Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок-исследование по литературе XX века в 7 классе

Трудный процесс пробуждения совести…

(по рассказу В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»)
Постовар Елена Александровна,
ГБОУ СОШ № 79
Калининского района  Санкт-Петербурга
 
Тип урока: комбинированный урок решения исследовательских (проектных) задач
Технологии: коллективного проектирования
                     ИКТ-технологии
Оборудование урока: мультимедийная презентация, тексты рассказа В.Тендрякова «Хлеб для собаки», раздаточный материал для групповой работы (маршрутный лист, листы для выполнения учебной задачи).
Дидактическая задача урока: формирование умения применения учебных навыков для решения исследовательской (проектной) задачи.
Планируемые результаты.
Предметные: научиться использовать комментированное чтение для решения исследовательской задачи; овладение навыками устной и письменной речи для аргументации своей точки зрения.
Метапредметные: 1) познавательные УУД: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного;
2) регулятивные УУД: уметь отбирать информацию в соответствии с поставленной задачей; корректировать и оценивать свои результаты;
3) коммуникативные УУД: уметь выстраивать групповое взаимодействие для решения учебной задачи.
Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию через решение нравственных проблем.
Технологическая карта урока 
1. Целеполагание
Сегодняшний урок завершает наш разговор о русской литературе 20 века. Завершающий разговор – это всегда обобщение. Попробуем использовать обобщение для формулировки темы урока и предмета нашего разговораисследования. Слайд №2.
Итак, в центре внимания писателя, в центре внимания любого произведения – ЧЕЛОВЕК («Я»). Он предстаёт перед нами то в определённую эпоху своего развития («Я и моё детство»): здесь истоки человеческого «Я», то во взаимоотношениях с миром («Я и мир»), определяя для себя вечные и преходящие ценности, то во взаимодействии с другими людьми («Я и другие»). Но есть еще одна составляющая человека: «Я и Я». Как бы вы объяснили это соотношение. Что за ним стоит? (выслушать ответы учеников) - внешнее и внутреннее - человек и совесть… Действительно, понять и осмыслить себя, свои поступки помогает СОВЕСТЬ. 
 
2. Актуализация знаний 
Что же такое совесть? Совесть – это… (выслушать ответы учеников)
Слайд №3. Соотносим представления и знания учеников с толкованием слова, которое дают словари (БСЭ, толковый словарь В.И. Даля). Метафорическое представление слова даёт картина Ф.Шифляра «Совесть» (предложить ученикам высказаться по поводу содержания картины). В результате обсуждения, выходим на такие понятия, как «всевидящее око», «недремлющее око», «не скрыться от вездесущих глаз», «не уйти от самого себя», а значит «держать ответ перед собой».
Слайд №4. Совесть не рождается с нами, не даётся в наследство. Это результат воспитания, это опыт общения с миром и людьми. Когда же появляется совесть? Как слагается в детской душе совесть и понятие о ней? (выслушать ответы учеников) Приходим к выводу, что в жизни маленького человека наступает такой период, когда он готов держать ответ перед собой за свои поступки, когда готов сам   искать ответы на мучительные вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Это и есть пробуждение совести. Легко ли это даётся? Нет. Это трудный процесс. 
 

3. Формулировка темы и предмета исследования.
Обобщая сказанное, вместе с детьми формулируем тему и предмет исследования прочитанного дома рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»:  Трудный процесс пробуждения совести…
Предмет исследования. Проследить, как происходит мучительный процесс пробуждения совести в душе главного героя рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки».
4. Погружение в материал исследования
В.Ф. Тендряков – новый для вас автор. Давайте познакомимся с фактами его биографии, которые приблизят нас к пониманию писателя и героя его произведения.
Слайд №5. Слово об авторе (индивидуальное сообщение ученика с использованием мультимедийной презентации). Личность писателя во многом определяет и темы его творчества. Есть ли в  биографии В.Ф. Тендрякова факты, которые нашли отражение и в рассказе «Хлеб для собаки»? (выслушать ответы учеников) - сын ответственного работника - жизнь на станции Вожега - голод… Делаем вывод, что с точки зрения жанра рассказ автобиографичен. Значит, говорит о самом авторе, его жизни, его личных переживаниях. Это определяет особый исповедальный характер повествования.

Слайд №6. Путь к читателю. Рассказ «Хлеб для собаки» был написан в 1969 году, а опубликован в журнале «Новый мир» №3 за 1988 год, после смерти автора.  Как вы думаете, почему так долго не печатали это произведение В. Тендрякова? (выслушать ответы учеников) : Запрещённая тема!  Действительно, долгий путь к читателю определила тема голода 1932-1933 годов. Правительство не желало признавать фактов жесточайшего голодомора в стране, вся информация об этом страшном времени была засекреченной. Обратите внимание: не архивные материалы, а детские личные впечатления стали основой рассказа, поводом поразмышлять о времени, о себе… и о нас.

Слайд №7. Время в рассказе. Лето 1933 года. Короткая, но ёмкая экспозиция. Что стоит за этими словами?  Документальная основа рассказа (индивидуальное сообщение ученика с использованием мультимедийной презентации).  С какой целью автор начинает повествование с обозначения даты? (выслушать ответы учеников) Время в рассказе не просто фон, а полноправное действующее лицо, проверяющее людей на прочность, на человечность.

Слайд №8. Символы времени в рассказе. Особую значимость категория времени приобретает в ярких символах эпохи. Она в буквальном смысле звучит из репродукторов («Песня о встречном»), прорывается в бесшабашной удали (частушки), гремит «расхлябанной» телегой конюха Абрама. Для справки. В структуру повествования автор вводит определенную систему символических обозначений времени, усложняя тем самым смысл разговора с читателем, ибо разговор этот приобретает не только исторический, но и философский характер — о человеке и поиске им его собственного «я» в потоке времени. В текст рассказа — рефреном через все его содержание — автор включает, прямо противопоставляя их друг другу, слова из «Песни о встречном» и звук гремящей телеги, на которую конюх Абрам укладывает по утрам тела умерших «куркулей». «Песня о встречном» была написана Борисом Корниловым и Дмитрием Шостаковичем (послушаем песню). Судьба песни была долгой и счастливой, она звучала на праздниках, на физкультурных парадах, неслась из репродукторов...       Ситуация, введенная автором в сюжет рассказа, складывается парадоксально: с одной стороны, как об этом говорится в песне, страна «встает со славою На встречу дня», но в этой же самой стране умирают от голода миллионы ни в чем не повинных людей.  Вспомним слова частушки: «Хорошо тому живется, У кого одна нога...», — пропетые «тенором под балалайку». Эту частушку слышит герой — вместе с другими ребятишками он стал свидетелем разговора Дыбакова (фамилия ведь тоже своеобразный символ времени: дыба, орудие пытки, орудие уничтожения!) с одним из «куркулей». Частушка звучит «в обвалившейся тишине», когда «костяк» обращается к Дыбакову со словами: «Поговорим, начальник?» Слова ее, ставшие внезапно слышными, — это тоже знак времени, знак несчастливой жизни, и герой — и не он один, а вся ребятня — остро ощущают это несчастье: они даже не поют именно в этот момент. Когда в предутренние часы мир кажется герою прекрасным, «удивительно покойным», автор вводит еще один, самый трагичный символ времени — грохот телеги, увозящей из скверика тела умерших за ночь «куркулей».       Соединение автором всех этих символов — песни, частушки, грохота телеги —  позволяет говорить о том, что в самой безвыходной ситуации человек все равно будет искать выход, то есть делать выбор: как жить в стране, где звучит прекрасная песня и где каждое утро кто-то умирает от голода?

Слайд.№9. Герой рассказа. Повествование ведётся от первого лица. Кто он герой рассказа? (выслушать ответы учеников) Володька Теньков, сын ответственного работника, получающего ответственный паёк (по социальным меркам отделён от других своих одноклассников), 10 лет. Мальчик вступает в тот возраст, когда готов оценивать свои поступки. 

Слайд №10. Проблема выбора. Итак, с одной стороны, - время, жестокое, противоречивое, с другой, - маленький человек, пытающийся найти своё место в это непростое время. В итоге герой поставлен в ситуацию, когда должен сделать непростой нравственный выбор, который для 10-летнего мальчика сродни вопросу: жить или не жить (ср. судьба начальника станции). В помощь ему – пробуждающаяся совесть… Как же происходит пробуждение совести в душе героя? 
 
5. Реализация исследовательских задач
Слайд №11. В одной из статей о В. Тендрякове прочитала: «Он никогда не считал себя выше читателя, а вместе с ним шел дорогой сомнений и размышлений…» Давайте и мы пройдём этой дорогой… Определять этапы нашего пути будет маршрутный лист (см. Приложение1) Что в конце? Опыт вдумчивого читателя, который приобретается при внимательном чтении и осмыслении прочитанного. 
 
Групповая работа. «Диалог» с автором… Каждая группа (класс разделён на группы по количеству смысловых эпизодов текста) получает лист с исследовательской задачей. Взаимодействуя в группе, ученики самостоятельно работают с предложенным эпизодом текста, анализируют, выделяют ключевые слова, создают собственный текст-осмысление эпизода. 
 
6. Представление результата исследования
Слайд №12. Вслед за автором… Каждая группа отчитывается о результатах совместной работы, в ходе которой возникает целостное осмысление текста вслед за автором в свете выделенной задачи исследования. На этом этапе ученики получают возможность оценить результат собственной работы и работы других, соотнести свой читательский и жизненный опыт с опытом одноклассников.
Группа №1. 1-ая остановка. Привокзальный сквер.  «Ужасы привокзального сквера…»
Ключевые слова Осмысление прочитанного «валялись те, кого уже не считали людьми»; скелеты; нечеловечьи широкими глазами; кислый смрад; булькал нутром; ужасы; зверушечьего любопытства; страха, брезгливости, упрятанной панической жалости; равнодушному небу; любуются смертью; Ужасающая, отталкивающая картина; смерть как зрелище, вызывающее страх и любопытство; на фоне равнодушного неба; кто-то вычеркнул умирающих из числа людей. Что чувствует герой? Брезгливость, но и паническую жалость, которую обязательно надо прятать! Подобное зрелище способствует пробуждению СОВЕСТИ, будоражит её. 

 Слайд №13.  
Группа №2. 2-ая остановка. Улица. «Тихий уличный случай»
Ключевые слова Осмысление прочитанного Сильное потрясение; тихий случай; опрятное и поношенное лицо; разбила! Нечистый след; на колени; как перед могилой; обгрызенной деревянной ложкой; плакала и ела; аккуратно; я в стороне;  не ревел – боялся засмеются! 
Оказывается и тишина может кричать! Кричать о боли, о голоде, который против правил приличия! Тихий уличный случай потряс больше, чем смерть обреченных куркулей. Ведь она не ссыльная, не раскулаченная! Но в её действиях – безысходность и глубокое горе, безнадёжная покорность судьбе! Потрясение – голос пробуждающейся СОВЕСТИ! 
       
Слайд №14. Группа №3. 3-я остановка. Школа. «На большой перемене…»
Ключевые слова Осмысление прочитанного Хлеб; тянулись руки со всех сторон; растерзанный хлеб; нечаянно убили; она голодна тоже; как стыдно быть сытым в пролетарской стране; покорно; отказался брать завтраки в школу.  
Что должен чувствовать сын ответственного служащего, получающего ответственный паёк, среди голодных одноклассников? Стыд! Голос СОВЕСТИ зазвучал в его душе, и он начал действовать. Попытка поделиться со всеми окончилась крахом. Чего стоит «растерзанный хлеб» на полу! В итоге ещё больше отдалился от одноклассников и перестал брать завтраки в школу. 
  
 Слайд №15. Группа №4. 4-ая остановка. Опять привокзальный сквер. «Свидетель нечаянного разговора…» Ключевые слова Осмысление прочитанного Секретарь партии; шкилетник; умирающие с голоду; хотел обогнуть случайные мощи; кротко глядел; всяк за свою свободушку стоит; отыми и остановись; перешагнул; мы осуждающе разглядывали;  и всётаки было жаль злого врага! Став свидетелем разговора Дыбакова с одним из куркулей, умирающих на дорожках привокзального сквера, Володя тоже, как и все, готов осуждать собственника, ведь он – классовый враг. Но почему-то очень жаль этого злого врага! Не потому ли, что СОВЕСТЬ подсказывает: достоин жалости и помощи умирающий беспомощный ЧЕЛОВЕК.  
 
Слайд №16.  Группа №5. 5-ая остановка. Совесть. «Совести свойственно… просыпаться…»
Ключевые слова Осмысление текста Совести свойственно просыпаться в теле сытых людей; не спас пятерых, съел их жизнь; ни с кем не поделился; если враг не сдается – его уничтожают; гремит расхлябанная телега, будит спящий посёлок; гремит и стихает. 
 Размышляя о пробуждении совести, герой корит себя за бездействие: ни с кем не поделился. Но действие – это и проблема выбора: время диктует ему не жалеть врагов, а совесть подсказывает другое решение.  Телега конюха Абрама будит спящий посёлок, наводя страх и перечеркивая радостные ощущения от того, что герой есть на свете. Будит СОВЕСТЬ! 
 
Слайд №17.  Группа №6. 6-ая остановка. На улицах посёлка. «В поисках самого, самого голодного…»
Ключевые слова Осмысление прочитанного Я обязан с кем-то делиться; с самым, самым голодным, даже если он враг; только тайком; с облегченными карманами и облегченной совестью; жалею своих врагов.
Терзаясь муками совести, не в силах заглушить свой внутренний голос, Володя ищет самого голодного. В бессильных попытках сделать благое дело, он открывает для себя истину: нельзя накормить одного, а других не заметить.  Но ещё более мучительное сознание: благородное намерение надо совершать тайком от других! Как «накормить» свою голодную СОВЕСТЬ? 

 Слайд №18  Группа №7. 7-ая остановка. Дома на крылечке. «… нашел самое, самое несчастное существо…» Ключевые слова Осмысление прочитанного Собака; глядела пустующим взором; от голода; несчастное существо; не верила; бросил хлеб; ближе друг другу не стали; жертвой времени; ничего не требуя взамен; кого-то кормлю, значит и сам имею право есть и жить.  
Да, Володя спас собаку от голодной смерти, но и она спасла его нравственно: она дала ему возможность заботиться о ком-то, успокоить мучения совести, делать то добро, которое он, мальчик, мог сделать. Кормя собаку, он кормил свою СОВЕСТЬ. 
 
7. Рефлексия.
Слайд №19. Открытия вдумчивого читателя. Пройдя дорогой сомнений и размышлений, сделали для себя важные открытия… Какие? (выслушать ответы учеников) Пробуждение совести – это этап взросления, время, когда сам ищешь ответы на мучительные вопросы, которые преподносит тебе жизнь. Пробуждение совести – это право называться человеком.
Слайд №20. Послесловие… А всё ли сказано? Об авторе, о времени, о герое рассказа? В. Тендряков говорил: «Мне хотелось бы, чтобы после моих произведений не принимали моё, а думали над моим». В домашнем задании, беря на вооружение опыт коллективного исследования, попробуйте написать личное сочинениеразмышление. 
 
8. Домашнее задание
Написать сочинение-размышление «Что я думаю об авторе и прочитанном произведении…» 
 
Использованная литература:
1. Тендряков В. Неизданное. – М.: «Художественная литература», 1995.
2. Тендряков В. Автобиография. 
3. Русская литература последних десятилетий. Под ред. В.Г. Маранцмана. М.: «Просвещение»,1998.
4. http://elib.tendryakovka.ru/tendryakov_html/main.html 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»