Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сквозь призму поэзии. Самоактуализация нравственных чувств
школьников на уроках литературы

Шмакова Татьяна Львовна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории ГБОУ Лицей 126 Санкт-Петербурга
           Возможности человека позиционировать себя в окружающем мире в условиях имевшего место в последние десятилетия информационной сверхпроводимости процесса интенсивного взаимодействия культур не могут быть успешно реализованы без формирования нравственных установок личности на ответственное общественное поведение, толерантность, желание и умение трудиться.
          Технологический прорыв и процессы глобализации изменили характер человеческой деятельности: образовательные процессы, еще вчера считавшие приоритетом познание как средство взаимодействия с окружающим миром, сегодня смещают акцент с познания на интенсивность формирования сознания, а сам процесс этого формирования приобретает характер самого выгодного и прибыльного бизнеса, учитывая значимость человеческого фактора.
          В процессе компьютерной революции овеществленная компьютером логика уравнивает людей в доступе к информации. В конкурентной борьбе на первый план закономерно выступает уникальность творческого мышления.
Уровень интеллектуального и духовного развития человека, его интеграция в окружающий мир, совершенствование коммуникативных умений напрямую зависят от уровня сформированности нравственных чувств и убеждений.
          Педагогическая модель современного урока литературы предусматривает планирование образовательной, познавательной, развивающей и воспитательной составляющих как единого целого, при этом отмеченная выше потребность в гуманитарном развитии отражает усиление внимание к процессу нравственного воспитания как инструменту социального контроля общества над личностью.
          Усложнение мира требует от современной школы разработки педагогических моделей доступа к внелогическим формам мышления. Поэтому так важно в школе под руководством взрослых сделать работу подростка по самопознанию привычной и естественно необходимой. Самопознание — первый шаг работы личности на пути
самосовершенствования.
          Процесс самосозидания должен стать для учащихся осознаваемой потребностью. Понимать закономерности окружающего мира, слышать его вызовы, управлять собой – этому учатся подростки под руководством учителя на уроках литературы. Мотивируем к размышлению, предложив для обсуждения строки стихотворения И.С.Никитина:
Когда одна, в минуты
                    размышленья,
С друзьями я беседую
                                    в тиши,
Я верю: есть святое
                           провиденье
И кроткий мир для
                     сердца и души.
 
          Уроки литературы и русского языка — благодатная возможность для учителя чутко улавливать шкалу нравственного барометра своих воспитанников и влиять на значения в нужную сторону. Диапазон переживаний подростков находит отражение в их творческих работах. Вот некоторые из высказываний, дающие информацию для размышления:
«Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие»;
«Мне не хватает уверенности в себе»; 
«Я часто расстраиваюсь из-за пустяков и склонен принимать все происходящее всерьез…»;
 «Временами я чувствую себя бесполезным и дома, и в школе»;
«Меня часто не радует то, что, я вижу, радует других»;
«Я часто недоволен собой»;
«Жизнь — штука несправедливая»;
«Я всегда делаю то, что мне сейчас выгодно, ведь, что бы я ни делал, людям все равно не угодишь…».
         Предположим, выполняя задания учителя в рамках ролевой игры «Угадай себя в стихах», ученица выбирает «Поэзу отчаянья» И.Северянина:
Я ничего не знаю.
Я ни во что не верю.
Больше не вижу в жизни светлых ее сторон.
Я подхожу сторожко к ближнему, точно к зверю.
Мне ничего не нужно.
Скучно. Я утомлен.
                ( И.Северянин )
         Негативные переживания неуверенности в себе, беспокойства и неудовлетворенности от неисполнения желаний чаще всего и являются причиной безынициативности и социальной робости. Следовательно, основная работа должна быть направлена на повышение самооценки, создание положительного фона переживаний, спокойствия, оптимизма, формирование чувства собственного достоинства, инициативности, социальной смелости, независимости. Мощным зарядом социальной терапии обладает урок обсуждения стихотворения А.Дементьева «Никогда, никогда ни о чем не жалейте…»:
Пусть другой гениально
           играет на скрипке,
  Но еще  гениальнее
                      слушали Вы.
          Повышенное внимание, особенно со стороны сверстников, умело направляемое учителем, очень быстро помогает решить многие проблемы с подростком.
          Педагогическая модель повышенной дозы внимания с успехом может быть реализована на уроках, посвященных современной поэзии. Наблюдения над читательскими предпочтениями школьников — лучшее тому подтверждение. Авторитарная модель взаимоотношений с миром и поведения является достаточно популярной у подростков.  Они охотно откликаются на то, что предписывает ясные алгоритмы действий в различных ситуация. При этом надо учитывать, что часто удобство в получении четких алгоритмов действий приводит к ожиданию учениками ясных и точных указаний от учителя и установлению авторитарной модели взаимоотношений учителя с учениками, блокируя их инициативность
и творческий порыв. Однако подростковый максимализм — свойственное возрасту психологическое состояние — предоставляет педагогу возможности опираться на силу авторитета, в том числе поэтического. Работа с поэтическими текстами Е.Евтушенко и других поэтов позволяет учителю в полной мере использовать возможности нравственного тренинга.  Например, обсуждение в классе стихотворения Е.Евтушенко «Не возгордись…»:
Смири гордыню —
              то есть  гордым будь.
Штандарт — он и в чехле
не полиняет.
Не плачься, что тебя не понимают —
Поймет когда-нибудь
              хоть кто-нибудь.
(Е.Евтушенко. «Не возгордись»)
         Одна из главных задач любого урока литературы — культивировать атмосферу радости общения и творчества при встрече с литературными героями. На уроках внеклассного чтения учащиеся могут проявить свою начитанность, фантазию, свободу выбора, а также «поиграть» с литературными источниками. Поэтические уроки, литературные игры, конкурсы — заряд приобщения к миру высоких и светлых человеческих чувств. Плодотворно проведение уроков-конкурсов «Угадай себя в стихах... а в них поэта», «Выбери себя, выбери меня», а также творческие работы учащихся.
          Таким образом, можно отметить, что ментальный тренинг и смысловая манипуляция нравственным сознанием с помощью поэтической классики, обладающей особой энергетикой, представляет благодатный материал для работы по формированию нравственных чувств и нравственного сознания школьников.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»