Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Основные приёмы развития навыка смыслового чтения

Дзержинская Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Гимназии № 284
Кировского района Санкт-Петербурга
      Чтение – это  умение реагировать на письменные графические знаки (буквы) и переводить их в слова, смыслы, значения. Это совокупность знаний и умений, которые должны совершенствоваться на протяжении всей жизни. За время обучения учащиеся должны овладеть разными видами чтения: ознакомительным (извлечение основной информации текста), поисковым или просмотровым (нахождение конкретной информации), изучающим или смысловым (выделение полной и точной информации для последующей интерпретации текста).
      Исследования учёных последних лет показывают, что учащиеся демонстрируют низкий уровень грамотности чтения, т. е.  испытывают сложности с пониманием содержания текста, с определением  основных понятий, не умеют извлечь нужную информацию и при случае ею воспользоваться. В современном мире информационного перенасыщения понятие  грамотности чтения  может усложняться, но неизменно оно будет связано с пониманием самых различных текстов: печатных и электронных; словесных и визуальных (схемы, таблицы, диаграммы, графики).
      Одним из путей развития читательской грамотности является обучение навыку смыслового чтения. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают смысловое чтение в метапредметные результаты в качестве основного компонента, потому что чтение является не только фундаментом последующего образования, но и одним из важных источников развития личности.  Таким образом, обучение навыку смыслового чтения становится одной из самых актуальных задач современной школы.  И для её решения  необходимо применение  более эффективных и разнообразных  приёмов  обучения школьников работе с текстом.
      Целью данной статьи является рассмотрение понятия смысловое чтение, а также описание некоторых результативных приёмов работы с художественными текстами для развития навыков глубокого, вдумчивого чтения.
      Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на максимально точное понимание читающим смыслового содержания текста, когда недостаточно просто прочесть текст, а необходимо дать свою оценку информации, откликнуться на содержание. При смысловом чтении происходит познание читателем ценностно-смыслового момента текста, то есть осуществляется процесс его интерпретации. Владея навыками смыслового чтения, человек  может продуктивно работать с текстами всю жизнь.
      При определении понятия смыслового чтения ключевым словом является слово понимание. Понимание – процесс личный, субъективный. Каждый читатель вынесет из текста разную информацию, в зависимости от цели чтения, способностей читающего, но основу работы с книгой составляют конкретные умения, которыми может овладеть каждый ученик.
      О понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:
  • хорошая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
  • нахождение нужной информации;
  • интерпретация текста (выработка своего отношения к воспринимаемому тексту и выражение этого отношения);
  • рефлексия содержания текста (связь полученной информации со знаниями из других источников, умение давать оценку, прибегая к собственному жизненному опыту, и доказывать своё мнение);
  • рефлексия на форму текста (способность оценивать не только содержание текста, но и мастерство автора).
      Данные умения формируются только через полное погружение в текст и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Работая с текстом, дети должны научиться приводить полученную информацию в систему. Чтобы ученики смогли более глубоко осмыслить информацию и использовать её в дальнейшем, необходимо их обучать приёмам анализа текста: структурированию и перекодированию информации: составлению таблиц, тезисов, планов, графиков и т.д.
      Учёные Г. Г. Граник,  С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, Н. Н. Сметанникова, Т. И. Фисенко, В. А. Кудряшова, обратившиеся к проблеме развития навыков смыслового чтения, описывают  разные эффективные приёмы, предполагая трёхфазовую работу с тексом. До чтения (выбор вида чтения, постановка цели чтения, актуализация предшествующего опыта, создание мотивации к чтению); во время чтения (управление процессом чтения) и после чтения (интерпретация текста, рефлексия). Анализ научной литературы по этой теме позволяет выделить основные приёмы, направленные на формирование навыков смыслового чтения.
  • Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Этот приём является основным, так как умелое его использование сводит на минимум коэффициент неизвестной (непонятной) информации. Разновидностью этого приёма является формулирование вопроса-предложения, сочетающего в себе и вопрос, и предположительный на него ответ. Этот приём используется, когда ученики затрудняются самостоятельно сформулировать ответ, но близки к истине в своих предположениях. (Например: а не потому ли…, что…; может, он поступил так, потому что …).
  • Антиципация (от лат. anticipatio – предвосхищение) плана изложения, то есть предугадывание того, о чём будет говориться дальше.
  • Антиципация содержания, то есть предугадывание того, что будет говориться дальше.
Разновидности антиципации.
  • прогнозирование содержания текста по эпиграфу, названию, фамилии автора;
  • восстановление текста с пропущенными элементами;
  • угадывание хода мысли автора при чтении с остановками. Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Как поступит герой?
  • Реципация – мысленное возвращение к прочитанному ранее и повторное осмысление информации под влиянием новых идей.
  • Приём составления плана (сложного и простого; цитатного, вопросного, тезисного).
  • Приём составления граф-схемы (линейной или разветвлённой). Этот способ моделирования логической структуры текста позволяет наглядно отразить связи и отношения между элементами текста.
  • Приём составления сводных таблиц используется для обобщения и систематизации информации.
  • Пересказ.
      Рассмотрим некоторые приёмы развития навыка смыслового чтения на примере анализа первой части рассказа И. А. Бунина «В деревне».
Этап работы с текстом Возможные приёмы при анализе рассказа И. А. Бунина «В деревне»
Предтекстовая деятельность направлена на
актуализацию знаний и опыта учащихся для мотивации чтения.
Работа с названием рассказа.
  1. Составление словаря ассоциаций.
-Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово деревня?
2.   Устное словесное рисование.
- Опишите, нарисуйте с помощью слов, что вам представляется, когда вы слышите слово деревня.
3. Анализ заголовка текста. Поиск ответов на вопросы:
- что тебе известно об этом;
- о чём пойдёт речь в тексте;
- какие ассоциации возникают с названием текста.
4. «Мозговой штурм» - оперативный метод поиска решений на основе стимулирования творческой активности. Протекает в три этапа:
-создание банка идей;
-коллективное обсуждение идей и предложений;
-выбор наиболее перспективных решений.
5. Составление глоссария.
6.  Вопросы на актуализацию знаний и опыта.
-Какие произведения И. А. Бунина читали ранее?
-В какое время жил автор? О чём писал?
Бунин не только автор прозаических произведений, он поэт. Поэтому особенно важно обратить внимание на художественное своеобразие текста. Как, какими средствами автор создаёт портрет зимы и передаёт состояние героя.
7. Приём «Корзина» идей, понятий.
Текстовая деятельность
(анализ первой части рассказа)
В ходе анализа данного рассказа возможно отрабатывать разные виды чтения: чтение про себя с вопросами, попеременное чтение вслух, чтение с комментированием, чтение про себя с пометками, чтение по ролям.
 
  1. Чтение про себя I части
Во время чтения учащиеся отмечают, какие предположения, выдвинутые при прогнозировании, оказались верны. Выписывают непонятные слова.
-Какое настроение возникло после прочтения I части рассказа?
-Обратимся к нашей «Корзине» идей? Какие  из предложенных вами идей нашли подтверждение в тексте?
(Путешествие, каникулы, свобода, радость).
-Какие слова выражения вам непонятны?
 (Коренник, иноходь, ухабы…)
  1. Выразительное чтение вслух первого абзаца.
-Каким вы представляете себе героя рассказа?
-Давайте найдём ключевые слова, которые передают настроение мальчика?
-Как вы понимаете выражение «суровая, серая погода»? Как называется это средство выразительности? Для чего автор использует эти эпитеты?
 3.  Выразительное чтение рассказа от слов «Я с нетерпением ждал Святок…» до слов «…да стены домов» с заданием проследить во время чтения, какие образы противопоставлены в тексте.
-Изменилось ли настроение героя?
-Расскажите, чем вам нравится праздничный город?
-Почему герой с нетерпением ждал святок?
-Когда начинаются святки?
-Что же в тексте кажется вам необычным?
(В разгар зимы герой хочет встречать в деревне начало весны).
-Какие образы противопоставлены в рассказе?
(Город и деревня).
-Выделите ключевые слова, соответствующие образу «город».
-Найдите в тексте ответ, почему невозможно в городе увидеть весну?
4.   Прогнозирование. Формулирование цели урока. Постановка проблемного вопроса.
-Встретит ли герой весну в деревне?
-Почему в деревне можно заметить приход весны?
5.   Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я засыпал, упоённый мечтами…» до слов «…так тесно и шумно».
-Как можно озаглавить этот отрывок?
(Весёлое путешествие).
-Выделите ключевые слова, которые отвечают этому названию?
-Какое слово в этом небольшом фрагменте автор повторяет дважды? Почему?
6.  Чтение фрагмента от слов «Но вот и одинокая, знакомая станция…» до конца первой части.
Исследовательская работа с текстом.
-Какую картину природы рисует автор?
Обращение к репродукциям картин В. Г. Цыплакова, И. Э. Грабаря, К. Юона.
-Какая картина наиболее подходит к рассказу Бунина, почему?
-Давайте понаблюдаем, с помощью каких средств удалось автору создать портрет зимы?
Работа в группах или в парах. Одной группе предлагается выписать слова, словосочетания, передающие приметы зимы и определить художественные средства выразительности. Другой группе выписать слова, которые передают краски зимы.
-Как характеризует героя способность видеть многообразие оттенков зимы и чувствовать наслаждение от красоты природы?
Послетекстовая деятельность -Расскажите, почему вы любите бывать в деревне (за городом)?
-Расскажите о герое рассказа, каким вы его представляете? Хотели бы вы иметь такого друга?
Составление цитатного плана фрагмента рассказа или одной из частей. 
-Составьте цитатный план III части, подчеркните слова, в которых заключена основная идея рассказа (после прочтения всего текста).
-Давайте совершим экскурсию по крестьянскому жилищу, составим цитатный план эпизода «В крестьянской избе, крестьяне за работой».
     
 
     После изучения рассказа И. А. Бунина можно предложить ученикам следующие задания на выбор: придумать обложку к книге с последующей её презентацией; создать свой текст «В деревне» (описание, повествование или рассуждение); подготовить пересказ фрагмента текста, который содержит основную мысль (III часть, диалог с  отцом). Оценивать такие творческие задания могут сами учащиеся по критериям, разработанным и утверждённым в группах.
 
                                                     Используемая литература
  1. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. —  М.: Просвещение, 2011.
  2. Граник Г. Г. Когда книга учит  / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. — М.: Педагогика, 1991.
  3. Королева Г. В. Технология эффективного чтения. —  Ростов-на-Дону, 2009.
  4. Кудряшова В. А. Обучение реферативному чтению на уро­ках русского языка. —  М., 1994.
  5. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. —  М.: Баласс, 2011.
  6.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011.
  7.  Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах // [Электронный ресурс]
http://www.kreativ-didaktika.ru.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»