова.

1)    Учитель:

 Мы с вами – накануне Нового года и Рождества. Какие ассоциации связаны у вас с этими праздниками?

Ученики отвечают (можно записать, тогда используем прием «ассоциативного солнышка»).

2)    Слайд презентации №1 – цитата:

«Дети странный народ, они снятся и мерещатся» (Ф.М.Достоевский)

Учитель:

Задайте по одному «тонкому» или «толстому» вопросу писателю Достоевскому – автору этих слов.

Ученики формулируют вопросы, учитель фиксирует их на доске.

3)    Итак, что же могло «присниться» и «померещиться» Достоевскому, чтобы он написал такой рассказ?..

 

2.     Стадия осмысления содержания.

1)    Чтение рассказа.

В данном случае при использовании приема «чтение с остановками» важно не увлечься вопросами, т.к. рассказ написан и читается с высочайшим эмоциональным напряжением, дети переживают определенный катарсис – и этот момент надо беречь, нельзя испортить лишними словами.

Читать рассказ может учитель и (или) заранее подготовленные ученики.

2)    Сразу после прочтения важен эмоциональный отклик детей (учитель спрашивает об испытанных чувствах, дети отвечают).

3)    Работа в группах.

Формируются 3 группы, которые работают над поставленными вопросами, готовя общее выступление.

1 группапредварительно получила задание прочитать сказку Андерсена «Девочка со спичками». Теперь ученикам необходимо представить эту сказку остальным и ответить на вопрос: что общего и что различного в этих произведениях?

2 группаотвечает на вопрос: какой могла бы быть реакция на данный рассказ Евгения Базарова – героя романа Тургенева «Отцы и дети» - и почему?

3 группаотвечает на вопрос: какой могла бы быть реакция на данный рассказ Родиона Раскольникова – героя романа Достоевского «Преступление и наказание» - и почему?

( Здесь возможны варианты в зависимости от уровня подготовленности класса и этапа изучения романа «Преступление и наказание». Можно сравнить реакцию на рассказ Раскольникова на протяжении всего романа; подумать об отношении к рассказу других героев Достоевского – князя Мышкина, Ивана и Алеши Карамазовых, …).

4)    Выступления групп (сопровождаются слайдами презентации №2, 3, 4),  дискуссия.

 

3.     Рефлексия.

Создание эссе – письменного высказывания.

Как бы Вы назвали этот рассказ Достоевского и почему? (Слайд презентации №5.)

При наличии времени написанные тексты читаются в классе.

Если время ограничено, эссе может стать домашним заданием.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»