Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока

Человек и эпоха

Макеева Елена Евгеньевна
Характеристика этапов урока
Этап урока Время, мин Цель Содержание учебного материала Методы
и приемы работы
Использование ЭОР* Деятельность учителя Деятельность
учеников
1.Актуализация субъективного опыта учащихся и проверка домашнего задания. 10
 
Мотивация к обучению Воспроизвести такие понятия, как время, художественное время, историческое время, лирика, эпос с помощью словаря и знаний учащихся, полученных ими на уроках обществознания и истории,
1. «Время — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Одно из основных понятий философии и физики»
2. «Историческое время — есть время человеческого бытия, время человеческой деятельности. Только на социальном уровне время обретает максимальную глубину и полноту своего содержания».
3. «Художественное время — воспроизведение времени в художественном произведении, важнейшая композиционная составляющая произведения.»
 
4. В основе исторического времени находится, как правило, событие, а в основе художественного  - человек. Поэтому отличия этих кластеров настолько существенны.
 
 
 
 
 
 
 

 
Диалог с учащимися, позволяющий актуализировать их знания для работы с новым материалом.
Для выполнения домашнего задания учащиеся были разделены на группы – историки и лирики. Их целью было выяснить, что представляет собой эпоха в романе «Доктор Живаго», и на основании этих знаний составить кластер.
Сравнение кластеров двух групп
Презентация, слайды №1,2. Создает мотивацию к изучению данной темы, используя вопросы, связанные с философией постижения жизни учащимися:
-Что такое время?
- Что такое историческое время?
- Что такое художественное время?
-Может ли человек влиять на время?
-А время влияет на человека?
Помогает выявить ключевые слова в выступлении историков и лириков для составления кластера.
Историки – кластер «Революция и война»: уничтожение противника
навязывание оппоненту 
своей воли, переворот. скачок в развитии, существенные изменения(на основании терминов).
Лирики – кластер «Революция»: разрушения, страдания, стихия, неизбежность, ожидание нового, бунт, убийство. (На основании исследования реализации этой темы в творчестве Блока, Маяковского, Есенина.

 
Вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
Осмысление вопросов учителя
Ответы на вопросы, основанные на собственном опыте.
Соотнесение ответов со словарными  статьями.
 
Утверждение собственной точки зрения при  проверке  домашнего задания
Обоснование  собственных идей при составлении кластера.
2.Постановка учебной задачи 12 Выявление цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
Формулирование темы урока.
3 группы исследователей размышляют над следующими вопросами:
1группа:
-Образ Юрия Живаго в сете его имени .(Исследование 1ч.3гл. и 7 ч.15 гл.)
2группа:
-первоначальное отношение героя к революции (ч.5 гл.8 ич.6 гл.8)
3группа
- изменившееся отношение героя к революции (ч.11 гл.5; ч.13 гл.5; ч.12 гл.8; ч.13 гл.2.
 

 
Диалог, подводящий к теме урока.
Индивидуальные выступления учащихся
Исследовательская работа в группах с текстом романа и привлечением интернет-источников
Презентация, слайды №5,6,7. Слушает ответы учащихся,
внося необходимые уточнения и помогая прийти к верному выводу
1 группа – Имя героя – «целитель живого». Он и сам противостоит всему мертвому, что есть на земле. Радость жизни и счастье в самой жизни, в ее повседневности.
2 группа – Вначале герой видит в революции «что- то евангельское», ему кажется, что это «великая хирургия.» Он очарован происходящим.
3группа – Постепенно к герою приходит понимание того, что революция противоречит самой жизни, потому что несет страдание и смерть.»Переделка жизни», «братоубийственная война», «человек человеку волк».
Отношение к революции меняется, а сам герой остается прежним.
Цель урока – понять, как может человек, оказавшийся в вихре эпохи, сохранить собственную цельность.
.
 

 
Исследуют текст романы в соответствии с поставленной задачей.
Учатся работать в команде.
Учатся отстаивать собственную точку зрения и вырабатывать собственную жизненную позицию.
Формулируют тему урока
Учатся устраивать результативные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Учатся принимать ответственность на себя, проявлять лидерские качества, отстаивать собственную точку зрения.

 
3.Открытие нового знания 11 Решение проблемного вопроса: как сохранить в себе человека в бесчеловечной эпохе. 1.Знакомство с текстом стихотворения «Зимняя ночь»
2. Знакомство с текстом «Притчи о свече»(Мф5,14-15)
3.Анализ эпизода «Смерть Юрия Живаго»(ч.15 гл.12)
4.Как взаимосвязаны Живаго и эпоха, в которой он живет?
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.ВОЛОШИН

 
Групповая работа,  индивидуальные выступления.   Помогает растолковать евангельскую притчу.
Истинные Христиане должны быть светом в этом греховном мире. Как Иисус Христос сказал «Так да светит свет ваш пред людьми» Кругом нас одна тьма, тьма духовная полная грехов и зла. Свеча под горшком, прежде всего, начинает жутко коптить и копоть эта оседает на горшке, так что если у свечи есть глаза, они видят лишь черноту. Так что веровать означает осветить сердцем Христовым путь своей жизни. Давайте будем спешить делать добрые дела, показывая окружающим людям свой свет, так же как делал добрые дела Иисус Христос. Давайте будем действительно светом в этом греховном мире.
Помогает понять образ свечи в стихотворении Б.Пастернака и соотнести этот образ с евангельским символом.
Помогает прийти к выводу о том, что Живаго сохранил себя, сущность свою, духовную цельность, не изменил нравственным принципам и идеалам, остался самим собой.
Постигают вечные человеческие ценности и учатся примерять их к собственной жизни
Работают с текстом произведения, самостоятельно приходят к выводу о том, что герой умирает в трамвайном вагоне, столь чуждом для него, сбежавший от всех, ото всех отказавшийся, совершенно одинокий человек.
 
 
Размышляют о взаимовлиянии человека и времени, в котором он живет.
Приходят к выводу о Живаго:
Он вне времени
Он без времени
Он над временем
4.Применение новых знаний в нестандартной ситуации 10 Выявление уровня усвоения учащимися нового материала:
Понимания места человека в том историческом времени, которое ему выпало.
  Учащиеся делятся на 3 группы в соответствии с индивидуальной позицией каждого: ДА – НЕТ – НЕ ЗНАЮ.
Группе незнающих предлагается поразмышлять над вопросом: «Что оставил после себя Юрий Живаго?»
  С точки зрения Б.Пастернака быть вне времени – в высшей степени правильно, потому что, только находясь над временем, человек сохраняет собственную цельность и не изменяет нравственным основам существования. А с вашей точки зрения это хорошо? Это правильно?
Обоснуйте свой выбор.
Систематизируют знания, полученные в ходе урока.
Учатся  устанавливать причинно-следственные связи и обобщать понятия.
Выдвигают неожиданные гипотезы и делают открытия.
Группа ДА:
Такие люди осуществляют связь поколений, передавая потомкам систему нравственных ценностей, на которых строится человеческая жизнь. Без таких, как Юрий Живаго, мир утонет в крови революций и войн.
Группа НЕТ:
Такие люди тормозят прогресс. Человек должен идти в ногу со временем, чтобы жизнь не стояла на месте. Нужно иметь активную жизненную позицию, быть человеком действия, даже если для этого придется пожертвовать своими принципами. Такие, как Юрий Живаго, никогда не будут успешными людьми.
 
 

 
5.Рефлексия деятельности 3 Осознание учащимися своей учебной деятельности Что оставил после себя Юрий Живаго? Индивидуальная работа Презентация. Слайд №10 Создает мотивацию к выполнению домашнего задания. Учатся делать умозаключения и выводы на основе аргументации, произведенной индивидуально каждым.
6. Инструктаж по выполнению домашнего задания. 4 Определить план мини-макси д/з Базовый уровень:
Почему роман заканчивается Поэтической тетрадью Юрия Живаго?
Профильный уровень:
Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
И справа, и слева,
И сзади, и прямо,
И красный, и белый:
- Мама!
М.М.Цветаева
 
Какое отношение этот текст имеет к художественной концепции мира, выстроенной в романе?
      Научатся прилагать волевые усилия и преодолевать трудности  на пути достижения целей
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»