Основные приёмы развития навыка смыслового чтения
Дзержинская Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Гимназии № 284
Кировского района Санкт-Петербурга
Чтение – это умение реагировать на письменные графические знаки (буквы) и переводить их в слова, смыслы, значения. Это совокупность знаний и умений, которые должны совершенствоваться на протяжении всей жизни. За время обучения учащиеся должны овладеть разными видами чтения: ознакомительным (извлечение основной информации текста), поисковым или просмотровым (нахождение конкретной информации), изучающим или смысловым (выделение полной и точной информации для последующей интерпретации текста).учитель русского языка и литературы
ГБОУ Гимназии № 284
Кировского района Санкт-Петербурга
Исследования учёных последних лет показывают, что учащиеся демонстрируют низкий уровень грамотности чтения, т. е. испытывают сложности с пониманием содержания текста, с определением основных понятий, не умеют извлечь нужную информацию и при случае ею воспользоваться. В современном мире информационного перенасыщения понятие грамотности чтения может усложняться, но неизменно оно будет связано с пониманием самых различных текстов: печатных и электронных; словесных и визуальных (схемы, таблицы, диаграммы, графики).
Одним из путей развития читательской грамотности является обучение навыку смыслового чтения. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают смысловое чтение в метапредметные результаты в качестве основного компонента, потому что чтение является не только фундаментом последующего образования, но и одним из важных источников развития личности. Таким образом, обучение навыку смыслового чтения становится одной из самых актуальных задач современной школы. И для её решения необходимо применение более эффективных и разнообразных приёмов обучения школьников работе с текстом.
Целью данной статьи является рассмотрение понятия смысловое чтение, а также описание некоторых результативных приёмов работы с художественными текстами для развития навыков глубокого, вдумчивого чтения.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на максимально точное понимание читающим смыслового содержания текста, когда недостаточно просто прочесть текст, а необходимо дать свою оценку информации, откликнуться на содержание. При смысловом чтении происходит познание читателем ценностно-смыслового момента текста, то есть осуществляется процесс его интерпретации. Владея навыками смыслового чтения, человек может продуктивно работать с текстами всю жизнь.
При определении понятия смыслового чтения ключевым словом является слово понимание. Понимание – процесс личный, субъективный. Каждый читатель вынесет из текста разную информацию, в зависимости от цели чтения, способностей читающего, но основу работы с книгой составляют конкретные умения, которыми может овладеть каждый ученик.
О понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:
- хорошая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- нахождение нужной информации;
- интерпретация текста (выработка своего отношения к воспринимаемому тексту и выражение этого отношения);
- рефлексия содержания текста (связь полученной информации со знаниями из других источников, умение давать оценку, прибегая к собственному жизненному опыту, и доказывать своё мнение);
- рефлексия на форму текста (способность оценивать не только содержание текста, но и мастерство автора).
Учёные Г. Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, Н. Н. Сметанникова, Т. И. Фисенко, В. А. Кудряшова, обратившиеся к проблеме развития навыков смыслового чтения, описывают разные эффективные приёмы, предполагая трёхфазовую работу с тексом. До чтения (выбор вида чтения, постановка цели чтения, актуализация предшествующего опыта, создание мотивации к чтению); во время чтения (управление процессом чтения) и после чтения (интерпретация текста, рефлексия). Анализ научной литературы по этой теме позволяет выделить основные приёмы, направленные на формирование навыков смыслового чтения.
- Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Этот приём является основным, так как умелое его использование сводит на минимум коэффициент неизвестной (непонятной) информации. Разновидностью этого приёма является формулирование вопроса-предложения, сочетающего в себе и вопрос, и предположительный на него ответ. Этот приём используется, когда ученики затрудняются самостоятельно сформулировать ответ, но близки к истине в своих предположениях. (Например: а не потому ли…, что…; может, он поступил так, потому что …).
- Антиципация (от лат. anticipatio – предвосхищение) плана изложения, то есть предугадывание того, о чём будет говориться дальше.
- Антиципация содержания, то есть предугадывание того, что будет говориться дальше.
- прогнозирование содержания текста по эпиграфу, названию, фамилии автора;
- восстановление текста с пропущенными элементами;
- угадывание хода мысли автора при чтении с остановками. Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Как поступит герой?
- Реципация – мысленное возвращение к прочитанному ранее и повторное осмысление информации под влиянием новых идей.
- Приём составления плана (сложного и простого; цитатного, вопросного, тезисного).
- Приём составления граф-схемы (линейной или разветвлённой). Этот способ моделирования логической структуры текста позволяет наглядно отразить связи и отношения между элементами текста.
- Приём составления сводных таблиц используется для обобщения и систематизации информации.
- Пересказ.
Этап работы с текстом | Возможные приёмы при анализе рассказа И. А. Бунина «В деревне» | |
Предтекстовая деятельность направлена на актуализацию знаний и опыта учащихся для мотивации чтения. |
Работа с названием рассказа.
2. Устное словесное рисование. - Опишите, нарисуйте с помощью слов, что вам представляется, когда вы слышите слово деревня. 3. Анализ заголовка текста. Поиск ответов на вопросы: - что тебе известно об этом; - о чём пойдёт речь в тексте; - какие ассоциации возникают с названием текста. 4. «Мозговой штурм» - оперативный метод поиска решений на основе стимулирования творческой активности. Протекает в три этапа: -создание банка идей; -коллективное обсуждение идей и предложений; -выбор наиболее перспективных решений. 5. Составление глоссария. 6. Вопросы на актуализацию знаний и опыта. -Какие произведения И. А. Бунина читали ранее? -В какое время жил автор? О чём писал? Бунин не только автор прозаических произведений, он поэт. Поэтому особенно важно обратить внимание на художественное своеобразие текста. Как, какими средствами автор создаёт портрет зимы и передаёт состояние героя. 7. Приём «Корзина» идей, понятий. |
|
Текстовая деятельность (анализ первой части рассказа) |
В ходе анализа данного рассказа возможно отрабатывать разные виды чтения: чтение про себя с вопросами, попеременное чтение вслух, чтение с комментированием, чтение про себя с пометками, чтение по ролям. |
|
|
||
-Какое настроение возникло после прочтения I части рассказа? -Обратимся к нашей «Корзине» идей? Какие из предложенных вами идей нашли подтверждение в тексте? (Путешествие, каникулы, свобода, радость). -Какие слова выражения вам непонятны? (Коренник, иноходь, ухабы…) |
||
|
||
-Каким вы представляете себе героя рассказа? -Давайте найдём ключевые слова, которые передают настроение мальчика? -Как вы понимаете выражение «суровая, серая погода»? Как называется это средство выразительности? Для чего автор использует эти эпитеты? |
||
3. Выразительное чтение рассказа от слов «Я с нетерпением ждал Святок…» до слов «…да стены домов» с заданием проследить во время чтения, какие образы противопоставлены в тексте. | ||
-Изменилось ли настроение героя? -Расскажите, чем вам нравится праздничный город? -Почему герой с нетерпением ждал святок? -Когда начинаются святки? -Что же в тексте кажется вам необычным? (В разгар зимы герой хочет встречать в деревне начало весны). -Какие образы противопоставлены в рассказе? (Город и деревня). -Выделите ключевые слова, соответствующие образу «город». -Найдите в тексте ответ, почему невозможно в городе увидеть весну? |
||
4. Прогнозирование. Формулирование цели урока. Постановка проблемного вопроса. | ||
-Встретит ли герой весну в деревне? -Почему в деревне можно заметить приход весны? |
||
5. Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я засыпал, упоённый мечтами…» до слов «…так тесно и шумно». | ||
-Как можно озаглавить этот отрывок? (Весёлое путешествие). -Выделите ключевые слова, которые отвечают этому названию? -Какое слово в этом небольшом фрагменте автор повторяет дважды? Почему? |
||
6. Чтение фрагмента от слов «Но вот и одинокая, знакомая станция…» до конца первой части. Исследовательская работа с текстом. |
||
-Какую картину природы рисует автор? Обращение к репродукциям картин В. Г. Цыплакова, И. Э. Грабаря, К. Юона. -Какая картина наиболее подходит к рассказу Бунина, почему? -Давайте понаблюдаем, с помощью каких средств удалось автору создать портрет зимы? Работа в группах или в парах. Одной группе предлагается выписать слова, словосочетания, передающие приметы зимы и определить художественные средства выразительности. Другой группе выписать слова, которые передают краски зимы. -Как характеризует героя способность видеть многообразие оттенков зимы и чувствовать наслаждение от красоты природы? |
||
Послетекстовая деятельность | -Расскажите, почему вы любите бывать в деревне (за городом)? -Расскажите о герое рассказа, каким вы его представляете? Хотели бы вы иметь такого друга? Составление цитатного плана фрагмента рассказа или одной из частей. -Составьте цитатный план III части, подчеркните слова, в которых заключена основная идея рассказа (после прочтения всего текста). -Давайте совершим экскурсию по крестьянскому жилищу, составим цитатный план эпизода «В крестьянской избе, крестьяне за работой». |
|
После изучения рассказа И. А. Бунина можно предложить ученикам следующие задания на выбор: придумать обложку к книге с последующей её презентацией; создать свой текст «В деревне» (описание, повествование или рассуждение); подготовить пересказ фрагмента текста, который содержит основную мысль (III часть, диалог с отцом). Оценивать такие творческие задания могут сами учащиеся по критериям, разработанным и утверждённым в группах.
Используемая литература
- Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. — М.: Просвещение, 2011.
- Граник Г. Г. Когда книга учит / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. — М.: Педагогика, 1991.
- Королева Г. В. Технология эффективного чтения. — Ростов-на-Дону, 2009.
- Кудряшова В. А. Обучение реферативному чтению на уроках русского языка. — М., 1994.
- Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. — М.: Баласс, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011.
- Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах // [Электронный ресурс]