Урок литературы в 9 классе с применением технологии «обучение в сотрудничестве»
Тема любви в творчестве А.С.Пушкина
Яковлева Марина Юрьевна
Цели урока:
- Изучение любовной лирики А.С.Пушкина
- Формировать умение комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между биографией и творчеством
- Учиться работать с текстом: видеть ключевые слова, создавать логические цепочки размышлений, делать выводы
- Формировать умение выстраивать взаимоотношения с людьми, сотрудничать в группе
- Воспитывать высокое отношение к женщине, матери на примере творчества А.С.Пушкина
Используемые современные образовательные технологии:
обучение в сотрудничестве
Отношение к возлюбленной -
степень цивилизованности человека.
В.Г.Белинский
степень цивилизованности человека.
В.Г.Белинский
Этапы урока:
- Вызов (стимулирование интереса учащегося). Слово учителя.
- Дома вы читали стихи Пушкина, отбирали любовную лирику.
- Назовите эти стихи.
- О какой любви пишет поэт?
- Какие стихи понравились? Запомнились?
Для анализа мы выберем 3 стихотворения. Каждая группа получает свое стихотворение и вопросы для обсуждения.
Ваша задача: - выделить ключевые слова
- ответить на вопросы
- занести ответы в таблицу
«Я помню…» | «Я вас любил…» |
|
|
|
|
||
|
|
Вопросы к стихотворениям:
А- Какие чувства испытывает поэт?
Б- Какой образ женщины возникает в стихотворении?
Напоминаю правила работы в группе:
- Слушаем и слышим друг друга.
- Высказываем свое мнение.
- Прислушиваемся к мнению товарища.
- Обсуждаем ответы товарищей цивилизованно.
- Выбираем лучшие мысли, делаем выводы.
- Осмысление. Работа в группах, заполнение таблицы, чтение наизусть.
- Выступление 1 группы.
- Ключевые слова
- Чувства лирического героя
- Образ лирической героини
- Художественные средства
- История возникновения стихотворения (подготовленное домашнее сообщение учащегося)
- Слово учителя.
« насилу выпросила их опять, что у него промелькнуло тогда в голове- не знаю…» . Что же могло так смутить поэта?
Оказывается, «гений чистой красоты»- образ В.А.Жуковского, так тот назвал Сикстинскую мадонну» Рафаэля:
Ах! Не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты…
Поэму «Лалла-Рук» Жуковский посвятил императрице Александре Федоровне (слайд 5). Он посетил Дрезденскую галерею и не мог отойти от "Мадонны" целый час. Пушкин же никогда не был за границей, но еще в 20-е годы переписал от руки воспоминания своего учителя. Поэт знал и любил Рафаэля. Ну а что же Анна Петровна? Совсем ни при чем? Да нет же… Как переплелись в сознании поэта реальный образ Анны Керн и вечный образ Богородицы? В этом и есть загадка искусства. Поэтому нельзя однозначно трактовать поэзию и называть точных адресатов, прототипов стихов поэта.
-Посмотрите на картину Рафаэля (слайд 6). Католики называют Мадонной Богородицу. В православной традиции мы знаем множество икон, посвященных Божьей матери: Казанская, Владимирская, Иверская, Троеручица, Умиления и многие другие (слайд 7, 8) .
-Какие из них вы видели?
- Кому они покровительствуют?
5. Выступление 2 группы.
- Чтение наизусть стихотворения «Мадонна»
-- Ключевые слова
- Чувства лирического героя
- Образ лирической героини
- Художественные средства
- История возникновения стихотворения (подготовленное домашнее сообщение учащегося)
6. Слово учителя.
К. Брюллов, рисовавший Наталью Николаевну (слайд 9), вспоминал, как однажды он пришел к Пушкиным поздно. Дети уже спали, но поэт захотел показать их гостю, выносил их, заспанных, из постели. На художника это произвело тягостное впечатление, он не понял гордости Пушкина за свою семью. Для Брюллова Наталья Николаевна осталась лишь светской красавицей, для поэта- она мать четверых детей, идеал женщины.
- Что общего вы заметили в образах обоих стихотворений?
- Какая женская черта была обязательной, по мнению поэта?
- Теперь понятно, что он защищал на дуэли?
- Давайте соберем воедино все черты женского образа и попытаемся воссоздать женский идеал Пушкина.
(кроткая, нежная, красивая, величественная, непорочная, женщина- мать)
- Давайте сравним ваши представления о любви и женском идеале.
- Как вы относитесь к человеку, которого все еще любите, но с которым расстаетесь?
-Давайте сравним с чувствами поэта.
7. Выступление 3 группы.
- Чтение наизусть стихотворения «Я вас любил…» (слайд 10)
- Ключевые слова
- Чувства лирического героя
- Образ лирической героини
- Художественные средства
- История возникновения стихотворения (подготовленное домашнее сообщение учащегося)
- Есть ли здесь описание возлюбленной?
-Давайте еще раз обратимся к таблице. (слайд 11)
«Я помню…» | «Я вас любил…» |
|
|
|
Безнадежная грусть, тревога, сердце бьется в упоенье | Безмолвно, безнадежно, робость, ревность, искренно, нежно, не хочу печалить | |
|
Мимолетное виденье, нежный голос, милые, небесные черты, гений чистой красоты | Пречистая, с величием, кроткая, чистейшей прелести чистейший образец |
8. Слово учителя.
- Могли бы вы искренне пожелать человеку, с которым расстались,
«любимой быть другим»?
- Как вы понимаете, что такое пошлость?
- Что говорит об этом словарь?
(Снижение высокого, любовь ради низких целей, грязная, грубая) -Какое понимание любви вам ближе?
Н.В.Гоголь писал о Пушкине: «Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Двести лет прошло, доросли ли мы до пушкинского понимания любви? Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока. Согласны ли вы с Белинским?
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Пушкина, написать эссе:"Мой идеал женщины".